ГАРНАК

ГАРНАК
ГАРНАК
(Harnack)
Адольф (род. 7 мая 1851, Дерпт – ум. 10 июня 1930, Гейдельберг) – нем. теолог; с 1888 был профессором в Берлине. Занимался вопросами истории протестант, церкви и догматики, особое внимание уделял исследованию связи теологических и философских идей. Догму он называл «произведением греч. духа на почве евангелия», религию – «основной, главной» частью культуры. Познание и жизнь, наука и деятельность образуют, согласно Гарнаку, своего рода единство. По современным понятиям, Гарнак был очень либеральным протестантом. Осн. произв.: «Lehrbuch der Dogmengeschichte», 3 Bde., 1885-1889; «Wesen des Christentums», 1900; «Geschichte der PreuЯischen Akademie der Wissenschaften», 4 Bde., 1900; «Ьber die Sicherheit und die Grenzen der geschichtlichen Erkenntnis», 1917.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ГАРНАК
    ГАРНАК (Harnack) Адольф (7 мая 1851, Дерпт— 10 июня 1930, Гейдельберг) — немецкий протестантский теолог. главный представитель либеральной теологии, историк. Изучал теологию в Дерпте и Лейпциге, ученик А. Ричля. В 1874—доктор теологии, с 1876—профессор церковной истории в Лейпциге, в 1879—в Гессене, в 1886—в Марбурге, в 1886—1921—профессор в Берлинском университете. С 1890 член Прусской академии наук. В 1903—11 — президент Евангелического социального конгресса. Основной труд “Учебник по истории догматов” (Lehrbuch der Dogmengeschichte, 3 Bd, 1886—89), охватывающий историю христианства до Лютера, должен был по замыслу Гарнака способствовать установлению связей между христианской теологией и культурными ценностями современной эпохи. Теологию он понимал как науку по преимуществу историческую, которая должна соответствовать культурному уровню своей эпохи и отвечать принципу единства познания и жизни, науки и практической деятельности. Религию Гарнак рассматривал как главную, “основную часть культуры”; ведущая тема его теологии (и либеральной теологии в целом)—неразрывная связь христианства и культуры, религии и образования: теология призвана способствовать усилению влияния христианства на общественную жизнь. Эту цель преследовали его знаменитые лекции “О сущности христианства”'(0аз Wesen des Christentums, 1899—1900), ставшие сразу же теологическим бестселлером и переведенные на многие языки, в т. ч. на русский.
    Гарнак исходил из того, что главные проблемы церковной истории могут быть поняты и объяснены из анализа первоначального христианства: сущность христианства познается в обращении к личности и учению Иисуса Христа. Главные темы “евангелического христианства”, как его понимает Гарнак, составляют—Царство Божие и его пришествие; Бог Отец и ценность человеческой личности; высшая праведность и заповедь любви. Эллинизация Евангелия привела к тому, что Новый Завет был связан с чуждой его духу греческой философией и в результате “простая религия Иисуса” была искажена и трансформирована в догмат о Воплощении Сына Божьего. Лишь Реформация очистила Евангелие от этого искажения и восстановила первоначальное учение Иисуса Христа. Поэтому в своих работах по истории христианской догматики Гарнак особое внимание уделял исследованию связи теологии с философией, рассматривая догмат как “произведение греческого духа на почве Евангелия”. Утраченное в эпоху Просвещения единство культуры и религии может быть восстановлено в наше время, как полагает Гарнак, с помощью свободного от спекулятивных наслоений подлинного Евангелия Иисуса, а это значит—“знания и признания Бога Отцом”, признания ценности личности и этического идеала Царства Божьего. Таков, согласно либеральной теологии, единственно приемлемый и имеющий смысл для современного человека образ христианства, соответствующий сознанию и культуре нашего времени и не входящий в противоречие с ними.
    Преодоление конфликта между современным обществом и христианской религией—основной мотив и пафос не только теологии Гарнака, но и его практической деятельности в Евангелическом социальном конгрессе, которая отражена в работе Гарнака “Евангелическо-социальные задачи в свете истории церкви” (1894). Проблематика, разрабатывавшаяся Гарнаком, актуальна и в наши дни. Несмотря на сильную оппозицию основным идеям либеральной теологии со стороны диалектической теологии (начало развитию которой положил К. Барт—ученик Гарнака), либеральная теология сохраняет определенное значение и в кон. 20 в., поскольку поставленная ею проблема взаимоотношения религии и культуры обретает все большую злободневность.
    Соч.: Общая история европейской культуры, т. 5: Сущность христианства. СПб., 1911; Там же, т. 6: История догматов; Lerbuch der Dogmengeschichte, 3 Bd. Tub., 1886-89; Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius, 3 Bd. Tub., 1893-1904; Das Wesen des Christentums. Tub., 1900; Mareion. Tub., 1921; Reden und Aufsätze, 7 Bd. Tub., 1903-30.
    Лит.: Гараджа В. И. Либеральная теология.— В кн.: Протестантизм. М., 1971, разд. 2; Aland К., Elliger W., Dibellus 0. Adolf von Harnack in Memoriam. Reden zum 100. Geburtstag, 1951.
    В. И. Гараджа

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ГАРНАК" в других словарях:

  • Гарнак — Гарнак, Адольф фон Адольф фон Гарнак, немецкий теолог Адольф фон Гарнак (Карл Густав) (нем. Harnack, Adolf von, 7 мая 1851, Дерпт, ныне Тарту, Эстония 10 июня 1930 …   Википедия

  • ГАРНАК —         (Harnack) Адольф фон (1851 1930) нем. теолог и историограф. Образование получил в Дерпте. С 1876 проф. в Лейпциге, Гисене, Марбурге, с 1889 в Берлине. В 1903 11 президент Евангелическо социального конгресса.         Г. последователь А.… …   Энциклопедия культурологии

  • ГАРНАК — [нем. Harnack] Адольф фон (7.05.1851, Дерпт, ныне Тарту, Эстония 10.06.1930, Гейдельберг), нем. протестант. церковный историк и богослов либерального направления. А. фон Гарнак А. фон ГарнакГ. род. в семье ортодоксального протестант. богослова Ф …   Православная энциклопедия

  • ГАРНАК (Harnack) Адольф — ГАРНАК (Харнак) (Harnack) Адольф (1851 1930) немецкий протестантский богослов и церковный историк. Автор фундаментальных трудов по истории раннего христианства, христианской литературы и истории догматов, которые он рассматривал как создание… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гарнак, Адольф фон — Адольф фон Гарнак, немецкий теолог Адольф фон Гарнак (нем. Adolf von Harnack, 7 мая 1851, Дерпт, ныне Тарту …   Википедия

  • ГАРНАК Адольф — (Harnack, Adolf von) (1851 1930), немецкий протестантский теолог, историк, представитель т.н. либеральной теологии, родился 7 мая 1851 в Дерпте (ныне Тарту, Эстония). Его отец, Теодосиус фон Гарнак, был профессором практической теологии в… …   Энциклопедия Кольера

  • Гарнак Адольф — Харнак (Harnack) (1851 1930), немецкий протестантский богослов и церковный историк, автор фундаментальных трудов по истории раннехристианской литературы и истории догматов, которые рассматривал как «создание греческого духа на почве Евангелия».… …   Энциклопедический словарь

  • Гарнак, А. Е. — сост. сборн. узакон. о волостн. суде (М., 1901). {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гарнак — (Theodosius Harnack) заслуженный лютеранский богослов (1817 1889), профессор Дерптского университета. Главные сочинения: Die luth. Kirche Livlands u. d. herrn hutische Brüdergemeinde ; Der christliche Gemeindegottesdienst in apostol. Zeit ; Die… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гарнак —         Адольф фон (1851 1930), историк церкви, профессор в Лейпциге и Берлине, с 1890 член Прусской Академии наук, историю которой он писал (1900). По предложению Г. была основана комиссия церковных деятелей для издания трудов греч. христианских …   Словарь античности


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»