ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович это:

ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович
(1856-1925) — философ, психолог, логик. Окончил историко-филологический факультет Петербургского ун-та; в 1884—1886 подготавливался к званию проф. в ун-тах Берлина, Лейпцига, Гейдельберга, слушал К. Фишера. С 1887 — приват-доцент Петербургского ун-та, через год защитил магистерскую диссертацию «Опыт построения теории материи на принципах критической философии» и занял кафедру философии. В различных высших учебных заведениях столицы читал лекции по логике, психологии и истории философии, вел семинары по И. Канту, Платону, Аристотелю. С 1898 — председатель Санкт-Петербургского филос. общества, активно издавал филос. литературу и занимался собственным филос. творчеством. В истории рус. философии В. можно считать одним из самых больших приверженцев философии Канта, что нашло отражение в таких работах, как «Логика как часть теории познания» (1909), «Психология без всякой метафизики» (1914). Решение центральных филос. проблем В. видел в кантовском научно-критическом агностицизме, отвергал возможность научной метафизики, т.е. познания бытия, но признавал метафизику как дело веры.
Собственное филос. учение В. называл логизм о м, обосновывая его на принципах кантовского априоризма, который трактовал в смысле необходимости исходных, недоказуемых в системе знания, но «заведомо годных для знания» суждений. Из господствовавшего в то время неокантианства наиболее близки В. были Г. Коген и В. Виндельбанд.
Среди философов учениками В. можно назвать СО. Грузенберга, И.И. Лапшина, И.О. Лосского, СИ. Поварнина, в филос. полемике с ним состояли Э.Л. Радлов, С.Н. Трубецкой, Н.Я. Грот, М.И. Каринский.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович
    ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович [19(31) марта 1856, Тамбов—7 марта 1925, Ленинград] — русский философ, психолог, логик. Окончил в 1881 историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1888 защитил магистерскую диссертацию “Опыт построения материи на принципах критической философии”. В Петербургском университете и др. учебных заведениях читал курсы логики, психологии, истории философии, был одним из инициаторов создания Философского общества. 31 января 1898 на первом заседании в качестве председателя сделал доклад “Судьбы философии в России”.
    Основывая собственное учение (“логицизм”) на принципах кантовского априоризма, трактовал априорность в смысле необходимости исходных, недоказуемых в системе знания, но “заведомо годных для знания” суждений. Хотя ни одна из школ европейского неокантианства и не оказала на Введенского непосредственного и решающего влияния, его понимание методологических задач “критической” философии в ряде существенных моментов было близко принципам теории познания Г. Когена и В. Виндельбанда. Достоверность познавательной деятельности, по Введенскому, ограничена пределами сознания, основополагающим законом которого является “объекгивирование”: “неотделимость я от не-я, я без не-я пусто”, поэтому свойства нашего сознания (напр., ощущения) неизбежно выступают в виде объекта. В “логицизме” философа априорному (аксиоматическому) знанию противопоставляются не обладающие научной достоверностью знания апостериорные (опытные) и метафизические (основанные на вере). Ведущая роль в познавательном процессе отводится логике, которая является (в отличие от психологии, выполняющей лишь описательные функции) основным инструментом проверки научной состоятельности теории. Отрицая логико-рациональный статус метафизики (даже “чужое одушевление” недоказуемо и остается всего лишь метафизической гипотезой из-за “отсутствия объективных признаков одушевления”), Введенский в то же время видел в метафизике как вере, основанной на нравственных взглядах, необходимый элемент мировоззрения. В 20-е гг. выступал против пропаганды массового атеизма и полагал, что он не может иметь корней в России, т. к. верующие интуитивно и верующие в силу развитости нравственного и эстетического чувства делают религиозность населения чертой постоянной.
    Соч.; Опыт построения теории материи на принципах критической философии. СПб., 1888; Логика как часть теории познания, 4-е изд. Пг., 1922; Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом.—“Мысль”, журнал Петербургского философского общества, 1922; Философские очерки. Прага, 1924; Статьи по философии. СПб., 1996. Лит.: Зеньковский В. В. История русской философии. Париж, 1909, т. 2, с. 218—228; Кант и философия в России. М., 1994.
    В. В. Сербиненко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович" в других словарях:

  • Введенский Александр Иванович — самый крупный представитель критической философии в России. Родился в 1856 г. Окончив тамбовскую гимназию, поступил на математический факультет Московского университета, откуда перешел в петербургский, сначала тоже на математический, а через год… …   Биографический словарь

  • Введенский, Александр Иванович — профессор логики и психологии Петербургского университета. Напечатал: "Учение Лейбница" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1886, № 1); "Опыт нового построения теории материи на принципах критической… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Введенский Александр Иванович — (1856–1925) русский философ и психолог. Развивал идеи кантианства, называя свою философскую систему «логицизмом». В работе «О пределах и признаках одушевления» (1892) В. утверждал, что чужая душевная жизнь объективных признаков не имеет и потому… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович — (1888 1946) идеолог и митрополит русской обновленческой церкви …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович — (1856 1925) российский философ, крупнейший представитель русского неокантианства. Председатель Санкт Петербургского философского общества (1897 1917). Труды по психологии и логике …   Большой Энциклопедический словарь

  • Введенский Александр Иванович — (1856 1925) русский философ и психолог. Разработал на основе учения И. Канта философскую систему логицизма . В книгах О пределах и признаках одушевления (1892) и Психология без всякой метафизики отвергал экспериментальный подход к анализу… …   Психологический словарь

  • Введенский Александр Иванович — (1856, Тамбов, ‒ 7.3.1925, Ленинград), русский философ идеалист и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства. Профессор Петербургского университета (с 1890), председатель Санкт Петербургского философского общества (с 1899). В… …   Большая советская энциклопедия

  • Введенский Александр Иванович — I (1856 1925), философ, крупнейший представитель русского неокантианства. Председатель Санкт Петербургского философского общества (1897 1917). Труды по психологии и логике. II (1888 1946), церковный деятель. Один из лидеров «обновленческого… …   Энциклопедический словарь

  • Введенский, Александр Иванович — Известны следующие личности по имени Александр Иванович Введенский: Введенский, Александр Иванович (1856 1925)  русский философ и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства. Введенский, Александр Иванович (1888 1946) … …   Википедия

  • Введенский Александр Иванович — Имя Александр Иванович Введенский принадлежит следующим известным личностям: Введенский, Александр Иванович (философ) (1856 1925) русский философ идеалист и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства. Введенский, Александр… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»