БРУННЕР

БРУННЕР
БРУННЕР
(Brunner)
Эмиль (род. 23 дек. 1889, Винтертур – ум. 1966) швейц. представитель философии религии, профессор в Цюрихе с 1924. Один из видных представителей развиваемой Карлом Бартом диалектической теологии, метод которой Бруннер переносит на философию. Взгляды его близки к взглядам Кьёркегора; сомневается в возможности философского разъяснения существования (человеческое существование может быть познано только в его отношении к Богу); это разъяснение, по его мнению, должно быть делом христ. антропологии. Он не согласен также с хайдеггеровским решением проблемы существования. В центре естественного самопонимания, считает он, находится совесть. Осн. произв.: «Philosophie und Offenbarung», 1925; «Religionsphilosophie», 1926; «Der Mittler», 1927; «Natur und Gnade», 1935; «Offenbarung und Vernunft», 1941; «Der Mensch im Widerspruch», 1937.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

БРУННЕР
(Brunner), Эмиль (р. 23 дек. 1889) – швейц. теолог. Проф. в Цюрихе с 1924. Один из представителей т.н. диалектич. теологии. В своих работах Б. утверждает мысль о благотворности связи веры с общим развитием культуры, к-рое понимается гл. обр. как развитие философии, морали, психологии. Б. проводит идею близкого конца мира, причину к-рого он видит в успехах техники и автоматизации.
Соч.: Erlebnis, Erkenntnis und Glaube, 5 Aufl., Tübingen, 1933; Die Grenzen der Humanität, Z., 1922; Religionsphilosophie evangelischer Theologie, Münch., 1927; Das Wort Gottes und der moderne Mensch, В., 1937; Der Mensch im Wiederspruch, Z., 1941; Offenbarung und Vernunft, Z., 1941; Dogmatik, Bd 1–2, Z., 1946–50; Das Missverständnis der Kirche, Stuttgart, 1951; Das Ewige als Zukunft und Gegenwart, Z., 1953.
Лит.: Баумер Φ. Л., Апокалиптика 20-го столетия, "Вести, истории мировой культуры", 1957, No 2; Момджян X. Н., Об идеологии социального пессимизма, там же, с. 47–55; Vоlken L., Der Glaube bei E. Brunner, Freiburg, 1947.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

БРУННЕР
    БРУННЕР (Brunner) Эмиль (23 декабря 1889, Винтертур, Швейцария—6 апреля 1966, Цюрих)—один из основоположников и главных представителей (наряду с К. Бортом) диалектической теологии. С 1924 профессор систематической теологии в Цюрихе. Брукнер воспринимал христианство как истину, направляющую человеческую жизнь. Соответственно его теология обращена к человеку и исторической действительности, как возвещение о настоящем и будущем, ожидающем ныне живущих, т. е. грядущем Царстве Божием. Любить Бога, согласно Бруннеру, значит содействовать тому, чтобы жизнь становилась лучше, бороться со злом и приближать то время, когда все станут братьями и будут осушены все слезы. Христианство и социализм, считает он, нераздельны. Главную проблему современности он видит в избавлении от зла, прежде всего социальной несправедливости, экономического и политического насилия,—от всего, что делает общество “нехристианским”. Здесь Бруннер сходится с Бартом, с т. зр. которого все земное поражено грехом и если капитализм плох, то это не значит, что социализм лучше, поскольку христианские заповеди не могут быть осуществлены ни в какой политической системе. Для Бруннера сила Евангелия, напротив, в том, что оно помогает решению любых вопросов, возникающих у разных людей в самых различных обстоятельствах. Теологически эта позиция обосновывается его пониманием соотношения “природы” и “благодати”. Он признает два Откровения—в Иисусе Христе и в акте Творения, создающего человека наделенным разумом и совестью. Теология должна основываться не только на Слове Божием, но и на философии, которая есть дело человеческого разума и выполняет важную для теологии критическую функцию—указывает границы разума и тем самым предотвращает его вторжение в область Откровения. Бруннер считает, т. о., правомерным существование протестантской религиозной философии, но лишь в качестве “дополнительной возможности”. Она стоит “на краю” христианского учения, а не в центре его. Теология использует философию, но основывается все же на Логосе Откровения, а не на имманентной человеческому разуму философской рефлексии.
    Для Бруннера важно найти убедительные для современного человека ответы на самые простые, но самые важные прямо поставленные вопросы: жив ли Бог или Он умер? является ли Бог—Отцом Иисуса Христа? имеет ли смысл молиться этому Богу и возлагать на Него все надежды? Одной лишь ссылки на Слово Божие, на авторитет церкви недостаточно, чтобы помочь человеку понять и принять это Слово; философия способствует тому, чтобы связать Слово Божие с решением проблем сегодняшней жизни.
    Вслед за С. Кьеркегором, который оказал на него сильное влияние, Бруннер скептически оценивает способность философии постичь человеческое существование в его основах. Человек может быть познан только в его отношении к Богу, и основная роль здесь принадлежит не философской, но теологической антропологии, которая исходит из главного Откровения—“самовозвещения Бога”. Теологическая антропология, как ее трактует Бруннер, должна избежать двух гибельных заблуждений—объективизма и субъективизма, искажающих истинный образ веры. Объективизм, т. е. протестантская ортодоксия как старого, так и нового образца (неоортодоксия), основывается на Слове Божием, полагая что только оно имеет значение. Противоположная же субъективистская тенденция представлена Ф. Шлейермахером, пиетизмом, экзистенциалистскими вариантами теологии. Бруннер полагает, что объект-субъектная мыслительная схема неприемлема для выражения веры и сама альтернатива между объективизмом и субъективизмом в теологии должна быть преодолена. Вера, поскольку она всегда означает встречу с “тай
    ной”, “загадкой”, выражается в “вопросе и ответе” — вопросах, возникающих у людей в различных обстоятельствах, и ответах, продиктованных не только Словом Божиим, но также и этими обстоятельствами. Рассказывать “историю Адама”, с точки зрения Бруннера, значит рассказывать о судьбе человека, его истории. Такой “рассказ” не может быть свободным от заблуждений. Поэтому строгая библейская вера предполагает (а не исключает, вопреки ортодоксии) критическое прочтение библейского учения. Критика Библии в этом смысле является для каждого образованного человека чем-то само собой разумеющимся. Понимание Слова Божиего в соотнесении с историческими обстоятельствами и с тем, как они осознаются людьми, означает обращение в поисках ответа на вопросы человеческого существования не только к Откровению в Иисусе Христе, но и к Откровению в сотворенном мире, в самом человеке, наделенном совестью и разумом. Вот почему в теологии Бруннера большое место занимает разработка философских—гносеологических и этических—проблем. В центре “естественного” самопонимания человека находится совесть (в этом утверждении он решительно расходится с хайдеггеровским решением проблемы человеческого бытия). За счет обращения к философии Бруннер смягчает бартовский теологический изоляционизм, он признает роль привносимого в веру человеческого элемента—тем самым он пролагает путь к последующему развитию протестанской теологии (Бонхёффер, теологии родительного падежа), идущей в русле поисков точек соприкосновения христианской веры с современной культурой, с антропологическим поворотом современной мысли.
    Соч.: Erlebnis, Erkenntnis und Glaube. Tub., 1921; Die Mystik und das Won. Tub., 1924; Religionsphilosophie und protestantische Theologie. Tub., 1931; Natur und Gnade. Tub., 1934; Der Mensch im Widerspruch. Tub., 1937; Das Ewige in Zukunft und Gegenwart. Tub., 1953; Die christliche Lehre von Gott. Dogmatik, 3 Bde. Tub., I960. Unser Glaube. Eine christliche Unterweisung. Tub., 1967.
    Лит.: Гараджа В. И. Протестантские мыслители новейшего времени. Концепция человека Эмиля Бруннера.—В кн.: От Лютера до Вайцзеккера. Великие протестанские мыслители Германии. М., 1994, гл. 4; Kegley С. W. (Hrsg.). The Living Theology of Emil Brunner. Tub., 1962.
    В. И. Гараджа

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "БРУННЕР" в других словарях:

  • Бруннер — (нем. Brunner)  немецкая фамилия. Известные носители: Бруннер, Алоис (род. 1912)  гауптштурмфюрер СС, нацистский военный преступник. Бруннер, Генрих (1840 1915)  немецкий историк медиевист. Бруннер, Иоганн Конрад (1653… …   Википедия

  • БРУННЕР — БРУННЕР, Иоганн (Iohann Konrad Brun ner, 1653 1725), крупнейший анатом своего времени. Изучал медицину в Страсбурге, Париже, Лондоне и Амстердаме. В 1687 г. был приглашен профессором в Гейдельберг. В 1686 г. им были открыты в двенадцатиперстной… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Бруннер К. — Карл Бруннер (1916 1989) швейцарский и американский экономист Карл Бруннер (род. в 1951) итальянский саночник, чемпион мира 1971 года …   Википедия

  • Бруннер Э. — Эдуард Бруннер (нем. Eduard Brunner; род. 1939, Базель)  швейцарский кларнетист. Содержание 1 Биография 2 Репертуар 3 Творческие контакты …   Википедия

  • Бруннер, Доминик — Флориан (нем. Dominik Florian Brunner, 18 мая 1959, Штутгарт  12 сентября 2009, Мюнхен)  немецкий бизнесмен, топ менеджер компании Erlus AG, крупнейшего немецкого производителя черепицы[1]. Погиб в результате драки с криминальными… …   Википедия

  • Бруннер, Карл (экономист) — Karl Brunner Дата рождения: 16 февраля 1916(1916 02 16) Место рождения: Цюрих, Швейцария Дата смерти …   Википедия

  • БРУННЕР (Brunner) Генрих — (1840 1915) немецкий историк, иностранный член корреспондент Петербургской АН (1908). Труды по истории государства и права раннего западно европейского средневековья. Сторонник общинной теории …   Большой Энциклопедический словарь

  • БРУННЕР Эмиль — (1889 1966) швейцарский протестантский теолог, представитель диалектической теологии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бруннер Генрих — Бруннер (Brunner) Генрих (21.6.1840, Вельс, 11.8.1915, Киссинген), немецкий историк, специалист по истории государства и права раннего средневековья, профессор. Берлинского университета (1873), член Прусской АН (1884). Б. крупный знаток… …   Большая советская энциклопедия

  • Бруннер Эмиль — Бруннер (Brunner) Эмиль (23.12.1889, Винтертур, 6.4.1966, Цюрих), швейцарский протестантский теолог. Профессор в Цюрихе с 1924. Представитель диалектической теологии. Выступая против либерального протестантизма 19 в. и возвращаясь к… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»