БЕНЗЕ

БЕНЗЕ
БЕНЗЕ
БЕНЗЕ (Bense) Макс (род. 7 февр. 1910, Штрасбург) – нем. философ; с 1948 – профессор в Штутгарте, занимался философией техники, теорией науки и натурфилософией, представитель экзистенциального рационализма (отличительным признаком человека является его ум) и логического эмпиризма (мы познаем физические процессы в форме логически сконструированных предложений). Осн. произв.: «Hegel und Kierkegaard», 1946; «Technische Existenz», 1949; «Die Philosophie zwischen den beiden Kriegen», 1951; «Der Begriff der Naturphilosophie», 1953; «Aesthetica», 1954.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

БЕНЗЕ
    БЕНЗЕ (Bense) Макс (1910, Страсбург-1990)-немецкий философ, интенсивно занимавшийся информационной и семиотической эстетикой. Изучал в Бонне (1930—34) и в Кельне (1934—35) физику и математику. Защитил диссертацию “Квантовая механика и относительность существования” у О. Беккера. В 1946 опубликовал труд “Контуры гуманитарной истории математики” (т. 1—2), который• защитил в качестве второй диссертации в университете Иены. С 1946—профессор философии в этом университете. С 1949—в Высшей технической школе Штутгарта. Основатель кружка “Духовная жизнь Франции”.
    С сер. 1950-х гг. Бензе сосредоточил усилия на создании “объективной эстетики”, которая строится им на основе кибернетики и теории информации. Информационная эстетика рассматривается Бензе как наука о математических и технических основах творческого процесса. В противовес “рецептивной эстетике”, которая делает своим предметом эмоции, субъективные суждения вкуса и восприятие художественных произведений, “объективная” (или информационная) эстетика дает методический анализ художественных произведений как объективно данного.
    От объективной эстетики Бензе обратился к семиотике. Он выпускает ряд работ по теории семиотики—“Семиотика. Общая теория знаков” (1967); “Семиотический процесс и системы” (1975), а также основывает серию “Исследования оснований кибернетики и наук о духе” (1960) и международный квартальник по семиотике и эстетике “Semiosis” (1975). С семиотической точки зрения Бензе рассматривает не только эстетические, но и гносеологические и отологические проблемы. В нач. 1970-х гг. он строит теорию семиотической эстетики (“Знак и дизайн. Семиотическая эстетика”, 1971; “Эстетика”, 1982). Согласно ему, художественное произведение не отображает и не репрезентирует внешний мир, оно обладает собственной реальностью. Бензе считается основателем штутгартской эстетической школы.
    Соч.: Quantenmechanik und Daseinsrelativität. Köln, 1938; Geist der Mathematik. Münch., 1939; Einleitung in die Philosophie. Münch., 1942; Konturen eines Geistesgeschichte der Mathematik. Hamb., 1946; Philosophie als Forschung. Köln, 1947; Technische Intelligenz. Stuttg., 1949; Der Begriff der Naturphilosophie. Stuttg., 1953; Aesthetica, Bd. 1—4. Stuttg., 1954—60; Semiotik. Allgemeine Theorie der Zeichen. Baden-Baden, 1957; Einfiihrung in die infonnationstheoretische Aesthetik. Hamb., 1969; Zeichen und Design. Semiotische Aesthetik. Baden-Baden, 1983; Repräsentation und Fundierung der Realitäten. Baden-Baden,1986.
    Лиг.: Semiosis, 17/18, 1980 (Sonderheft zum 70. Geburtstag); Semiosis (36—38), 1985, Sonderheft zum 75. Geburtstag; Zeichen von Zeichen. Festschrift. Baden-Baden, 1990.
    А. П. Огурцов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "БЕНЗЕ" в других словарях:

  • Бензе — (Bense) Макс (1910 1990) Немецкий учёный, философ, культуролог, литератор, куратор Иенского университета (1946), профессор философии и теории науки Штутгартского университета, предложивший фундированную программу терминологического и… …   Энциклопедия культурологии

  • Информационная эстетика — Направление в западной эстетике второй пол. XX в.; возникло в сер. 50 х годов. «Его представители (М. Бензе, А.Моль, X.Франк и др.) стремятся использовать в анализе традиционных эстетических проблем приемы и методы статистической теории… …   Энциклопедия культурологии

  • Dead Letter Circus — Жанры Альтернативный рок, прогрессив рок Годы 2005  наши дни Страна …   Википедия

  • ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭСТЕТИКА — направление в совр. западной эстетике (возникло в конце 50 х гг.). Его представители (М. Бензе, А. Моль, X. Франк и др.) стремятся использовать в анализе традиционных эстетических проблем приемы и методы статистической теории информации (К.… …   Эстетика: Словарь

  • ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… …   Философская энциклопедия

  • СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА — (от греч. semantikos обозначающий) течение в буржуазной эстетической мысли XX в.; получило распространение в США, Англии, Франции, Италии, ФРГ. По своим теоретическим и мировоззренческим истокам С. э. тесно связана с семантической философией,… …   Эстетика: Словарь

  • Эстетика — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный)         философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности… …   Большая советская энциклопедия

  • ГУМАНИЗМ — (от лат. humanus человеческий, человечный) направление обществ. мысли, характеризующееся защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, борьбой за человечность обществ. отношений. Долгое время изучение Г. проходило в историч.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого …   Энциклопедия культурологии

  • ВКУС — чувство совершенства, имеющееся у человека и способное склонить его к принятию определенных суждений. Понятие В. существенно уже понятия здравого смысла, В. опирается на непосредственное чувство, а не на рассуждение. И. Кант характеризовал В. как …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»