БУРИДАН это:

БУРИДАН
БУРИДАН
(Buridan) Жан (1300-1358) — фр. философ и логик, представитель поздней схоластики, ученик У. Оккама. Хотя в целом Б. все еще стоял на позициях схоластического аристотелизма, однако подверг критике аристотелевское понятие «целевая причина» и вообще учение о целесообразности в природе. Вопреки физике Аристотеля рассматривал вопрос о возможности движения тела в пустоте, подготавливая тем самым почву для постепенного формирования понятия инерции. В логике Б. осуществил подробный анализ непосредственных модальных умозаключений и разработал специфическую теорию устранения семантических антиномий, некоторые черты которой сохранились в семантике А. Тарского.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

БУРИДАН
(Buridan)
Жан (род. ок. 1300, Бетюн, Артуа – ум. ок. 1358) – франц. философ и физик, сторонник Уильяма Оккама. В 1327 и 1348 – ректор Парижского ун-та; представитель близкой к новой физике теории, в основе которой лежали понятия силы и инертности; пытался внести ясность в проблему свободы воли (см. "Буриданов осел»). Сторонник каузального, т.е. телеологического, доказательства бытия Бога (см. Доказательства бытия Бога).

Философский энциклопедический словарь. 2010.

БУРИДА́Н
(Buridan), Жан (р. ок. 1300 – ум. ок. 1358) – франц. философ-номиналист; с 1328 преподавал на "факультете искусств" Париж. ун-та. Б. содействовал распространению во Франции филос. положений Оккама и ряда естеств.-науч. идей (объяснение движения брошенных тел, возможность беспредельного неподвижного пространства, критика традиц. аргументов против возможности суточного движения земли и др.). Произведения Б., среди к-рых нет богословских, большей частью являются "вопросами" к соч. Аристотеля; они остались в рукописи или известны лишь в изданиях 15–17 вв. Распространению идей Б. способствовал его ученик Альберт Саксонский (ум. в 1390), часто дословно повторявший текст своего учителя (в "Вопросах" к "Физике" Аристотеля).
Проблему свободы воли Б. считал неразрешимой логически. Вошедший в поговорку пример "буриданова осла", умирающего от голода между двумя одинаковыми охапками сена из-за отсутствия объективных оснований для выбора, ему не принадлежит.
Соч.: Quaestiones super libris quattuor de caelo e mundo, Camb. (Mass.), 1942.
Лит.: История философии, т. 1, M., 1941, с. 478; Duhem P., Е́tudes sur Léonard de Vinci, série 1–3, P., 1906–13, то же, Brux., [1955]; Maier Α., Die Vorläuter Galileis im 14. Jahrhundert, Roma, 1949; ee же, Zwei Grundprobleme der scholastischen Naturphilosophie, 2 Aufl., Roma, 1951; Ιngarden R. S., Buridan i Kopernik: dwie koncepcje nauki, в кн.: Studia i materiały z dziejòw nauki polskiej, 1 [wyd.], Warsz., 1953, (критика отдельных преувеличений P. Duhem'a); Faral E., Jean Buridan, maître ès arts de l'Université de Paris, в его кн.: Histoire littéraire de la France, v. 38, P., 1949, отд. изд., Р., 1950.
В. Зубов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

БУРИДАН
    БУРИДАН (Bundan, лат. Bundanus) Жан (ок. 1295, Бетён, Франция—ок. 1358)—средневековый логик и натурфилософ. Изучал философию в Париже у Оккама, затем магистр искусств Парижского университета, в 1328 и 1340—ректор университета. Большая часть его трудов—комментарии или вопросы к сочинениям Аристотеля. Известны также работы “О логическом следовании” (Consequentiae) и “Софизмы” (Sophismata).
    Продолжая традицию Оккама в логике, Буридан занимался анализом значений терминов и условий истинности высказываний. Определение научного знания Буридан расширил так, что в него вошло опытное естествознание. Он принимает аристотелевское определение науки как знания, полученного на основании очевидных, необходимых и недоказуемых посылок, но проводит различие между посылками, необходимость которых определяется логическими критериями, и теми, которые можно назвать необходимыми в условном смысле: их очевидность основывается на опытных утверждениях. Принципам естественных наук Буридан приписывает очевидность и необходимость в условном смысле, отказываясь тем самым от схоластического положения, что принципы физики устанавливаются метафизикой. Область физического знания, не претендующего на абсолютную необходимость, становится более независимой и от теологической критики, так как его относительный детерминизм не ограничивает свободы божественной воли.
    Учение Буридана о соотношении воли и разума в человеческих поступках характеризуется умеренным моральным детерминизмом. Человек должен желать того, что представляется его разуму наибольшим благом, но воля свободна отложить выбор до тех пор, пока разум не достигнет большей ясности относительно ценности того, что предстоит выбору. Возникающая в этой ситуации проблема выбора между равными возможностями известна как проблема “Буриданова осла”, умирающего с голоду между двумя совершенно одинаковыми охапками сена.
    В области натурфилософии с именем Буридана связана средневековая модификация аристотелевского учения о движении, известная как теория импетуса. Эта теория была предложена для объяснения движений, продолжающихся в отсутствие контакта с внешним двигателем (в физике Аристотеля всегда предполагается такой контакт для случаев насильственного движения). Импетус—это сила или способность, которую первоначальный двигатель сообщает телу, напр., при броске, и которая, оставаясь в нем, выступает затем в качестве двигателя. В работах Буридана учение об импетусе приобрело статус физической теории, позволив объяснить ускорение падающих тел, ввести гипотезу первоначального толчка для объяснения вращения небесных сфер; учение это стало общепринятым в средневековых университетах.
    Объяснения с помощью целевых причин заменяются в ариетотелианской физике Буридана объяснениями, апеллирующими к действующим причинам, обсуждается возможность понятия бесконечного пространства.
    Соч.: lohannis Buridani quaestiones super libres quattuor De caelo et mundo. ed. E. A. Moody. Cambr., 1942; lohannis Buridani Traetatus de consequentiis, éd. H. Hubien, 1976; Sophismata, éd. •Πι. Κ. Scott, 1977; Questiones super octo librum Politicomm Aristotelis, 1513 (repr. 1968).
    Лит.: Зубм В. П. Пространство и время у парижских номиналистов.—В кн.; Из истории французской науки. М., 1960; Григории А. Т., Зубов В. П. Очерки развития основных понятий механики. М., 1962; MaierA. Die Impetustheorie. Rome, 1940; Zwei Grundproblcme der scholastischen Naturphilosophie. Rome, 1951; Clagelt Af. The Science of Mechanics in the Middle Ages. Madison, 1959; Moody E. A. Truth and Consequence in Medieval Logic. Amst., 1953; PemuA A. S. Buridan and the Definite Description.— “Journal of History of Philosophy”, 1972, 10; The Logic of Buridan.—“Proceedings f the third European Symposium on Medieval Logic and Semantics”. Copenhagen, 1975, .1976; Guisalberti A. Nécessita e liberta nelle “Quaestiones in Mctaphysicam” di Giovanni Buridano.—“Medioeva” (Padua), 1975,1; La teologia razionale di Giovanni Buridano.—“Rivista di filisofia neo-scholastica”, 1973, 65; Gram E. Scientific Thought in Fourteenth-century Paris: Jean Buridan and Nicole Oresme.— Machaut's World: Science and Art in the XIVth century. N.Y., 1978.
    В. П. Гайденко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "БУРИДАН" в других словарях:

  • Буридан — Буридан, Жан Жан Буридан Jean Buridan Дата рождения: ок. 1300 Место рождения: Бетюн Дата смерти: ок. 1358 Школа/традиция: номинализм Направление: схоластичес …   Википедия

  • БУРИДАН — см. ЖАН БУРИДАН …   Новейший философский словарь

  • буридан — [بريدن] 1. чизеро бо ягон олоти тезу буранда ба ду ҳисса ё зиёда аз он ҷудо кардан; пора кардан, қатъ кардан; чок кардан, тилим кардан; гул буридан а) гул кандан; б) нақшу нигор баровардан (дар рӯи чизе); в) тиб. амалиёти махсуси тиббӣ барои… …   Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

  • Буридан — (Buridan)         Жан [р. около 1300, Бетюн (Артуа), умер около 1358], французский философ, представитель Номинализма. С 1328 преподавал в Парижском университете. Содействовал распространению во Франции философии Оккама и ряда естественнонаучных… …   Большая советская энциклопедия

  • Буридан — (Жан Buridan) философ схоластик; неизвестны с точностью ни год его рождения, ни год смерти; родился в Бетюне, в провинции Артуа, и жил в XIV веке; преподавал долгое время философию в Париже, а в 1347 г. состоял ректором парижского университета.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БУРИДАН — БЫКОВ Василь (р. в 1924) белорусский писатель, общественный деятель. Участник Великой Отечественной войны. На фронте с 1943. Дважды ранен. Однажды родители были извещены о его гибели. Воевал в Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии;… …   История Философии: Энциклопедия

  • БУРИДАН — [лат. Buridanus] Иоанн (Жан) (ок. 1300, Бетюн, Сев. Франция 1358, Париж), средневек. философ и ученый. Учился и преподавал (с нач. 20 х гг.) в Париже; дважды (в 1328 и 1340) занимал должность ректора Парижского ун та. В отличие от большинства… …   Православная энциклопедия

  • БУРИДАН (Buridan) Жан — (ок. 1300 ок. 1358) французский философ схоласт, представитель номинализма, способствовал распространению во Франции учения Оккама и ряда естественнонаучных идей …   Большой Энциклопедический словарь

  • Буридан Жан — Буридан (Buridan) Жан [р. около 1300, Бетюн (Артуа), ≈ умер около 1358], французский философ, представитель номинализма. С 1328 преподавал в Парижском университете. Содействовал распространению во Франции философии Оккама и ряда… …   Большая советская энциклопедия

  • Буридан, Жан — Жан Буридан Jean Buridan Дата рождения: ок. 1300 Место рождения: Бетюн Дата смерти: ок. 1358 Школа/традиция: номинализм Направление …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»