БОЗАНКЕТ это:

БОЗАНКЕТ
БОЗАНКЕТ
(Bosanquet) Бернард (1848—1923) — англ. философ, представитель абсолютного идеализма. Преподавал в университетском колледже Оксфорда (1870—1881), затем переехал в Лондон, где занимался филос. исследованиями и принимал активное участие в работе Общества благотворительности. В 1902—1908 — проф. моральной философии в Ун-те Св. Андрея (Шотландия). Испытал влияние Г.В.Ф. Гегеля и Р.Г. Лотце, сочинения которых переводил на англ. яз.
В ранних работах Б. обосновывал роль логики в филос. познании. Поддерживал тезис Гегеля о том, что все реальное идеально. Утверждал независимость содержания сознания от его объекта. Развитие знания понимал как устранение противоречия в опыте через его снятие в понятии целого, или организма. Силлогистике формальной логики Б. противопоставлял теорию вывода как определения необходимости данного суждения в структуре целостной реальности, на которую указывает данная система мысли, т.к. мышление есть чувство целого. Полагал, что эстетика может примирить естественный и сверхъестественный миры. В этических сочинениях Б. рассматривал реальность как Абсолют, конкретное целое, в котором снимается противоречие добра и зла, удовольствие согласовано с долгом, а эгоизм — с альтруизмом. Видел решение социальных проблем не на пути прогресса, который лишь заменяет конечное на лучшее конечное, а в преодолении индивидом своей ограниченности в высших типах опыта — общественном и религиозном, в слиянии с гос-вом и Богом. Идеи Б. утратили популярность после их критики Дж. Муром и Б. Расселом.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

БОЗАНКЕТ
        (Bosanquet) Бернард (14.6.1848, Рок-Холл, Нортамберленд,— 8.2.1923, Лондон), англ. философ, представитель абс. идеализма. Трактовал формальную логику как вспомогат. дисциплину, подчинённую уни-верс. логике, совпадающей с гносеологией и идеалистич. метафизикой. Б. придал иррационалистич. черты гегелевскому учению о гибкости и подвижности осн. форм суждений. Рассматривал познание как переход от изолированных опытных данных к постижению конкретновсеобщего единства — «Абсолюта». Используя понятие «Абсолюта» для обоснования теории государства, рассматривал последнее как наивысшую ценность. Социально-политич. учение Б. обосновывало правомерность насилия государства над личностью и превозносило подчинение индивидов «целому». Автор работ по этике, эстетике и религии.
        Logic, v. 1—2, Oxf., 1911; The principle of individuality and value, L., 1912; The philosophical theory of the state ,L., 1920; A history of aesthetics, N. Y., 1957; в рус. пер.— Основания логики, M., 1914.
        Богомолов A.C., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 2, § 3; Bosanquet H., B. Bosanquet, a short account of his life, L., 1924; Pfannenstill В., В. Bosan-quet's philosophy of the state, Lund, 1936.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

БОЗАНКЕТ
(Bosanquet)
Бернард (род. 14 июня 1848, Рокк-Хол, Нортумберленд – ум. 8 февр. 1923, Лондон) – англ, философ. Опираясь на Гегеля, подчеркивает (в «Knowledge and reality», 1885) целостность действительности, которая в чувственном созерцании выступает в форме отдельных содержаний, в системе познания – как целое. Известность Бозанкету принесли его учение о государстве («The philos. theory of the state», 1889) и история эстетики («А history of aesthetics», 1892).

Философский энциклопедический словарь. 2010.

БО́ЗАНКЕТ
(Bosanquet), Бернард (14 июня 1848 – 8 февр. 1923) – англ. философ представитель абсолютного идеализма. Филос. взгляды Б. родственны концепции Брэдли. Действительность рассматривается им как проявление абсолюта, к-рый, подобно атмосфере, охватывает конечные вещи ("Различие между сознанием и его предметами" – "The distinction between mind and its objects", 1913). В отличие от Брэдли, у Б. абсолют не только высшая реальность, но и высшая ценность ("Принцип индивидуальности и ценности" – "The principle of individuality and value", 1912). В то же время это и высшая форма индивидуальности, последовательными формами проявления к-рой являются личность, "социальный дух" – гос-во, искусство, религия и философия. Заимствуя наиболее реакц. стороны гегелевской философии права, Б. обосновывал в "Философской теории государства" ("The philosophical theory of the state", 1899, переизд. 1920) необходимость сильного и централизованного империалистич. гос-ва; подчинение личности гос-ву, слияние ее с "социальным целым". Решающее средство для достижения этого – сила, подавляющая "эгоизм", к-рый вытекает из "животной природы" человека. С позиций иррационализма Б. критиковал формальную логику. Утверждая, что всякая истина составляет лишь часть системы, выражающей бесконечную сложность мира, он настаивал на внутр. дисгармоничности знания, ибо лишь "абсолютный опыт" представляет собой подлинное знание.
Соч.: Knowledge and reality, L., 1892; A history of aesthetics, 2 ed., L.–N. Y., 1904; Logic, Oxf., 1911; Essentials of logic, L., 1895; The value and destiny ot the individual, L., 1913; The meeting of extremes in contemporary philosophy, L., 1921; Основания логики, [пер. с англ.], M., 1914.
Лит.: Квитко Д. Ю., Очерки современной англоамериканской философии, М.–Л., 1936, гл. 1; Metz R., A hundred years of British philosophy, N. Y., 1938.
А. Богомолов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

БОЗАНКЕТ
    БОЗАНКЕТ (Bosanquet) Бернард (14 июня 1848, РокХолл, Нортамберленд, Великобритания—8 февраля ,1923, Лондон—британский философ, представитель абсолютного идеализма. Профессор университета в Сент-Эндрюсе (1903—08). В своих произведениях рассматривал традиционную формальную логику как вспомогательную и узко специализированную дисциплину, подчиненную “универсальной логике”, совпадающей с гносеологией и объективно-идеалистической метафизикой (монистической онтологией). Такая логика оценивалась им как основной путь к пониманию “реальности, ценности и свободы”. Отталкиваясь от логического учения Гегеля, Бозанкет подчеркивал системный характер истины как когерентности, считал невозможным разделение формального и содержательного аспектов мышления, признавал единство индуктивных и дедуктивных выводов, а также критиковал аристотелевскую силлогистику. В то же время Бозанкет придал иррационалистические черты гегелевскому учению о гибкости и взаимосвязи основных логических форм. Предмет логики—анализ суждения как “тождества-в-различии”, которое указывает на идеальное содержание реальности.
    Всеобщность и единство природы, по Бозанкету, создаются духом, который, в свою очередь, зависит от природы, дающей духу его конкретное содержание. Познание Бозанкет трактовал как переход от изолированных эмпирических данных и простейших видов суждений к постижению конкретно-всеобщего единства и непротиворечивой системы, т. е. “Абсолюта”. Понятию “Абсолюта” Бозанкет часто давал этическое и теистическое истолкование, а также использовал его для обоснования своей теории государства. Согласно ему, национальное государство является наивысшей ценностью и совершеннейшим индивидом, обладающим неограниченной властью по отношению к отдельным гражданам и формирующим их социальную мораль. Политическое учение Бозанкета обосновывало под видом “гармонии” целого и частей абсолютное превосходство государства над личностью. Он также занимался историей эстетической мысли.
    Соч.: Essentials of Logic. L, 1895; The Philosophical Theory of the State. L„ 1899; A History of Aesthetics. L.—N.Y., 1904; Logic. Oxf., 1911; The Principle of Individuality and Value. L„ 1912; The Meeting of Extremes in Contemporary Philosophy. L., 1921; Основания логики. M., 1914.
    Лит.: Богомолов А. С. Английская буржуазная философия XX Века. М„ 1973, гл. 2; Киссель М. А. Концепция диалектической логики Б. Бозанкета.—В кн.: Историко-философский ежегодник. М., 1986; Hobhouse L. Т. The Metaphysical Theory of the State. L., 1918; Sosanguel B. Bernard Bosanquet. L., 1924; Ifamenstill B. B. Bosanquet'8 Philosophy of the State. Lund, 1936; Milne A. f. М. The Social Philosophy of English Idealism. L., 1962, ch. VII.
    А. Ф. Грязное

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "БОЗАНКЕТ" в других словарях:

  • Бозанкет — (Bosanquet)         Бернард (14.6.1848, Рок Холл, Нортамберленд, 8.2.1923, Лондон), английский философ неогегельянец. Продолжил линию абсолютного идеализма Ф. Г. Брэдли, подчёркивая личностный характер «абсолюта», источника всех ценностей. В… …   Большая советская энциклопедия

  • БОЗАНКЕТ (Bosanquet) Бернард — (1848 1923) английский философ, представитель неогегельянства, последователь Ф. Брэдли. Автор Философской теории государства (1899) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бозанкет Бернард — Бозанкет (Bosanquet) Бернард (14.6.1848, Рок Холл, Нортамберленд, 8.2.1923, Лондон), английский философ неогегельянец. Продолжил линию абсолютного идеализма Ф. Г. Брэдли, подчёркивая личностный характер «абсолюта», источника всех ценностей. В… …   Большая советская энциклопедия

  • БОЗАНКЕТ Бернард — (Bosanquet, Bernard) (1848 1923), британский философ, представитель неогегельянства. Родился в Рок Холле (графство Нортамберленд, Англия) 14 июня 1848. Получил образование в Харроу и Бейллиол колледже Оксфордского университета. С 1870 до 1881 был …   Энциклопедия Кольера

  • Бозанкет Бернард — (Bosanquet) (1848 1923), английский философ, представитель неогегельянства, последователь Ф. Брэдли. Автор «Философской теории государства» (1899). * * * БОЗАНКЕТ Бернард БОЗАНКЕТ (Bosanquet) Бернард (1848 1923), английский философ, представитель …   Энциклопедический словарь

  • БОЗАНКЕТ (BOSANQUET) Бернард — (1848 1923) англ. философ и эстетик, приверженец абсолютного идеализма. В эстетике был последователем Гегеля. Иск во, по Б., есть орган постижения мировой гармонии, к рая образует саму суть «абсолютной реальности» как всеобъемлющей органической… …   Эстетика: Словарь

  • АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — разновидность объективного идеализма, исходящая из ложного положения о существовании абсолютной идеи. А. и. развит в филос. системе Гегеля и его последователей. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В.… …   Философская энциклопедия

  • неогегельянство — разнородное течение в философии конца XIX  первой трети XX вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г. В. Ф. Гегеля. В центре неогегельянства  проблемы философии истории и культуры,… …   Энциклопедический словарь

  • Энгармоническая клавиатура — (англ. enharmonic keyboard), определяется присутствием энгармонически сравнимых нот c неодинаковыми высотами. У обычной клавиатуры, например, есть только одна клавиша и высота для нот до диез и ре бемоль, а у энгармонической клавиатуры есть… …   Википедия

  • НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО, разнородное течение в философии конца 19 1 й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г.В.Ф. Гегеля. В центре неогегельянства проблемы философии истории и… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»