БЕНТАМ это:

БЕНТАМ
БЕНТАМ
(Bentham) Иеремия (Джереми) (1748-1832) -англ. правовед, философ, экономист и общественный деятель. Его главное филос. произведение — «Введение в принципы нравственности и законодательства» — было написано в 1780, но впервые опубликовано лишь в 1789 по просьбе друзей автора. В первоначальном варианте текста, который назывался «Введение в уголовный кодекс», Б. нашел ряд недостатков, которые устранял в течение нескольких лет. В 1823 вышло расширенное и дополненное издание произведения, содержащее 17 глав. Оно вошло в первый том одиннадцатитомного собр. соч. Б., издававшегося в Эдинбурге с 1838 по 1843. Первое рус. издание вышло в 1867. Исправленное и дополненное переиздание данного перевода осуществлено в 1998. Б. рассматривал «Введение» как подготовительный текст и в известной мере как развернутый план для написания целой серии трактатов по вопросам юриспруденции и моральной философии. «Введение» явилось основополагающим текстом для нескольких поколений философов-моралистов, а также юристов. Как этическое произведение оно содержит первое и наиболее полное изложение доктрины утилитаризма. В основе позиции Б. лежит «принцип полезности», согласно которому любые действия следует поощрять или порицать в зависимости от их тенденции усиливать или ослаблять пользу для отдельного индивида или группы лиц. Этот принцип не доказуем на основе к.-л. др. принципа, ибо имеет абсолютно фундаментальный характер. Впоследствии Б. стал называть данный принцип «принципом наибольшего счастья», имея в виду, что все законы и общественные ин-ты следует оценивать с т.зр. того, насколько они способствуют наибольшему счастью наибольшего числа людей. Правда, при этом он считал совершенное счастье нереальным и говорил о необходимости стремиться лишь к возможному счастью.
Б. никогда не претендовал на приоритет в открытии рассматриваемого принципа, называя в качестве своих непосредственных предшественников Ф. Хатчесона, Ч. Беккария, Д. Пристли и К. Гельвеция. Он также подчеркивал то влияние, которое на него оказала третья книга («О морали») работы Д. Юма «Трактат о человеческой природе». Однако никто до Б. столь последовательно не опирался на сам «принцип полезности», выводя из него все конкретное содержание этической и юридической теории. «Принцип» действует в четырех сферах: физической, политической, моральной и религиозной. В последней его действие наименее постоянно. Б. считал, что христианская мораль слишком опирается на альтруизм, а это опасно для общества, ибо способно нарушить его единство. Наиболее же постоянно действие «принципа» в первой сфере («физическая санкция» присутствует во всех перечисленных сферах, включая религиозную, в той мере, в какой та имеет отношение к посюсторонней жизни). Этический утилитаризм является «консеквенционализмом»: при моральной оценке человеческих действий принимаются во внимание только последствия действий. Иметь хорошие намерения и мотивы — еще не значит быть нравственным человеком. В этом утилитаризм противостоит основным принципам кантианской этики.
Англ. мыслитель отнюдь не предполагал, что все люди именно с помощью «принципа полезности» будут регулировать свое поведение, ибо каждый, как он подчеркивал, стремится максимизировать свое личное счастье, а не действует на основе одного лишь чувства долга. Поэтому «принцип» был прежде всего адресован законодателям и политическим деятелям, способным вносить изменения в общество (сам Б., как известно, был лидером партии реформаторов-радикалов). Законодатели должны использовать силу поощрений и наказаний (последние важнее) для того, чтобы преследование личного счастья индивидом соответствовало возрастанию счастья других. Т.о., в трактовке «принципа» содержится нормативный момент. У Б. есть рассуждения и о «личной этике» (в поздних произведениях — «личной деонтологии»), которая призвана инструктировать индивида, как увеличить свое собственное счастье, являющееся элементом счастья всего сообщества. Образование должно помочь индивиду осознать, что, преследуя общие интересы, он действует и в свою пользу. Трактуя максимализацию счастья как критерий правильности действий, Б., однако, ничего не говорил о справедливости в распределении счастья.
Причиной любых действий он называл удовольствия (как чувственные, так и интеллектуальные) и страдания, рассматривая человека как стремящееся к удовольствиям и избегающее страданий существо. Величина удовольствия отдельной личности зависит от его интенсивности, длительности, определенности (или неопределенности), близости (или удаленности) источника удовольствия. Если же речь идет о группе личностей, то добавляются еще и такие факторы, как плодотворность, чистота и широта распространения (т.е. зависимость от числа людей, на которых оно распространяется). Критики Б. не без основания отмечали, что он переоценивал сходство людей в отношении удовольствий и страданий.
В утилитаристской концепции Б. причиной того или иного действия является, собственно, не удовольствие или страдание, испытываемое в момент совершения действия, а их идея, фиксирующая вероятный баланс удовольствия, достигаемого в результате действия. Правильные действия людей увеличивают сумму удовольствий, а неправильные — уменьшают. Наказания также приносят людям страдания и ухудшают их баланс удовольствий. Поэтому правителям и законодателям важно точно определять минимально необходимое наказание за тот или иной проступок. Б. стремился сделать мораль и право столь же строгими и точными, как и физические науки, предвосхищая будущую разработку Дж.С. Миллем «логики нравственных наук». Он говорил, что «логика воли» важнее «логики разумения» (логики Аристотеля), которой занимались многие поколения метафизиков. В связи с этим Б. строил «гедонистическое исчисление», которое, по его замыслу, должно было математически точно определять соотношение удовольствий и страданий, получающееся в результате действий. Б. дал исчерпывающую, как он предполагал, классификацию главных удовольствий (14 видов) и страданий (12 видов). Образцом для него служили классификации болезней и лекарств в медицине, а также классификации биологических видов.
Согласно Б., все моральные теории, отвергавшие «принцип полезности», сводились кдвум главным: аскетическим теориям и теориям, основанным на принципе симпатии — антипатии. Принцип аскетизма, по его мнению, основывается на извращенной идее пользы, отдавая предпочтение страданию. Теории симпатии (или врожденного морального чувства в целом) основывались на чисто субъективных переживаниях и, как правило, сами зависели от «принципа полезности». Оба подхода лишены той «объективности», которая присуща этике пользы.
Для методологии этического и юридического исследования Б. характерны пристальное внимание к деталям, апелляция к фактам и борьба с терминологическими фикциями. Все существительные, отмечал он, делятся на имена фиктивных и реальных сущностей. Имена фиктивных сущностей должны быть элиминированы из языка науки. Он, в частности, был противником абстрактных моральных принципов, требуя их редуктивного анализа (напр., сводил утверждения об общем благе к утверждениям об индивидуальном благе и т.п.). Б. критиковал такие понятия, как «общий интерес», считал риторическими метафорами популярные среди просветителей понятия «общественного договора», «естественного права», «естественного закона», «человеческой природы», а также понятие неотчуждаемых «прав человека». Одновременно он ввел в научный оборот ряд новых слов, которые закрепились в языке моральной и правовой теории (напр., «интернациональный», «кодификация», «максимализация», «минимизация» и некоторые др.). Во «Введении» осуществляется тонкий концептуальный анализ понятий: «удовольствие», «страдание», «мотив», «предрасположенность», «эмоция», «страсть», «стремление», «добродетель», «зло», «чувствительность», «намерения», «сознательность». В этом отношении подход Б. предвосхищает подходы аналитической метаэтики и лингвистической философии в 20 в. Утилитаристская этика, основные положения которой были заложены «Введением в принципы нравственности законодательства», оказывает значительное влияние и на современную моральную философию (в основном англо-амер.), представляя собой главную альтернативу кантианской антиэвдемонистической традиции в этике.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

БЕНТАМ
        (Bentham) Иеремия (15.2.1748, Лондон,— 6.6.1832, там же), англ. философ и юрист, родоначальник утилитаризма. Этика Б., изложенная в соч. «Деонтология, или Наука о морали» («Deontology or the science of morality», v. 1—2, 1834), утверждает руководящим принципом поведения принцип полезности. Нравств. идеал, по Б.,— «наибольшее счастье наибольшего числа людей»; критерий морали — «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья». В соч. «Теория наказаний и наград» («Theorie des peines et des recompenses», v. 1—2, 1811) Б. рассматривал индивидуальные (частные) интересы в качестве единственно реальных и сводил обществ. интересы к совокупности индивидуальных интересов. По своим политич. убеждениям Б. был сторонником бурж. либерализма. Вместе с тем он отвергал теории естеств. нрава и естеств. договора и оправдывал право государства на подавление нар. восстаний. Теория полезности Б., «замкнутая в кругу буржуазных условий,... была в силах критиковать лить те отношения, которые оставались от какой-нибудь прошлой эпохи и мешали развитию буржуазии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 414).
        The works of J. Bentham, v. 1—2, Edin., 1838—43; в рус. пер.—Избр. соч., т. 1, СПБ, 1867. Покровский П. А., Б. и его время, П., 1916; A t k l п-so n С h. Ы., J. Bentham, his We and works, L., 1905; M ann i n g D. .Т., Themindof Jeremy Bentham, [L., 1968]; Steint-ragen .)., Bentham, Ithaca (N. Y.), 1977.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

БЕНТАМ
БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (род. 15 февр. 1748, Лондон – ум. 6 июня 1832, там же) – англ, философ, видный представитель утилитаризма. Мораль, а также законодательство он определяет как искусство регулировать человеческие поступки т. о., чтобы они приносили как можно больше счастья («The great is possible quantity of happiness»). Согласно Бентаму, высшей целью человеческой жизни является наивысшее счастье наибольшего числа людей. Бентам ввел в литературу понятие «интернациональный». Осн. произв.: «Introduction to the principles of moral and legislation», 1830 (рус. пер. «Введение в основания нравственности и законодательства», СПБ, 1867).

Философский энциклопедический словарь. 2010.

БЕ́НТАМ
(Bentham), Иеремия (15 февр. 1748 – 6 июня 1832) – англ. бурж. правовед и моралист, представитель этики утилитаризма. Идеолог англ. буржуазии периода пром. переворота в Англии, виг. Выступал против левого крыла франц. Просвещения, критиковал учение о естественном праве и утверждал право гос. власти на подавление нар. восстаний.
Этика Б., подробно изложенная в произв. "Деонтология или наука о морали" ("Deontology or the science of morality", v. 1–2, 1834), носит по своей методологии метафизич. характер. В ее основе лежит "принцип пользы", согласно к-рому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. В определении же пользы Б. исходил из частного интереса человека: добродетельными являются поступки человека, увеличивающие его наслаждения и уменьшающие страдания; каждый должен заботиться только о себе, а отсюда сама собой проистекает общая польза, "наибольшее счастье наибольшего числа людей". В своей этике Б. объявил бурж. человека, признающего только свой эгоистич. интерес, образцом человека вообще; возвел удовлетворение частного интереса в моральную заповедь; изобразил бурж. общество как строй, обеспечивающий достижение всеобщего счастья. Маркс, показав теоретич. убожество и классовую ограниченность рассуждений Б., назвал его "оракулом пошлого буржуазного рассудка XIX века" ("Капитал", 1955, т. 1, с. 615).
Соч.: Works, v. 1–11, Edin., 1838–43; An introduction to the principles of morals and legislation, Oxf., 1879; соч. в рус. пер. – О государстве. СПБ, 1860; Избранные сочинения, т. 1, СПБ, 1867; О судебных доказательствах, 1876; Принципы законодательства. – О влиянии условий, времени и места на законодательство, – Руководство по политической экономии, М., 1896; Тактика законодательных собраний, СПБ, 1907.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2–4, М., 1955 (т. 2, с. 146–48, 196, 205, 212, 436, т. 3, с. 201, 232, т. 4, с. 252); их же, Соч.. т. 17, М.–Л., 1937, с. 195, 670, т. 21, М.–Л., 1921, с. 6; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 441–59; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. Указатель, с. 846); Ярош К. Н.. Иеремия Бентам, его отношение к учению о естественном праве, Харьков, 1886; Левенсон П., Беккариа и Бентам, их жизнь и общественная деятельность, СПБ, 1893; Левитов П. В., Мораль эвдемонизма пред судом общечеловеческого нравственного сознания (Критический разбор нравственного учения Милля и Бентама), Харьков, 1903; Покровский П.. Бентам и его время, П., 1916; Krause, Der Machtgedanke und die Friedensidee in der Philosophie der Engländer Bacon und Bentham, Lpz., 1926.
А. Макаровский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

Бентам
    БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (15 февраля 1748, Лондон — 6 июня 1832, там же) — английский философ, правовед и реформатор, один из основоположников утилитаризма. Идеи Бентама оказали влияние на характер политических реформ в Великобритании в 1-й пол. 19 в., а также на теоретические взгляды многих британских мыслителей (Джеймса Милля, Дж. С. Милля, Д. Остина, Д. Грота и др.) и политиков. Родился в семье наследственного адвоката. В раннем детстве изучал классические языки. Учился в Вестминстерской школе, в 1760 поступил в Королевский колледж Оксфордского университета. По окончании его в 1764 изучал право в Лондонской школе барристеров (Lincoln's Inn). Получив квалификацию адвоката, вскоре отказался от практической работы, обнаружив в себе неспособность к компромиссам. В дальнейшем занимался вопросами, связанными с реформой права.
    По свидетельству Бентама, наибольшее влияние на него оказали Ш. Л. Монтескьё, Ч. Беккариа и особенно К. А. Гельвеций. В 1776 опубликовал книгу “Фрагмент о правлении” (A Fragment on Government), посвященную критике взглядов юриста У. Блэкстона, которые, по мнению Бентама, отличались чрезмерной приверженностью традиции и “антипатией к реформе”. Работа привлекла внимание государственного деятеля либерального направления лорда Шельбёрна; начиная с 1781 Бентам бывает в его доме, где знакомится с либеральными политиками и юристами. В 1780-х гг. работал над сочинением “Теория наказаний и наград”, опубликованном на французском языке (Théorie des peines et des récompenses, v. 1—2, 1811; англ. изд. The Rationale of Reward, 1825; The Rationale of Punishment, 1830). В 1785 через Италию и Константинополь отправился в Россию к брату Сэмюэлю, служившему инженером в российской армии. Почти 2 года жил близ Кричева под Могилевом, написал здесь работу “Защита лихвы” (Defence of Usury, 1787), доказывая, что законы, ограничивающие величину процента на даваемые взаймы деньги, неоправданны и с экономической, и с юридической точки зрения; согласно Бентаму, всякий взрослый здравомыслящий человек вправе занять деньги на условиях, которые считает приемлемыми, и всякий человек вправе ссудить ему деньги на этих условиях. В последующих работах, посвященных политической экономии, защищал принцип невмешательства государства в экономическую деятельность граждан. Во время пребывания в России создал план “паноптической” тюрьмы, надеясь, что им заинтересуется Екатерина II. Проект был опубликован (“Panopticon, or the Inspection House”, 1791). Бентам хотел придать тюрьме такую архитектурную форму, которая позволяла бы в любое время наблюдать за каждым заключенным из центральной башни, расположенной перед кругообразным тюремным зданием; при этом последнее должно быть построено по “келейному” принципу, а наблюдатель — оставаться невидимым. Необходимость и характер реформы исправительных заведений, отличавшихся бесчеловечным обращением с заключенными и плохой общей “экономией”, Бентам обосновывает в ряде работ — “A View of the Hard Labour Bill” (“Суждение о билле о каторжных работах”), “Panopticon versus New South Wales” (“Паноптикон, или Новый Южный Уэльс”), “Principles of penal Law” (“Основы уголовного права”) и др. В 1788 Бентам вернулся в Англию и вскоре принялся за строительство образцовой тюрьмы в Лондоне; постройка не была принята парламентской комиссией, и проект закончился неудачей. Во время французской революции обратился к законодательному собранию Франции с предложениями о наилучшем устройстве парламентской деятельности. Связанные с этим проекты и мысли получили выражение в трактате “Опыт о политической тактике” (Essay on Political Tactics, 17.91). В “Книге о софизмах” (The Book of Fallacies, 1824) обобщил аргументы консерваторов против любой реформы, доказывая их несостоятельность, в т. ч. нравственную. В 1792 за заслуги перед Францией Бентаму было даровано гражданство Французской республики. В 1790-х гг. разрабатывал проекты улучшения положения бедных: “Situation and Relief of the Poor” (“Положение бедных и облегчение его”), “Poor Laws and Pauper Management” (“Законы о бедных и отношение к нищим”), которые были использованы при разработке закона о бедности (1834). Взгляды Бентама повлияли также на характер первой парламентской реформы 1832 и некоторых законов (в частности, о тайном голосовании). В 1802 была опубликована “Теория законодательства” (The Theory of Legislation, впервые — на франц. яз.). В 1809 написал трактат “Катехизис парламентской реформы” (A Catechism of Parliamentary Reform, опубл. 1817), где отстаивал необходимость ежегодных выборов, равных избирательных округов, широкого избирательного права и тайного голосования; предложил парламенту ряд резолюций, которые были составлены на основании “Катехизиса” и обсуждались в палате общин (1818). В 1820-х гг. Бентам участвовал в издании парламентских дебатов, распределяя их по темам и сопровождая комментариями, указывающими на промахи ораторов. В 1823 участвовал в учреждении журнала “Вестминстерское обозрение”, ставшего влиятельным органом “философских радикалов”; на его страницах впоследствии обсуждал необходимость парламентской реформы, равноправия католиков, евреев, выступал за сокращение государственных расходов и по различным экономическим вопросам. Неоднократно обращался к главам государств с предложением о кодификации законов. Бентам не заботился об издании своих сочинений, и многие из них были опубликованы благодаря редакторским усилиям его почитателей и учеников (Э. Дюмона, Дж. С. Милля и др.).
    ПРИНЦИПЫ УТИЛИТАРИЗМА. Целью Бентама была реформа законодательства, предполагавшая, по его мнению, реформу нравственности. В работах “Введение в основания нравственности и законодательства” (An Introduction to the Principles of Moral and Legislation, 1789) и “Деонтология, или Наука о морали” (Deontology or The Science of Morality, v. 1—2, опубл. посмертно в 1834) Бентам стремился освободить отношение к законодательству от крайностей апатии и деклараций прав и поставить его на прочный базис эмпирически установленных нравственных начал, исходя из которых теория права должна была простираться до специальных разделов законодательства. Отказываясь от представления о “готовых” отвлеченных началах морали (и законодательства), Бентам пытался построить всеобъемлющую теорию человеческих действий на основании неоспоримых данных опыта с помощью эмпирического и аналитического метода, требовал ответственного употребления терминов.
    Главным предметом законодательства, которое призвано регламентировать человеческое общежитие, является общественное благо, или общая польза. Бентам рассматривал общество как совокупность отдельных людей, считал “общественное тело” фикцией и ориентировался на благо индивидов. Люди как таковые существуют только в обществе, но преследуют прежде всего собственные частные интересы. Законодатель при устроении общества должен исходить из принципа наибольшей суммы счастья для наибольшего числа людей. Определение того, что есть благо для индивида, требовало определения человеческой природы. Согласно Бентаму, главными движущими мотивами человека являются удовольствие и страдание. Они обусловливают все его суждения, решения и поступки. Человеку свойственно стремиться к удовольствию и избегать страдания. Принцип пользы учитывает оба этих мотива. Понятие пользы выражает свойство или способность какого-нибудь предмета предохранить от зла или доставить благо. Зло есть страдание или причина страдания; благо—удовольствие или причина удовольствия. Нет другого критерия различия между добром и злом, кроме принципа пользы. Нравственное благо является таковым вследствие своей способности производить физическое благо, нравственное зло таково, поскольку производит физическое зло. Бентам исходит из действительной организации человека и подразумевает страдания и удовольствия не только тела, но и души. Он видит четыре источника удовольствия и страдания: физический, политический, моральный и религиозный. Слова “справедливый”, “несправедливый”, “нравственный”, “безнравственный” и пр. Бентам употребляет как собирательные выражения, заключающие в себе идеи страданий и удовольствий. Бентам признавал психологический, онтологический и моральный индивидуализм принадлежностью человеческой природы. Каждый индивид движим корыстным интересом, преобладающим над общественным интересом. Но разум заставляет индивида понять зависимость собственного благосостояния от благосостояния общественного. С одной стороны, человек движим своекорыстным интересом, с другой — общество необходимо каждому индивиду, и потому интересы индивидов одинаковы. Разумная оценка собственных интересов должна заставить индивида отождествить их с интересами общества. Принимая решение о совершении поступка, индивид должен исходить из расчета “наибольшей суммы счастья для наибольшего числа людей”. Поскольку в результате действия механизма психологического ассоциирования определенные удовольствия и страдания связываются с определенными вещами, удовольствия и страдания, испытываемые отдельным человеком, могут измеряться с точки зрения их силы, длительности, определенности (или неопределенности), близости (или удаленности) источника (удовольствия или страдания) с учетом их плодотворности (в смысле порождения удовольствием последующих удовольствий, страданием—последующих страданий), чистоты (порождения ими однородных с собой чувств) и широты (количества захваченных ими людей). Суммирование упомянутых отличительных характеристик, сравнение результатов на стороне добра и зла, подсчет количества людей, интересы которых затронуты, подсчет вышеупомянутых сумм для каждого из них позволят, согласно Бентаму, судить о ценности каждого конкретного действия. Бентам предупреждает, что такой процесс подсчета не может предшествовать каждому моральному суждению, каждому законодательному или судебному действию, но его следует всегда иметь в виду.
    Достоинствами принципа полезности Бентам считает его основанность на человеческой природе, универсальность, ясность, обеспечиваемые им объективность суждения и возможность принимать решения в сложных ситуациях, а также утверждение им равенства людей (поскольку он предполагает их равноценность в процессе исчисления).
    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Политический радикализм Бентама связан с пониманием им своей роли в обновлении правовой системы, которая должна быть приведена в соответствие с новыми капиталистическими институтами. В политической философии Бентам исходит из того, что люди как таковые всегда жили в обществе и никакого “дообщественного” состояния не было. Бентам считает необоснованными важные для предыдущей политической философии понятия, в т. ч. “естественное право”, “естественное состояние”, “общественный договор”. Отрицает также “естественность” свободы в смысле ее наличия у людей до общественного состояния. Бентам понимает свободу человека как отсутствие внешнего принуждения. Значимость проблемы свободы Бентам объясняет, с одной стороны, наличием различия между публичной и частной жизнью человека, с другой—ценностью свободы с т. зр. доставляемого ею удовольствия. Однако ограничивающий ее закон необходим и оправдан, поскольку обеспечивает порядок и хорошее управление, а тем самым отвечает личным интересам граждан. Наиболее детально понятие “естественных прав” как якобы присущих людям еще до их общественного состояния критикуется в работе “Анархические заблуждения” (Anarchical Fallacies, 1791—95, опубл. в 1816 на франц. яз.). Согласно Бентаму, право создается законом, а закон, поскольку Бентам понимает его как выражение воли правителя, уже предполагает правление и общежитие. Бентам считает, что понятие “естественное право” двусмысленно (ибо означает право вообще и тем самым упраздняет право), фигуративно (поскольку никакие права не предшествуют правлению, и с этой т. зр., в частности, теория общественного договора, предполагающая наличие у индивидов прав, которые отчуждаются при его заключении, лишена исторических оснований и вредна; ведь правление устанавливается либо как результат исторически сложившихся обстоятельств, либо посредством применения силы) и влечет анархические следствия (поскольку предполагает свободу от принуждения, в частности от правового: ведь естественное право предшествовало бы установлению закона). По мнению Бентама, права могут быть только конкретными, они должны существовать, если они полезны для общества, и упраздняться в случае их бесполезности. Бентам отвергает и другие абстрактные понятия (“отношение”, “власть”, “собственность”, “естественная справедливость”, “нравственное чувство”, “истинный разум” и др.). Бентам полагает, что соответствующие таким понятиям формы анализа нравственных и правовых проблем представляют собой скрытый догматизм, поскольку не придают им разумного смысла, а просто заменяют ими необходимое рассуждение и аргументацию.
    Бентам подчеркивал свою приверженность разуму и рациональности, пренебрегая ролью чувств в жизни человека. Придавал большое значение воспитанию и образованию народа, которые считал важными как средства усовершенствования разума и мыслей людей, способное направить их эгоистические чувства в правильное русло. В 1816 вышла “Хрестоматия” (Chrestomathia) Бентама, посвященная образованию.
    Соч.: The Works of Jeremy Bentham, ed. J. Bowring, v. 1—11. L., 1838—43; reprint.: N.Y., 1962; The correspondence of Jeremy Bentham, v. 1—10. L., 1968—84; The Collected Works of Jeremy Bentham, gen. ed. J. H. Burns. L., 1968; в рус. пер.: Должно ли преследовать лихву законом? Популярное изложение учения Бентама и Тюрго о лихве. СПб., 1865; Избр. соч. Иеремии Бентама, т. 1. Введение в основания нравственности и законодательства. Основные начала гражданского кодекса. Основные начала уголовного кодекса, пер. А. H. Пыпина и А. H. Неведомского, предисл. Ю. Г. Жуковского. СПб., 1867; О судебных доказательствах. Трактат Иеремии Бентама по изданию Дюмона, пер. с франц. И. Гороновича. К., 1876; Принципы законодательства. — В кн.: О влиянии условий времени и места на законодательства. Руководство по политической экономии, пер. М. О. Гершензона. М., 1896.
    Лит.: Покровский П. Бентам и его время. Пг., 1916; Жуковский Ю. Г. История политической литературы 19-го столетия, т. 1. СПб., 1871; Halévy E. La formation du radicalisme philosophique, v. 1—3. P., 1901-04; Harrison R. Bentham. L., 1983; Stephen L. The English Utilitarians, v. 1-3. L., 1900, 1968.
    И. В. Борисова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "БЕНТАМ" в других словарях:

  • БЕНТАМ — БЕНТАМ, ИЕРЕМИЯ (Bentham, Jeremy) (1748 1832) выдающийся английский философ, экономист и теоретик права, основатель утилитаризма. Родился в Лондоне 15 февраля 1748. Учился в Вестминстерской школе, Куинз колледже Оксфордского университета, затем… …   Юридическая энциклопедия

  • БЕНТАМ — (Bentham) Иеремия (15.02.1748, Лондон 06.06.1832, там же) английский правовед и моралист, теоретический основоположник утилитаризма, идеолог буржуазии периода промышленного переворота в Англии. Закончил Оксфордский университет. Учение Бентама о… …   Энциклопедия социологии

  • Бентам — (англ. Bentham)  английская фамилия. Известные носители Джереми (Иеремия) Бентам (Jeremy Bentham; 1748 1832)  английский философ Джордж Бентам (George Bentham; 1800 1884)  английский ботаник, сын Сэмюэля Бентама Сэмюэль Бентам …   Википедия

  • БЕНТАМ — (Bentham) Джордж (1800 64), английский ботаник. Созданная им классификация голосеменных растений стала основой для современной системы. Вместе с Уильямом Хукером (1785 1865) написал многотомное сочинение «Genera Plantarum» (Виды растений),… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Бентам — (Bentham) Бентам (Bentham) Иеремия (1748 1832) Английский философ, социолог, юрист. Родился 15 февраля 1748 в Лондоне, в семье адвоката. Умер 6 июня 1832. Родоначальник идеологического либерализма, философии утилитаризма, утилитаризма,… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • БЕНТАМ — (Bentham) Иеремия (1748 1832), английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, аналитической школы права, идеологического либерализма. В сочинении Деонтология, или Наука о морали (тома 1 2, 1834) сформулировал нравственный идеал (… …   Современная энциклопедия

  • Бентам — (Bentam) Иеремия (1748 1832). Английский социолог, юрист и философ, основатель утилитаризма учения, по которому принципом нравственности является наибольшая польза возможно большего числа людей …   1000 биографий

  • БЕНТАМ — (Bentham) Иеремия (1748 1832) британский философ, социолог, юрист, виднейший представитель утилитаризма. Изучал право в Оксфорде (1760 1763), где получил степень магистра, в дальнейшем занимался преимущественно научной и публицистической… …   История Философии: Энциклопедия

  • БЕНТАМ — (Bentham) Иеремия (1748 1832) британский философ, социолог, юрист, виднейший представитель утилитаризма. Изучал право в Оксфорде (1760 1763), где получил степень магистра, в дальнейшем занимался преимущественно научной и публицистической… …   Новейший философский словарь

  • БЕНТАМ — (Bentham) Иеремия (1748 1832) английский философ, занимавшийся вопросами этики, политической экономии, государства, права и пени тенциарии. Получил юридическое образование, но предпочел деятельность публициста, выступающего по чрезвычайно… …   Энциклопедия юриста

Книги

Другие книги по запросу «БЕНТАМ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»