БАРТ Ролан

БАРТ Ролан
БАРТ Ролан
(1915-1980) — фр. эстетик, критик, философ. Эволюция его творчества распадается на три периода. В первый (1950-е гг.) Б. испытывает сильное влияние марксизма и Ж.П. Сартра. Во второй (1960-е гг.) взгляды Б. находятся в рамках структурализма и семиотики. В третий (1970-е гг.) он переходит на позиции постструктурализма и постмодернизма. В течение всего творческого пути Б. разрабатывает концепцию «письма», оказавшую большое влияние на фр. и всю зап. мысль. В круг его интересов входят также проблемы семиотики, культуры и искусства.
В 1950-е гг. выходит первая важная работа Б. «Нулевая степень письма» (1953), в которой «письмо» определяется как «третье измерение формы». Б. располагает его между языком и стилем, выводит последние за пределы собственно литературы, называя язык «долитературным», а стиль — «сверхлитературным» явлением и полагая, что именно письмо делает литературу искусством. Оно означает технику, манеру, тон, ритм, а также моральное и ценностное измерение литературы. Письмо выступает способом связи литературы с обществом и историей, представляет собой литературный язык, включенный в конкретный социально-исторический контекст. В этот период Б. уделяет большое внимание критике зап. культуры вообще и массовой в особенности, посвящая этому кн. «Мифологии» (1957). Особо стоит выделить его анализ творчества Б. Брехта, которого он называет «единственным великим именем в пустыне современного театра».
В 1960-е гг. Б. увидел в структурно-семиотической методологии возможность решения всех проблем культуры, искусства и эстетики. Лингвистика и семиология, пишет он, «смогут, наконец, вывести нас из тупика, куда нас постоянно заводят социологизм и историзм». Теперь Б. смотрит на мир через призму языка, который охватывает и пронизывает все предметы и явления и вне которого нет ничего: «язык повсюду», «все есть язык». Б. определяет культуру как «поле дисперсии языков». Для него изменить язык — значит изменить мир. Радикальное преобразование общества он надеется осуществить с помощью «революции в собственности на символические системы».
Свои новые взгляды Б. развивает в работах «О Расине» (1963), «Критические очерки» (1964), «Критика и истина» (1966), «Основы семиологии» (1965), «Введение в структурный анализ рассказов» (1966), «Система моды» (1967) и др. Как и др. явления, искусство рассматривается с т.зр. знака и языка, как формальная система, в которой главным выступает не содержание и смысл, но форма и порождающая смысл структура, «кухня смысла». Существенно меняется понимание письма. Оно превращается в «реле», которое не включает, а отключает литературу от общества и истории. Письмо становится средством преодоления естественного языка, техникой «выпаривания» смысла слов и создания «косвенного языка», вторичных значений, коннотаций, которые являются имманентными, эндогенными образованиями.
В 1970-е гг. во взглядах Б. произошли новые изменения, которые затронули прежде всего «письмо». Теперь оно становится особой практической деятельностью, для обозначения которой Б. употребляет термины «письмо-текст», «чтение-письмо» и «текстуальный анализ», поскольку результатом письма выступает текст, принципиально отличающийся от традиционного произведения. «Произведение» представляется Б. устаревшим, ньютоновским понятием, тогда как «текст» — современным, эйнштейновским. Первое предстает как нечто готовое и законченное, обычно отождествляемое с книгой. Оно находится в рамках литературной традиции и культуры, подчинено общему мнению (доксе). «Текст всегда является парадоксальным». Он нарушает все традиции, не укладывается ни в какие жанровые рамки и представляет собой «не эстетический продукт, а означающую практику; не структуру, а структурирование; не предмет, а труд и игру». К «текстам» относятся фактически все бартовские работы 1970-х гг.: «S/Z» (1970), «Империя знаков» (1970), «Удовольствие от текста» (1973).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

БАРТ Ролан
    БАРТ (Barthes) Ролан (12 ноября 1915, Шербур—27 марта 1980, Париж)—французский философ, литературовед. Один из основателей Центра по изучению массовых коммуникаций (1960), профессор Практической школы высших знаний (1962), руководитель кафедры литературной семиологии в Коллеж де Франс (с 1977). Погиб в автокатастрофе.
    В работах 1950-х гг., отталкиваясь от радикальных марксистских идей (и используя соответствующую терминологию), Барт выдвинул семиологический проект, суть которого в стремлении написать историю литературной политики буржуазии, основываясь на представлении об историчности отношения литературных производителей к средствам труда и его продуктам (напр., к используемому языку или романной форме). Власть буржуазии, по Барту, есть более глубокое явление, чем институты представительства и репрессии, в которых она внешне локализована. Видимость самоустранения буржуазии из политических институтов общества он объясняет тем, что этот класс претендует представлять всех, универсализует свой частный интерес. Практикуемые в национальном масштабе буржуазные нормы воспринимаются общественным сознанием как очевидные, причем, чем шире эти представления распространяются, тем в большей степени они “натурализуются”. В попытке упразднить историю буржуазия порождает миф как “деполитизированную речь”. Однако язык, по Барту, не является простым орудием содержания, он активно это содержание производит. Везде, где с помощью речевой практики мир изменяют, а не сохраняют в виде образа, метаязык, которым является миф, становится невозможным. Таким образом, в 1950-е гг. Барт полагал, что существует язык, который мифическим не является, и отождествлял его с языком человека-производителя. Литература, использующая язык, который “производит” содержание, не может мыслить себя вне власти, вести независимую от политического измерения жизнь. Это и заставляет Барта из традиционного историка литературы стать историком семиотических практик определенного класса или, как говорит он сам, стать историком самых коварных знаков, которыми общество метит писателя,—знаков очевидности. Максима политической семиологии—любая деполитйзация мира осуществляется в политических целях, не существует “незаинтересованного наблюдателя” власти. В подобной “незаинтересованности” проявляет себя, по Барту, активное утверждение созерцательного отношения к миру как к ценности.
    В 1-й пол. 1960-х гг. Барт увлекается семиотикой. В кон. 1960-х и особенно в 1970-е гг. он постепенно отходит от радикализма ранних работ; в центре его внимания оказывается проблема текста и письма как полноценных аналогов социальной революции. Здесь источник двойственности позиции Барта, проходящей через многие его труды: с одной стороны, революция в письме представляет собой нечто “полное”, в себе завершенное, ни в чем внешнем не нуждающееся (“текстуальный слепок революции”); с другой стороны, признается—хотя чем дальше, тем реже,— что раскол внутри языка неотделим от социального раскола и что без “действительной универсальности” создание абсолютно революционного литературного языка является фикцией. Эта переориентация связана с крупным политическим событием: в результате потрясшего Францию кризиса 1968 семиология пережила существенную трансформацию. То, что в 1950-е гг. мыслилось Бартом как взаимодополняющее (письмо есть и временный слепок социальной революции, и ее преддверие), в 1970-е гг. начинает противопоставляться; макрореволюционные преобразования видятся как неизбежная рутинизация серии точечных текстуальных микрореволюций. Теперь основной задачей политической семиологии становится разложение иерархии языков, закрепленной в системе жанров, и ее подосновы, наррации (повествования, рассказа, сказа); последнюю Барт подводит под раскритикованную Марксом созерцательную позицию предшествующей философии. В отличие от текста, который сам производит условия своей возможности, наррация стремится подчеркнуть свое основание извне. Наррация всегда “правдива”, как все то, что стремится просто отражать. Революционный порыв, “великое Нет” обществу возможны, однако, лишь в пределах наррации. Для того, чтобы объявить миру о его тотальном неприятии, необходимо использовать язык инструментально, т. е. быть в этом отношении на стороне власти. Обычно для борьбы с идеологией писателя используют языковой арсенал, наработанный той же идеологией, не видя в этом никакого противоречия. В подлинно революционном письме, которое, по Барту, теперь и есть сама революция, нет достаточного пространства для того, чтобы провозгласить революцию социальную.
    Взгляды Барта повлияли на авторов круга “Тель Кель”, “новых философов” и на ряд других мыслителей, близких структурализму.
    Соч.: Mythologies. P., 1957; L'empire des signes. Genève, 1970; Sade, Fourier, Loyola. P., 1971; в рус. пер.: Нулевая степень письма.—В сб.: Семиотика. М., 1983; Третий смысл.—В сб.: Строение фильма. М-, 1984; Лабрюйер: от мифа к письму.—В кн.: Памятные книжные даты. М., 1988; Избр. работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989; S/Z. M., 1994; Мифолоши. M., 1996; Школы Роб-Грийе не существует.—В кн.: Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. М., 1996.
    Лит.: Костиков Г. К. Ролан Барт—семиолог, литературовед.—В кн.: Барт Р. Избр. работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989; Зенкин С.Н. Ролан Барт—теоретик и практик мифологии.—В кн.: Барт Р. Мифологии. М., 1996.
    М. К. Рыклин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "БАРТ Ролан" в других словарях:

  • Барт Ролан — (Barthes) (1915 1980), французский критик, литератор, семиотик. Автор работ по проблемам знака, символа, мифа, их социальной и культурной обусловленности. основные. сочинения: «Мифологии» (1957; русский перевод 1934), «Элементы семиологии» (1965) …   Энциклопедический словарь

  • Барт, Ролан — У этого термина существуют и другие значения, см. Барт. Ролан Барт Roland Barthes Дата рождения: 12 ноября 1915(1915 11 12) Место рождения: Шербур Дат …   Википедия

  • БАРТ РОЛАН — (Barthes, Roland) (1915 1980) французский социальный теоретик и один из ведущих представителей семиологии. Его труды, обычно посвященные структуралистскому подходу, испытали также влияние социальной антропологии и марксизма. Наиболее известные из …   Большой толковый социологический словарь

  • Барт Ролан — …   Википедия

  • БАРТ (Ролан) — французский критик (Шербург, 1915 Париж, 1980). Последователь лингвистики Соссюра, структурной антропологии, позднее психоанализа Лакана. Посвятил свое творчество изучению отношений между литературой и властью («О нулевой степени письма», 1953).… …   Философский словарь

  • БАРТ Ролан — (BARTHES, Roland) (1915 1980) Своеобразный подход Барта к литературе и обществу, часто соотносимый с французским структурализмом, является комплексным, сочетающим социологию, семиологию, литературную критику, структурную антропологию и марксизм.… …   Социологический словарь

  • Ролан Барт — Дата и место рождения: 12 ноября 1915, Шербур Дата и место смерти: 25 марта 1980, Париж Школа/традиция: постструктурализм, постмодернизм …   Википедия

  • БАРТ —         (Barthes) Ролан (1915 1980) франц. семиотик, критик, эссеист. Окончил Париж, ун т по специальности “классич. филология”. В 30 40 х гг. долгое время был оторван от столичной лит. жизни: годами лечился в туберкулезных санаториях, преподавал …   Энциклопедия культурологии

  • Барт — Фамилия Барт, Александр Павлович  действительный статский советник, министр финансов второго Крымского правительства. Барт, Виктор Сергеевич (1887 1954)  живописец, теоретик искусства. Барт, Генрих (1821 1865)  немецкий историк,… …   Википедия

  • Барт Р. — БАРТ (Barthes) Ролан (1915–80), франц. критик, литератор, семиотик. С 1976 проф. основанной им кафедры лит. семиологии в Коллеж де Франс. Автор работ по проблемам знака, символа, мифа, их социальной и культурной обусловленности. Осн. соч.:… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»