СЮНЬ-ЦЗЫ

СЮНЬ-ЦЗЫ
СЮНЬ-ЦЗЫ
Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин (ок. 313 — ок. 238 до н.э.) — крупнейший философ, просветитель и эрудит Др. Китая. Принадлежал к конфуцианской школе, однако его взгляды испытали сильное влияние философии даосизма, легизма и моизма. Учение С.-ц. изложено в труде «Сюнь-цзы» (3 в. до н.э.) из 32 глав, 22 из которых принадлежат ему, девять — ученикам (возможно, с участием С.-ц.), а одна глава считается подделкой.
Согласно сохранившимся немногочисленным свидетельствам, происходил из состоятельной семьи, получил блестящее образование. Посетил царства Цинь, Ци и Чу по приглашению их правителей, беседовал с ними о принципах управления гос-вом. Проповедовал свои взгляды в академии Цзися и был признан главой находившихся в академии ученых. Последние годы жизни провел в Ланьлине, где основал частную школу и работал с учениками над своим трудом.
Учение С.-ц. явились критическим итогом и обобщением основных учений Др. Китая (5—3 вв. до н.э.). Мировоззрение С.-ц. исходит из наивно-материалистического понимания природы (Неба — тянь) как естественной реальности (цзы жань), существующей независимо от человека и являющейся единственным источником происхождения всего сущего, что означает отрицание божественного, сверхъестественного начала мира. С.-ц. первым в истории кит. философии поставил вопрос о соотношении естественных процессов и целенаправленной деятельности человека, способного, по его мнению, познав «естественное постоянство» Неба-природы, «подчинить себе Небо и Землю и заставить служить себе вещи». Философ решительно отвергал обожествление Неба и веру в духов предков, объясняя эту веру зависимостью человеческого восприятия от эмоционального состояния.
Гносеологические взгляды С.-ц. основываются на положении о познаваемости мира. Способность же к познанию философ рассматривал как качество, присущее только человеку и выделяющее его из «тьмы вещей». К известным из учения поздних моистов двум ступеням познания — чувственному и рациональному — С.-ц. добавил третью — человеческую деятельность как элемент самого процесса познания.
С.-ц. высказал предположение о влиянии материальных условий жизни людей на общественные процессы и первым в кит. философии поставил вопрос об общественной сущности человека, его «умении жить сообща».
Путь к богатству гос-ва С.-ц. видел в «экономном расходовании вещей и обеспечении достатка народу». Он рассматривал конфуцианские нормы ритуала (ли) не только как критерий нравственных отношений, но и как регулятор распределения общественного продукта.
Политические взгляды С.-ц. испытали сильное влияние идей легизма: он считал, что ритуал (ли) применим лишь в отношениях между «управляющими» слоями, простыми же людьми нужно управлять с помощью закона (фа). Нормы ритуала (ли) были уравнены С.-ц. с законами: «Отрицать ритуал — значит не соблюдать закон». Под влиянием моистов и законников С.-ц. ввел в свое учение и концепцию привлечения людей на государственную службу независимо от их социального положения.
Политическая концепция С.-ц. базировалась также еще на одном принципиальном положении — его учении о врожденной «злой» природе человека, преодолеть которую можно с помощью воспитания в человеке норм ритуала и чувства долга. Именно с этой целью совершенномудрые правители древности выработали понятия ли-ритуала и и-долга.
Взгляды С.-ц. оказали большое влияние на историю кит. философии и заложили теоретический фундамент политической доктрины императорского Китая.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

СЮНЬ-ЦЗЫ
        (учитель Сюнь), Сюнь К у а н, Сюнь Цин (ок. 313 — ок. 235 или ок. 298 — ок. 238 до н. э.), представитель раннего конфуцианства, завершивший классич. этап его развития (некоторыми исследователями причисляется одновременно и к легизму). Род. в царстве Чжао. Получил всестороннее образование, приглашался ко дворам правителей др.-кит. царств Ци, Цинь, Чжао и др., в возрасте 50 лет, вероятно, в 264 до н. э., стал наставником в академии Цзися, Был начальником уезда Ланьлин, где создал свою многочисл. школу; самыми выдающимися его учениками были противники конфуцианства: легист Хань Фэй и будущий первый министр государства и империи Цинь — Ли Сы (ум. в 208 до н. э.). Там же, в конце жизни, С.-ц. создал свой знаменитый трактат; в нём 23 главы принадлежат С.-ц., три написаны им вместе с учениками. Шесть глав написаны уже после его смерти.
        С.-ц. переработал учение Конфуция, дополнив его идеями легизма и синтезировав с материалистич. и атеистич. тенденциями. В основе его учения лежит тезис, что «человек по своей природе зол», а добродетельным он становится в результате практич. деятельности. Это отличает С.-ц. как от Конфуция, так и от Мэн-цзы. Для преодоления изначального зла человек должен быть подвергнут обучению и воспитанию при помощи классич. текстов и принципов морали и контролироваться посредством наказаний и норм ритуала. С.-ц. сравнивал правителя с лодкой, а народ с водой, которая может и нести лодку и опрокинуть её, подчёркивая тем необходимость для правителя добиваться расположения народа. С.-ц. отрицал существование духов и демонов, отбрасывал веру в сверхъестественное, выступал против ряда распространённых в его время религ. обрядов; подверг критич. рассмотрению концепции др. философов, особенно Мо-цзы, а также Чжуанцзы, Мэн-цзы, легистов и др. Учение С.-ц. — наиболее систематизиров. изложение конфуцианства, оно оказало значит. влияние на последующих кит. мыслителей, особенно ханьского периода (3в. до н. э.— 3 в. н. э.).
        Феоктистов В. Ф., Филос. и обществ.-политич. взгляды С.-ц. Исследования и пер., М., 1976; Watson В., Basic writings of Mo Tzu, Hsun-tzu and Han Fei Tzu, N. Y. 1967.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

СЮНЬ-ЦЗЫ
СЮНЬ-ЦЗЫ (род. ок. 313 – ум. ок. 238 до Р. X.) – один из наиболее влиятельных кит. мыслителей, предпринявший удачную попытку систематизировать учение Конфуция. В противоположность Мэн-цзы учил, что человек зол от природы. Добрым же он может быть только благодаря воздействию извне, влиянию таких средств, как воспитание, практическая деятельность.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

СЮНЬ-ЦЗЫ
(прибл. 298–238 до н.э.) – кит. философ конфуцианской школы; его трактат "Сюнь-цзы"– первое систематич. изложение конфуцианской философии.
В отличие от Конфуция и Мэн-цзы, у к-рых небо выступает божеств. началом, С.-ц. интерпретирует его материалистически, как природу, не имеющую отношения к человеческим делам, не карающую за зло и не вознаграждающую за добро. Характерный для С.-ц. антропоцентризм и гуманистич. пафос послужили одной из основ конфуцианского гуманизма: "У воды и огня есть энергия, но нет жизни; у трав и деревьев есть жизнь, но нет сознания; у птиц и животных есть сознание, но нет чувства долга. У человека есть энергия, жизнь, сознание и сверх того чувство долга. Поэтому он – благороднейшее создание в Поднебесной" (гл. 9 трактата "Сюнь-цзы"). Вместе с тем, являясь первым конфуцианцем, участвовавшим в управлении (был правителем уезда), С.-ц. так переставляет акценты в раннеконфуцианской политич. теории, что она, в значит. мере утратив мотивы социального протеста (особенно характерные для Мэн-цзы), приобретает ряд черт, типичных для идеологии правящих кругов. В то время как центральным этич. понятием Конфуция и Мэн-цзы была гуманность (жэнь), у С.-ц. на первое место выступает понятие "ли", к-рое означает у него не только правила поведения, но и социальный порядок, понятый как иерархия. Необходимость такого порядка С.-ц. обосновывает как космологич. параллелями ("небо – наверху, земля – внизу"), так и тем, что без него люди, стремясь удовлетворить свои потребности, вступили бы друг с другом в борьбу за материальные блага, и возникший в результате этого хаос привел бы ко всеобщему обнищанию. В противоположность Мэн-цзы, выставившему тезис, что человек по природе добр, С.-ц. доказывал, что человек по природе зол, но может преодолеть свои дурные задатки при условии повиновения учителям и работая над собой. Это разногласие с Мэн-цзы является причиной того, что трактат "Сюнь-цзы" не входит в конфуцианский канон.
Соч.: Сюнь-цзы цзи цзе ("Сюнь-цзы" со сводом комментариев Ван Сянь-цяня), в кн.: Чжу цзы цзичэн (Собр. соч. др.-кит. мыслителей), т. 2, Пекин, 1957; The works of Hsüntze, transl, by H. H. Dubs, L., 1928.
Лит.: Го Μо-жо, Философы Др. Китая, пер. с кит., М., 1961, с. 302–62; Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 376–99; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 529–88; Dubs H. H., Hsüntze, the moulder of ancient Confucianism, L., 1927; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 279–311.
В. Рубин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

См. также в других словарях:

  • Сюнь-цзы — (кит. 荀子) (ок. 313/290 до н. э., царство Чжао  после 238/215 до н. э., царство Чу)  известный также под именами Сюнь Куан (荀况) и Сюнь Цин (荀卿), китайский мыслитель конфуцианской традиции. Неортодоксальный… …   Википедия

  • “СЮНЬ-ЦЗЫ” —     “СЮНЬ ЦЗЫ” памятник древнекитайской философской мысли, сборник сочинений Сюнь цзы и записей его учеников. Составлен в кон. 3 в. до н. э. Из 32 глав “Сюнь цзы” 22 принадлежат самому Сюнь цзы, 9 его ученикам, одна глава “Чжунни” считается… …   Философская энциклопедия

  • СЮНЬ ЦЗЫ —     СЮНЬ.ЦЗЫ (Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин) (ок. 313 238 до и. э.) философ и просветитель древнего Китая. Уроженец царства Чжао. Проповедовал свои взгляды в Академии “Цзися”, где был признан первым ученым. Беседовал со многими правителями и… …   Философская энциклопедия

  • Сюнь-Цзы — (около 313  около 238 до н. э.), древнекитайский философ, последователь Конфуция. Написал трактат «Сюнь цзы». * * * СЮНЬ ЦЗЫ СЮНЬ ЦЗЫ (ок. 313 ок. 238 до н. э.), древнекитайский философ, последователь Конфуция. Написал трактат «Сюнь цзы» …   Энциклопедический словарь

  • Сюнь-Цзы — (ок. 313 ок. 238 гг. до н.э.) древнекитайский философ, последователь Конфуция Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей. Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, мой… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Сюнь-Цзы — конфуцианская школа, основананя китайским философом Сюнь цзы. Сюнь цзы внес в конфуцианство идеи других философских школ, в частности, даосизма и легизма. Вследствие этого некоторые исследователи даже отрицают его принадлежность к конфуцианст… …   Религиозные термины

  • СЮНЬ-ЦЗЫ — (ок. 313 ок. 238 до н. э.) древнекитайский философ, последователь Конфуция. Написал трактат Сюнь цзы …   Большой Энциклопедический словарь

  • сюнь-цзы — Сб. трактатов Сюнь цзы (Сюнь Куан, 4 3 вв. до н.э.) и записей его учеников. Сост. в 30 е гг. 3 в. до н.э., дошел до наст, времени почти полностью. Не подпал под указ императора Цинь Шихуана (221 210 до н.э.) о сожжении конф. (см. Конфуцианство)… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Сюнь-Цзы — (около 313 около 238 до н. э.)         древнекитайский мыслитель, взгляды которого изложены в написанном им трактате «Сюнь цзы». Для С. Ц. характерны наивно материалистические и атеистические представления о сущности мира и происхождении «вещей» …   Большая советская энциклопедия

  • СЮНЬ-ЦЗЫ — (ок. 298 238 до н. э.) древнекит. мыслитель, последователь Конфуция. Написанный им трактат Сюнь цзы является первым систематич. изложением конфуцианской философии. С. ц. выставил тезис, что человек по природе зол, но может преодолеть свои дурные… …   Советская историческая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «СЮНЬ-ЦЗЫ» >>