Марс

Марс
Марс
(Mars). Римский бог войны, который как отец Ромула считался родоначальником римского народа. Он даровал победу, и, отправляясь на войну, римские полководцы совершали поклонение Марсу. Марсу посвящены были волк и дятел.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
МАРС
(Mars), М а вор с, Марспитер («отец Марс»), один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, М. и Квирин). Ему был посвящён март - первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого М.») (Ovid. Fast. Ill 389 след.). Существуют различные мнения о первоначальной природе М.: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. М. были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых М., указывая им места для поселений. М. сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К М., совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане (Dion. Halic. IV 22); к М., как и к ларам, обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану, М. приносилась в лесу жертва - бык. Как отец Ромула, М. был родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм М. как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т. к. вооружейное войско не должно было входить на территорию города. Символом М. было копьё, хранившееся в жилище царя - регии (Aul. dell. IV 6, 2), где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Ну мы были сделаны искусным кузнецом Мамур-рием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник (Plut. Numa, 13). Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к М. (Serv. Verg. Aen. VII 603; VIII 3). Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники М. его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, М. приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции М. остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог - хранитель общины, каким был М., имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее М. становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии). Женой М. считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть М.» (Aul. Gell. XIII 23). В 366 до н. э. М. был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад (Liv. VII 23, 8; Dion. Halic. VI 13). В центре форума Август посвятил роскошный храм М.-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи М. часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус; наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с М. часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племён и поселений (напр., М. Латобий - от племени латобиков в Нори-ке), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, М. Тингс (т. е. бог тинга - народного собрания) на Рейне и т. д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о М. как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.
Лит.: Dumezil G., Juppiter, Мага, Quirinue. [P., 1941]; Hermansen G„ Studien über den itallshen und den römischen Mars, Kbh., 1940 (Disi.); Thevenot Е., Sur les traces des Mare celtique, Brugge, 1956.
Е. М. Штаерман.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Марс
Яростный и неукротимый бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа, чья слава началась с основателя города Рима - Ромула (Ромул со своим братом-близнецом Ремом, согласно преданию, были сыновьями Марса). Благодаря покровительству могучего бога войны римляне одерживали победы над соседними племенами, а затем и другими народами. У Марса были два прозвища - Марс Шествующий в бой (Градивус) и Марс Копьеносный (Квиринус). После смерти Ромула и его обожествления появился бог Квирин, в которого обратился Ромул, став таким образом двойником Марса. Троице богов - покровителей воинской доблести и охранителей римского государства - Юпитеру, Марсу и Квирину посвящались специальные жертвоприношения, к ним взывали о победе в сражениях. Именем Марса был назван третий месяц года (март), и в первые его числа проводились конные состязания, поскольку кони - верная опора воина в бою, были посвящены богу Марсу. Первого марта в честь воинственного бога происходило шествие его жрецов - салиев, которые со священными плясками и песнопениями двигались, ударяя копьями в щиты, один из которых, согласно преданию, упал прямо с неба при царе Нуме Помпилии Слова этих гимнов, распеваемых салиями, были непонятны уже самим жрецам, что, конечно, указывало на магический смысл этого обряда, уходившего, по-видимому, в глубокую древность. В этот день мужчины дарили своим женам подарки, а женщины - рабыням. У бога войны были и другие, более мирные обязанности; он воплощал производительные силы природы, мужскую мощь и почитался как бог весны. Кроме того, он считался охранителем полей и стад от вредителей и волков. Поэтому Марсу приносили жертвы земледельцы и пастухи, а посвящены ему были дятел и волк. Но, конечно, преобладала его военная мощь, и, когда полководец отправлялся в поход, он шел в храм Марса и, потрясая священным щитом и копьем бога, обращался к нему, призывая: "Бодрствуй, Марс!" , Неизменными спутниками Марса в бою были - его супруга Нериена (сила), Паллор (бледность) и Па-вор (ужас). Дочерью или сестрой Марса была богиня войны Беллона (от латинского слова беллум - война). У задней стены ее храма, где римские правители принимали чужеземных послов или возвращавшихся из похода полководцев, находилась колонна, возле которой жрец - фециал свершал церемонию объявления войны. Поскольку римский Марс и греческий Арес были очень схожими, то многое из того, что рассказывалось в греческих мифах об Аресе, было перенесено на Марса.
(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)
МАРС
в римской мифологии бог войны. По легенде, однажды оскорбленная изменами Юпитера Юнона решила родить ребенка без участия своего мужа. Ей в этом помогла богиня растительности Флора. У богини цветущих растений был цветок, прикосновением которого можно было зачать ребенка. Юнона приложила цветок к животу и сразу почувствовала, как там шевельнулся младенец. Чтобы Юпитер до времени не узнал о ее проделке, богиня скрылась во Фракии, где родился Марс. Многие считали, что воинственность бога была связана с тем, что во время беременности его мать гневалась на Юпитера. Узнав о том, что жена родила ребенка от чудесного цветка, Юпитер не рассердился. Он послал гонцов за Юноной и Марсом с просьбой вернуться в небесные чертоги. Признал младенца своим сыном и сделал его богом войны Считалось, что этот бог не только приносит римским воинам победу, но и является защитником страны не только от врагов, но и от злых сил природы. Спутниками Марса в бою были - его супруга Нерие-на - Сила, Паллор — Страх и Павор - Ужас. Рядом с ним шли и Виртус - Доблесть и Хонос - Честь.
(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)
Марс из Тоди.

Марс из Тоди.


Марс из Тоди.
Бронза.
Первая половина IV в. до н. э.
Рим.
Ватиканские музеи.

Марс и Венера.

Марс и Венера.


Марс и Венера.
Фреска из Помпей.
I в.
Неаполь.
Национальный музей.

Марс. Статуя из Тоди. Деталь 380-370 гг. до н.э.


Марс. Статуя из Тоди. Деталь 380-370 гг. до н.э.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Марс" в других словарях:

  • Марс-5 — Автоматическая межпланетная станция «Марс 5» М 73С № 53 Заказчик …   Википедия

  • Марс-4 — Автоматическая межпланетная станция «Марс 4» М 73С № 52 Заказчик …   Википедия

  • Марс-7 — «М 73П» №51 Марс 7 на тестировании Заказчик …   Википедия

  • Марс-6 — М 73П №50 Марс 7 на тестировании Заказчик …   Википедия

  • Марс-3 — Производитель …   Википедия

  • МАРС — Марс: Марс  бог римского пантеона Марс  планета Солнечной системы Марс  астрологическое понятие «Марс»  серия советских межпланетных космических станций Марс  площадка на топе составной мачты Mars, Incorporated  американская продовольственная… …   Википедия

  • Марс-2 — Спутник Марса Выход на орбит …   Википедия

  • Марс-96 — в процессе сборки …   Википедия

  • Марс — 1. МАРС, а; м. [от лат. mars мужчина] [с прописной буквы] 1. В древнеримской мифологии: бог войны (считался отцом Ромула и Рема, родоначальником римлян). 2. Четвёртая планета Солнечной системы, орбита которой находится между Землёй и Юпитером. ◁… …   Энциклопедический словарь

  • МАРС — Международная ассоциация религиозной свободы организация, религ. Источник: http://www.regnum.ru/expnews/223550.html МАРС «Межрегиональная аналитическая роспись статей» с 2001 http://mars.udsu.ru/​ МАРС Малая академия русской с …   Словарь сокращений и аббревиатур


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»