ТЯНЬ

ТЯНЬ
ТЯНЬ
(«небо»), одно из важнейших понятий китайской (особенно древнекитайской) космогонии, мифологии, философии и религиозных верований. Иероглифу Т. даются разные этимологические объяснения. Вероятнее всего, иероглиф восходит к рисунку небосвода, находящегося над человеком, поэтому уже в ранних (1-е тыс. до н. э.) текстах Т. выступает в двух основных значениях: небо, небесная твердь (отсюда и одно из названий Китая - Тянься: «то, что находится под небом, т. е. Поднебесная») и Небо - верховный дух, высочайший правитель, стоящий во главе иерархически организованного сонма духов, мандат которого (Тянь мин - мандат Неба) дает земному властителю (Тянь-цзы - «сын неба») право управлять страной; высшая божественная сила, распорядительница человеческих судеб, ниспосылающая на землю награды и кары. О возникновении неба повествуется в одном из мифов о Паньгу. Согласно мифу, небо образовалось из содержимого космического яйца, когда всё лёгкое и чистое поднялось вверх и образовало небесную твердь, а тяжёлое и грязное опустилось вниз и создало землю. По более ранним философско-космогоническим концепциям, вселенная образовалась из Изначального хаоса, по другой версии - из Великого предела (см. Тайцзи), который разделился на две космические силы инъ и ян, а в другом варианте - на небо и землю, в свою очередь породивших тьму вещей. Хотя представление о Небе как о божественной силе появилось позже, чем понимание неба как тверди, находящейся над головой людей, всё же его следует считать весьма архаическим. Вероятно, оно сложилось у племени чжоу до того, как в результате победы над иньцами это племя стало править Китаем, т. е. ранее 11 в. до н. э. Не исключено также, что оно сначала возникло среди северных и северо-западных кочевников - предков тюркских и монгольских народностей и примерно со 2-го тыс. до н. э. проникло в Китай. После того как чжоусцы овладели Китаем, произошло смешение шан-иньской и чжоу-ской культур, отразившееся также и в области религиозных представлений - в контаминации чжоуского культа Неба и шан-иньского культа верховного божества Шан-ди. Отправление общегосударственного культа неба (жертвоприношения на круглом алтаре к югу от столицы) вплоть до революции 1911 производилось императором.
В религиозно-космологических представлениях древних китайцев Небо было создателем всего сущего: народа, его правителя, пяти движущих начал - металла, дерева, воды, огня и земли. От связи с Землёй оно порождало все вещи («тьму вещей»). Т. приписывался ряд других, иногда гипертрофированных, человеческих черт: оно всезнающе и всемогуще, милосердно и справедливо в распределении наград и наказаний, оно благожелательно и заслуживает доверия, на него можно положиться, но в то же время его следует бояться, ему нужно следовать и подчиняться, ибо только так можно заручиться его благосклонностью и обеспечить себе счастье и удачу. К этому Небу и обращался поэт Цюй Юань (340-278 до н. э.) в своей поэме «Вопросы к небу», его он восхвалял в «Лисао».
В поздней средневековой китайской народной мифологии распространено представление о Т. как о месте пребывания огромного пантеона божеств во главе с Юй-ди. В этом плане оно мыслилось как территория, на которой находились великолепные дворцы, конюшни для небесных коней, включая восемь скакунов, рысака Гуань-ди; помещения для небесных воинов, парки и сады, в т. ч. персиковый сад Си-ван-му (см. Паньтао), и, наконец, Небесный дворец (Небесные чертоги), резиденция Юй-ди.
Лит.: Ван Го-вэй. Ши тянь (Толкование термина небо), в его кн.: Гуань-тан цзи-линь (Густая роща произведений учителя Гуань-тана), т. 1, Пекин, 1959, с. 282-83; Ду Эр-вэй, Чжунго гудай цзунцзяо яньцзю. Тянь, дао, Шан-ди чжи бу (Исследование древних религий Китая. Проблемы терминов: Небо, дао и Шан-ди), Тайбэй, 1976; Ду Эр-вэй, Жу фо дао чжи синьян яньцзю (Исследование конфуцианских, буддийских и даоских верований), Тайбэй, 1978; Фэн Ю-лань, Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии), т. 1, Пекин, 1961, с. 54-55; Сrее1 Н. G., The Birth of China. A study of the formative period of Chinese civilization, L„ 1958, p. 181- 184, 256, 341-45, 367-80; Dore Н., Recherches sules superstitions en Chine, pt. 1 - Les pratiques superstitieuses, t. 2, № 3, Chang-hai, 1912, p. 277, 292-93, t. 2, № 4, p. 391, 419, 428, pt. 2 - Le pantheon chinois (suite), t. 9, Chang-hai, 1915, p. 468-75.
С. Кучера.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ТЯНЬ" в других словарях:

  • ТЯНЬ —     ТЯНЬ (кит., букв. небо, а также природа, бог, божество) категория китайской философии и культуры Применяется в четырех основных значениях или их комбинациях: 1) верховное божество, высшая божественная сила; 2) высшее природное начало,… …   Философская энциклопедия

  • ТЯНЬ-ДИ — («небесный правитель», «небесный государь», «небесный император»), в китайской поздней народной мифологии верховное божество, глава божеств и духов. Т. д. по существу является синонимом Тянь и Шан ди (хотя между ними имеются определённые различия …   Энциклопедия мифологии

  • ТЯНЬ — (кит. небо), в китайской мифологии небо как высшее божество, правитель мира и хранитель миропорядка. Китайский император считается «сыном неба» …   Энциклопедический словарь

  • ТЯНЬ-ДИ — (кит. небесный владыка), в китайской мифологии небесное божество глава богов …   Энциклопедический словарь

  • ТЯНЬ — (кит. небо) в китайской мифологии небо как высшее божество, правитель мира и хранитель миропорядка. Китайский император считается сыном неба …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТЯНЬ-ДИ — (кит. небесный владыка) в китайской мифологии небесное божество глава богов …   Большой Энциклопедический словарь

  • Тянь — (небо), или хуан тянь (царственное небо) являлось в древние времена, когда в Китае господствовало шаманство, главным объектом почитания: оно и доныне играет выдающуюся роль в религиозных представлениях народа. Небо это внешнее проявление силы… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тянь-ся — Афоризм Сунь Ятсена: «Всё, что под небом, принадлежит народу». Поднебесная (кит. 天下, палл. тянься)  китайский термин, который использовался для обозначения территории, на которую распространялась власть китайского императора. Со времён Дун Чжуншу …   Википедия

  • тянь-шаньский — тянь/ шань/ск/ий …   Морфемно-орфографический словарь

  • Тянь-Шаньская астрономическая обсерватория — Панорама площадки Тянь Шаньской астрономической обсерватории …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»