ТЕСКАТЛИПОКА

ТЕСКАТЛИПОКА
ТЕСКАТЛИПОКА
(«дымящееся зеркало»), в мифологии индейцев Центральной Америки божество, вобравшее в себя черты многих древнейших богов; в историческое время - главный бог племен науа и майя (см. Хуракан). Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов; его эпитеты: «враг», «капризный владыка», «сердце гор», «сеятель разногласий» и др. В ипостаси Иоалла-Ээкатль Т. странствует ночью по улицам, разыскивая преступников, как Ицтли - олицетворяет жертвенный нож, как Чальчиу-тотолин - кровь жертвы, в ипостаси Ицтлаколиуки Т.- звёздный бог холода, льда и наказаний, как Несауалпилли - покровитель банкетов, как Тельпочтли - повелитель школ мальчиков, как Некокиаотль - бог-воин, в последней ипостаси Т. первым прибывал на праздники, когда боги собирались на земле. Знаком его прибытия на праздник считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма. Самой древней ипостасью Т. был Тепейблотль («сердце гор») - ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо.
В ацтекских мифах Т. часто выступает как противник или соперник Кецалькоатля и как двойник и сотоварищ Уицилопочтли в их деяниях. По представлениям ацтеков, Т. олицетворял зиму, север, ночное небо, покрытое звёздами, поэтому он изображался с чёрным лицом, покрытым жёлтыми поперечными полосами, или в виде своего духа-двойника ягуара (уподобление пятнистого меха звёздному небу). По некоторым мифам, Т. превращается в Полярную звезду, чтобы добыть огонь; он становится созвездием Большой Медведицы. В тропиках это созвездие стоит в зените, поэтому жители Месоамерики воспринимали его как изображение одноногого человека и часто изображали с оторванной ногой. Сопутствующим опознавательным символом Т. является зеркало с отходящим от него завитком дыма (отсюда его имя), укреплённое или на виске, или на обрубке ноги; в нём он мог видеть всё, что происходит на свете. Этому же служит и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, которую он держит в руках, через неё Т. видит всё сокрытое и тайное. Другим отличительным признаком Т. является круглое кожаное кольцо (символ вечности), висящее на жёлтой ленте на груди. Такое же кольцо есть и у трёх его братьев: Кецалькоатля, Уицилопочтли и Шипе-Тотека. У ацтеков возник и светлый двойник Т.- красный Т. (синкретизация с богом Шипе-Тотеком).
Т. считался как благодетельным, так и зловредным божеством: он был богом - творцом мира и его разрушителем, глазом, видящим всё в ночи, судьёй и мстителем за всё алое, всезнающим и вездесущим, беспощадным, полным неожиданностей. Его эпитеты: «тот, кто распоряжается по своему усмотрению», «тот, рабами которого мы все являемся». Он мог дать счастливую жизнь и благополучие, но часто обижался и становился злым разрушителем. Так, например, он поступил с тольтеками (см. Голем). Чтобы испытать мужество молодых воинов, Т. принимал ночью причудливый облик и вызывал их на бой. Воин, победивший Т., получал в качестве выкупа несколько шипов агавы, предвещавших количество пленников, которых он захватит в ближайшей битве. Особо страшным обликом Т. считалось тело без головы, с двумя дверцами в груди, которые то открывались, то закрывались, издавая звук, похожий на стук топора по дереву. Фигурки Т. в этом облике были найдены в Теотиуакане.
Т., вероятно, в основе был хтоническим богом подземных сил, вулканов и обсидиана. С появлением племён науа он сливается с божеством звёздного неба, севера и холода, отсюда он - старое солнце первой эры. Т. вместе с Кецалькоатлем разделяет Сипактли на небо и землю и становится богом-творцом. Т. широко почитался, ему приносилось много жертв. У ацтеков каждый год избирался имперсонатор Т.- красивый юноша, не имевший физических недостатков. С имперсонатором обращались как с божеством, удовлетворяя любые его желания, по прошествии года его торжественно приносили в жертву.
Р. В. Кинжалов.

(Источник: «Мифы народов мира».)
ТЕСКАТЛИПОКА
в мифологии ацтеков и майя один из трех главных богов. Покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения. Он — бог-демиург и одновременно разрушитель мира, бог ночи и всего материального в мире, бог северной стороны света. Он носил с собой магическое зеркало Итлачиаякуе («место, откуда он смотрит»), из которого струится дым, убивающий врагов. Поэтому его называют «дымящееся зеркало». Тескатлипока в этом зеркале видел все, что творится в мире. В правой руке он держал четыре стрелы, символизирующие наказание, которое он может наслать на преступников. Наказывая зло и поощряя добро, он испытывал людей искушениями, провоцируя на совершение греха чтобы испытать их добродетель. Также он слыл богом красоты и войны, покровителем героев и красивых девушек.
(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)
Тескатлипока.

Тескатлипока.


Тескатлипока.
Рисунок из «Кодекса Борджа».
Чолутеки.
XV в.
Рим.
Ватиканская библиотека.



.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ТЕСКАТЛИПОКА" в других словарях:

  • Тескатлипока — Тескатлипока. Рисунок из  Кодекса Борджа . XV в. Тескатлипока. Рисунок из  Кодекса Борджа . XV в. Тескатлипока в мифах ацтеков главное божество, повелевающее четырьмя сторонами света. Тескатлипока олицетворяет солнце как губительное начало, ночь …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Тескатлипока — в мифах ацтеков главное божество, повелевающее четырьмя сторонами света. Тескатлипока олицетворяет солнце как губительное начало, ночь, а также вечернюю и утреннюю звезду. В глазных впадинах и в руках статуй Тескатлипоки помещались зеркальца из… …   Исторический словарь

  • Тескатлипока — (дымящееся/огненное зеркало)  в мифологии поздних майя и ацтеков одно из главных божеств (наряду с Кетцалькоатлем/Кукульканом). Он носил зеркало или щит (отсюда имя), с помощью которого наблюдал за деяниями людей на земле. В различных… …   Википедия

  • Тескатлипока — (ацтек.) – «дымящееся зеркало» – бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов. Т. олицетворял зиму, север, ночное небо, покрытое звездами, поэтому его изображали с черным лицом, покрытым желтыми поперечными полосами, или в виде его духа… …   Мифологический словарь

  • Тескатлипока — (Tezcatlipoca, на языке ацтеков — курящееся зеркало), в мифологии ацтеков главное божество, повелевающее четырьмя сторонами света. Т. олицетворяет солнце как губительное начало, ночь, а также «вечернюю и утреннюю звезду». Культовый центр… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • ИНДЕЙЦЕВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ МИФОЛОГИЯ — До испанского завоевания (16 в.) территория Центральной Америки была заселена индейцами различных языковых групп. У индейцев Месоамерики (ацтеков, тольтеков, сапотеков, миштеков, тара сков, майя и др.) с первых веков до н. э. существовали… …   Энциклопедия мифологии

  • Кетцалькоатль — У этого термина существуют и другие значения, см. Кетцалькоатль (значения). Изображение Кетцалькоатля из кодекса Мальябекиано (Codex Magl …   Википедия

  • Кецалькоатль — Изображение Кетцалькоатля из кодекса Мальябекиано (Codex Magliabechiano), XVI в. Современное изображение Кетцалькоатля Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль; Quetzalcoatl, «пернатый змей»)  на языке науатль  имя божества древней Америки,… …   Википедия

  • Пернатый Змей — Изображение Кетцалькоатля из кодекса Мальябекиано (Codex Magliabechiano), XVI в. Современное изображение Кетцалькоатля Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль; Quetzalcoatl, «пернатый змей»)  на языке науатль  имя божества древней Америки,… …   Википедия

  • Пернатый змей — Изображение Кетцалькоатля из кодекса Мальябекиано (Codex Magliabechiano), XVI в. Современное изображение Кетцалькоатля Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль; Quetzalcoatl, «пернатый змей»)  на языке науатль  имя божества древней Америки,… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»