СЕРЕДИНА МИРА

СЕРЕДИНА МИРА
СЕРЕДИНА МИРА
одна из категорий моделирования пространства в большинстве мифологических систем. Самой распространённой репрезентацией С. м. является древо мировое, однако С. м. представляется также в виде очага (и огня вообще), колодца, алтаря, жертвенного столба, царского трона, солнца или иного астрономического тела, почитаемого в качестве божества, а также некоторых сакрализованных предметов, связываемых с идеей центра, таких, например, как омфал Дельфийского храма - пуп земли. Через эти объекты проходит мировая ось (axis mundi). В мифологической модели мира категория середины дробится, поскольку каждый сакрализованный мезокосм (страна, город, дом и т. д.) имеет свой особый центр, для каждого конкретного ритуала - единственный, и в то же время выступающий в качестве ипостаси «космической середины», мировой оси. Центр изоморфного космосу дома - очаг (или иногда столб, подпирающий крышу), около которого и совершаются домашние обряды (так, у римлян и индейцев обведение жениха и невесты вокруг очага - центральный элемент свадебного ритуала). Однако центр города или деревни - как правило, уже не очаг, но храм с алтарём главного местного божества; и для участников свадьбы, вслед за этим отправляющих какой-либо общинный ритуал, домашний очаг как образ центра мира становится неактуальным, зато актуализируется центр общинного мезокосма - храм. Ярким примером такой интерпретации идеи С. м. является греческий культ Гестии, богини священного огня, обычно не антропоморфной, а представляемой именно в качестве жертвенника. Культ Гестии был и домашним, и городским (т. н. «общая Гестия»), и панэллинским («общая Гестия» всех греков находилась в Дельфах, считавшихся «сердцем Эллады» и серединой земли, что отражено во многих мифологических текстах). Кроме того, для греческой космологии с её чётко выраженным геоцентризмом «Гестией богов», абсолютным центром мира, была земля. Необходимо упомянуть также и весьма распространённые пифагорейские представления о «космической Гестии», мировом очаге, вокруг которого вращаются планетные сферы.
Частью концепции С. м. являются представления о её гармонизирующей роли во вселенной. Мифологические предметы, ассоциирующиеся с центром мира (алтарь, трон и пр.), и соответствующие мифологические персонажи (Гестия, Аполлон Дельфийский, Один, принёсший себя в жертву на мировом древе, и пр.) или жрецы (пифия в Дельфах, камлающий у дерева шаман) всегда служат источником социальной, культовой, информативной и т. п. регуляции коллектива. Солнце руководит гармонией небесных сфер; Дельфы руководят всей Элладой в области культа, а часто и светского законодательства; шаман устанавливает согласие между миром людей и миром духов; в центре вселенной помещается древнегреческое божество необходимости Ананке, управляющее судьбами; над всеми племенами и народами господствует, по древнекитайским представлениям, император «Срединной империи» (отчасти поэтому так называемой). «Встань в середине корабля», - советует пифия Солону, который собирается дать новые законы афинянам: здесь середина синонимична справедливости, необходимой для законодателя.
Середина как гармонизирующий элемент есть источник порядка и чистоты. С другой стороны, центр - не только источник космической гармонии, но и эмбрион вселенной, зародыш мира. Середина как элемент порождающий предстаёт как носитель порядка и чистоты - отсюда представления о срединном местоположении первоначального рая, о постепенной порче вселенной по мере её удаления от центра, отождествление периферии с хаосом, а также идеализация «срединных» категорий, весьма распространённая в архаической (а порой и в современной) моральной философии. Яркий пример такой идеализации - античная концепция «золотой середины», а также некоторые этические теории древнего Китая (о т. н. «срединном пути»). Для древней космографии характерно помещение обитаемого пространства в середине вселенной (средняя земля, эддический Мидгард), кругом же находится область неупорядоченного - на краю земли живут великаны или иные хтонические существа. Вариантом такого деления пространства может считаться распространённое представление о воде, окружающей обитаемую сушу, поскольку вода в большинстве мифологий обычно связана с первоначальным хаосом, некой предвечной субстанцией.
Разного рода понятия и категории, связанные с идеей гармонизирующего центра, получили наибольшую разработку именно в античной Греции, где самый термин «середина» был зачастую синонимичен понятию «блага» (напр., в «Политике» Аристотеля). Мифологическая концепция центра является одним из источников эстетики симметрии, весьма распространённой в различных культурах, а также философских осмыслений симметрии. Существует гипотеза (Ж. П. Вернан), что сакрализация пифагорейцами нечётных чисел связана с наличием у них «середины» (остатка после деления на два) и, следовательно, их ролью в выражении или поддержании мировой симметрии.
Лит.: Рабинович Е. Г., «Золотая середина*: к генезису одного из понятий античной культуры, «Вестник древней истории», 1976, № 3;
Топоров В. Н., О космологических источниках раннеисторических описаний, в кн.: Труды по знаковым системам, в. 6, Тарту, 1973;
Eliade M., Images et symboles, [P., 1962];
LeroiGourhan A., Le geste et la parole. 2 - La mémoire et les rythmes, P., 1965;
Vernant J.-P., Les origines de la pensée Greque, 2 ed., P., 1969.
Е. Г. Рабинович.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "СЕРЕДИНА МИРА" в других словарях:

  • Середина мира — Le Milieu Du Monde Жанр мелодрама Режиссёр Ален Таннер Продюсер Ив Гассе …   Википедия

  • Середина мира (фильм) — Середина мира Le Milieu Du Monde Жанр мелодрама Режиссёр Ален Таннер Продюсер Ив Гассе …   Википедия

  • Середина мира — центр локального культурного пространства, бесконечность которого имеет выраженную адресность. Этнос, его культура, персонажи культурной сферы и другие единичные объекты подобная система организации мира делает его осью или центром, из которого… …   Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

  • СЕРЕДИНА Антонина Александровна — (р. 1929) российская спортсменка, заслуженный мастер спорта (1960), заслуженный тренер СССР (1972), заслуженный работник культуры России (1980). Чемпионка Олимпийских игр (1960, одиночка и двойка), мира (1966), неоднократная чемпионка Европы и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Середина Антонина Александровна — (р. 23.12.1929, деревня Ловцово Рамешковского района Калининской области, советская спортсменка, заслуженный мастер спорта (1960), заслуженный тренер СССР (1972), кандидат педагогических наук (1973). Член КПСС с 1953. Чемпионка Олимпийских игр (2 …   Большая советская энциклопедия

  • СЕРЕДИНА — Антонина Александровна (род. 1929), спортсменка (гребля на байдарках), з. м. с. (1960), заслуженный тренер СССР (1972). Чемпионка Олимпийских игр (1960, одиночка и двойка), мира (1966), неоднократная чемпионка Европы и СССР (1958 68). Источник:… …   Русская история

  • Середина, Антонина Александровна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Середин. Антонина Середина Личная информация Полное имя: Середина Антонина Александровна Гражданство …   Википедия

  • Середина Антонина Александровна — (р. 1929), спортсменка, заслуженный мастер спорта (1960), заслуженный тренер СССР (1972). Чемпионка Олимпийских игр (1960, одиночка и двойка), мира (1966), неоднократная чемпионка Европы и СССР (в 1958 68) в гребле на байдарках. * * * СЕРЕДИНА… …   Энциклопедический словарь

  • Середина, Антонина Александровна — Олимпийская чемпионка по гребле на байдарках (1960), заслуженный мастер спорта; родилась 23 декабря 1929 г. в д. Ловцово Калининской области; окончила Московский институт физической культуры в 1966 г., преподаватель, кандидат педагогических наук …   Большая биографическая энциклопедия

  • Середина —         Антонина Александровна (р. 23.12.1929, деревня Ловцово Рамешковского района Калининской области, советская спортсменка, заслуженный мастер спорта (1960), заслуженный тренер СССР (1972), кандидат педагогических наук (1973). Член КПСС с… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»