МАРТАНДА

МАРТАНДА
МАРТАНДА
[др.-инд. Mârtâòdá, букв., «из мёртвого яйца (происходящий)», согласно комментарию Саяны, - «птица»], древнеиндийский мифологический персонаж, один из сыновей Адити, солнечное божество. М. упоминается в ведах, в брахманах, в эпосе; в «Ригведе» имя М. отмечено лишь трижды. М. - эпитет персонажа, который чаще обозначается другим эпитетом - Вивасват (собственно «сияющий»). Основной сюжет, известный в ряде версий (ср. изложение его в «Шатапатха-брахмане» III, «Маркандейя-пуране» 103, 1, 3-40; 105, 1-20, «Махабхарате» в комментариях Саяны и т. п.), является общим для М. и для Вивасвата, что, однако, ещё не даёт оснований для полного их отождествления. Адити, дочь Дакши, родила семь сыновей, составивших класс адитьев, последним из которых был Индра. Но иногда речь идёт (напр., РВ Х 72, 8-9) и о рождённом позже, восьмом сыне М.
Он появился на свет безобразным, без рук и без ног, подобный шару. Сначала Адити бросает его, но потом приносит к себе. Старшие братья М. отсекают у него всё лишнее. Предполагается, что после этой операции М. стал солнцем (ср. древнеиндийские образы крылатого солнца, солнца как птицы, с одной стороны, и мотив птицы, рождённой из яйца, - с другой). По-видимому не случайно, солнце называют сыном Адити (АВ XIII 2, 9, 37), а мотив бросания М. и его возвращения соотносится с мотивом заходящего и восходящего солнца. С М. связана идея умирания и нового рождения, определяющая, в частности, и границы временных членений. Эта преимущественно космологическая специализация М., видимо, объясняет обычное изъятие образа М. из сюжетов, связанных с Вивасватом.
Образ М. в конечном счёте восходит к мотиву мирового яйца (см. статью Яйцо мировое). Некоторые параллели, как, например, с древнеиранским Гайомартом (букв. «живой-мёртвый») или со славянским «мёртвым» яйцом («яйцо, в котором заключена смерть Кощея») в одном варианте или мотивом яйца жар-птицы в другом, позволяют говорить не только о генетических связях указанной древнеиндийской мифологемы («солнце из мёртвого яйца»), но и о реконструкции её более древней индоевропейской формы.
Лит.: Топоров В. Н., К реконструкции мифа о мировом яйце. в кн.: Труды по знаковым системам, т. 3. Тарту, 1967; Schröder L. von Der siebente Âditya, «Indogermanische Forschungen», 1912, Bd 31, S. 178-93 Lommel Н., Kâvya Uºan, Der Welt-Ei Mythus im Rig-Veda, в сб.: Mélanges de linguistique offerts a Charles Bally, Gen., 1936 его же, Vedische Einzelstudien. 1. Syâvâúva 2. Saraòyũ, «Zeitschrift der deutshen Morgen landischen Gesellschaft.. I960, Bd 99, Н. 2 его ж e, Der Mythus von Vivasvat und Saranyu там же; Bosch F. D. K., The golden germ An introduction to Indian Symbolism, 's-Graven hage, I960; Hotfmann K., Martanda und Gayomart, в его кн.: Aufsätze zur Indoiranistik, Bd 2, Wiesbaden, 1976, S. 422-38.
В. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "МАРТАНДА" в других словарях:

  • МАРТАНДА — (санскр. мертвое яйцо), в ведийской мифологии божество солнце, сын Адити (см. АДИТИ), рожденный в виде шара. Частично отождествляется с Вивасватом (см. ВИВАСВАТ). Адити первоначально отказалась от безобразного сына, но потом вновь подобрала его и …   Энциклопедический словарь

  • МАРТАНДА — (санскр. мертвое яйцо) в ведийской мифологии божество солнце, сын Адити, рожденный в виде шара …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мартанда —     (Санскр.) Ведийское название Солнца. Источник: Теософский словарь …   Религиозные термины

  • Мартанда —          др. инд. миф. персонаж, один из сыновей Адити, солнечное божество …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • МАРТАНДА — (Санскр.) Ведийское название Солнца …   Теософский словарь

  • Мартанда — (др. – инд.)  – один из сыновей Адити, бог солнца, чаще называемый Вивасватом. По некоторым преданиям, у Адити кроме семи сыновей адитьев родился восьмой сын без рук и без ног, подобный шару. Богиня сначала выбросила его, но затем пожалела и… …   Мифологический словарь

  • Мартанда — бог Солнца …   Словарь йоги и веданты

  • АДИТИ — (от др. инд. a diti «несвязанность», «безграничность»), в древнеиндийской мифологии женское божество, мать богов, составляющих класс адитьев. Уже в «Ригведе» упоминается около 80 раз (обычно с адитьями). А. призывают на рассвете, в полдень и на… …   Энциклопедия мифологии

  • Натха — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направ …   Википедия

  • Горакшанатх — Горакшанатха, «Го» (с санскр. गो)  вселенная, чувства, тело, и «Ракша»(с санскр. रक्ष)  владыка, защитник, что буквально переводится как владыка вселенной. Горакшанатха  реформатор традиции Натхов. В Индии эта традиция натхов… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»