Церковный звукоряд

Церковный звукоряд
        диатонич. звукоряд, каждое звено-"согласие" к-рого представляет собой восходящее исследование 3 звуков с расстоянием между ними в один тсн. Согласия Ц. з. подчиняются "раздельному" принципу объединения, причём между верхним тоном одного согласия и нижним тоном следующего образуется полутон (см. Обиходный звукоряд). Формировался на основе терцово-квартовых интонаций рус. нар. песни. Первоначально сложились 2 согласия - "мрачное" и "светлое", различающиеся колоритом звучания. В результате развития Ц. з. появились другие согласия: "простое", примыкающее к "мрачному" снизу, и "тресветлое" в объёме большой терции (си-бемоль - до - ре), примыкающее к "светлому" сверху. Знамёна "простого" согласия употреблялись без точек, "мрачного" - с одной, "светлого" - с двумя, "тресветлого" - с тремя точками.
        Ц. з. включает 12 ступеней; нижние звуки каждого согласия отстоят на чистую кварту друг от друга. Терции, образующиеся от каждой из ступеней согласия, расположены в строгом порядке: ионийская, дорийская, фригийская.
        Особенностью Ц. з. является уменьшенная октава между III и X ступенями.
        В 1-й пол. 17 в. была разработана система киноварных помет, уточнявших высотное положение знамен. В рус. азбуках Ц. з. получил графич. выражение в виде "горовосходною холма", или "лествицы".

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 2, M., 1868; Смоленский Ст., Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Казань, 1888; Металлов В., Азбука крюкового пения, M., 1899, его же, Осмогласие знаменного распева, M., 1899; Покровский A., Азбука крюкового пения, M., 1901, Калашников П., Азбука церковного знаменною пения, К., 1908, 1910, Pиндейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 1, M.-Л., 1928; Успенский H. Д., Древнерусское певческое искусство, M., 1965, 1971; Бражников M., Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Гарднер И., Проблема построения так называемого "церковного звукоряда" (гаммы) знаменного распева, Iordanville, N. Y., 1969.

Н. Д. Успенский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Церковный звукоряд" в других словарях:

  • ЗВУКОРЯД — ЗВУКОРЯД, звукоряда, муж. (муз.). Ряд музыкальных звуков, построенных в порядке какой нибудь последовательности, гамма, лад. Гармонический звукоряд. Церковный звукоряд. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЗВУКОРЯД — 1) ряд звуков, построенных в известном порядке; от гаммы (См.) отличается тем, что гамма предполагает преимущественно последовательный ряд звуков и октавное построение, тогда как понятие з а не ограничено этими признаками. Оттого, например,… …   Музыкальный словарь Римана

  • КРЮКИ — крюковая семейография (знаменное письмо), русское безлинейное церковное нотописание, система которого окончательно выработана была к концу XVII в. Знамен довольно много; их можно разделить на начертания основные (до 20), наприм. параклит, крюк,… …   Музыкальный словарь Римана

  • ГЛАС — [греч. ἦχος, букв. звук, молва, мелодия, напев; лат. tonus, tropus, modus; арм. ձայյճ; груз. ჴმა(?)ბულლეტ или ხმა; сир. qâl], элемент осмогласия (октоиха), интонационно мелодической организации традиц. систем церковного пения в христ. культурах… …   Православная энциклопедия

  • Лад —         (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада 130 II. Этимология 130 III. Сущность лада 130 IV. Интонационная… …   Музыкальная энциклопедия

  • Лад (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лад. Лад  одно из главных понятий русской музыкальной науки, центральное понятие в учении о гармонии. Содержание 1 Определение лада 2 Принципы лада …   Википедия

  • Осмогласие —         (старослав., букв. восьмигласие) система гласов, служившая для муз. оформления христ. богослужения. Начало системе положил обычай в каждый из 8 дней праздника пасхи исполнять песнопения на особый напев (глас) (4 в.). Восьмидневный цикл… …   Музыкальная энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… …   Православная энциклопедия

  • Оркестр —         (от греч. orxestra круглая, позже полукруглая площадка антич. театра, где, совершая ритмич. движения, пел свои партии хор трагедии и комедии, от orxeomai танцую) предназначенный для совместного исполнения муз. произв. коллектив музыкантов …   Музыкальная энциклопедия

  • колокольные звоны — В течение веков звон составлял особую звуковую атмосферу Москвы. Колокольные звоны были связаны не только с богослужением: они сопровождали российских государей, торжества в честь воинских побед или государственных событий. К небогослужебным… …   Москва (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»