Хоральная нотация

Хоральная нотация
        система графич. знаков, выработанная для записи григорианского хорала. Первоначально григорианский хорал записывался невмами; древнейшие сохранившиеся записи григорианского пения относятся к 9 в. В дальнейшем невменное письмо эволюционировало: дифференцировались формы невм, уточнялись обозначения высоты звуков путём введения системы линий и ключей. Во 2-й пол. 12 в. во Франции (Парижская школа) и Италии появилась т. н. квадратная, или римская, нотация (nota quadrata, или nota romana), получившая своё название от квадратной формы её нот (
; см. также образец хоральной нотации в ст. Нотопечатание, колонка 1039); в 13 в. она стала распространяться в др. странах Европы. В этой нотации высоту отдельных звуков определяет положение нот на системе 4 линий, снабжённой соответствующим ключом (т. н. диастематическая нотация, указывающая интервалы между соседними звуками). Именно эта система и подразумевается в 20 в. под термином "X. н.". Её графич. разновидность, бытовавшая в 14-15 вв. в Германии и Центр. Европе, - нем. готич. нотация, главный знак к-рой - virga в вертикальном положении и с характерным ромбич. уплотнением нотной головки:
(нем. Hufnagelschrift - "подковные гвозди"). В хоральной нотации применяются 2 ключа - С и F; они могут быть помещены на любой линии, что позволяет обходиться без добавочных линий при большом диапазоне мелодии. Кроме основных невм - простых, состоящих из единичных нот, и составных, представляющих 2-, 3-, 4-нотные фигуры, в X. н. применялись также вспомогательные, определявшие специфич. характер исполнения, напр. плавно, вполголоса (liquescens, semivocalis). Они были предназначены для облегчения декламации нек-рых часто встречающихся в церк. текстах слов (напр., angеlus, inferni, mundi, hosanna), в к-рых последование 2 согласных создаёт артикуляционные трудности в хор. пении. Введение в этих случаях ликвесцентных невм создавало возможность разделения согласных слабо обозначенной гласной, напр. an(e)gelus, in(e)fer(e)ni. Др. вспомогат. знаки - строфические - применялись для обозначения специфич. исполнительского приёма, напоминающего вибрато или тремоло; они выступали и как одиночные знаки (apostroph), и в группе из 2 (bistropha) или 3 (tristropha) знаков. Сходную функцию выполняли также "квилизма" (quilisma), означающая исполнение интервала малой терции tremolo, и "тригон" (trigon), означающий исполнение 3 звуков в объёме полутона staccato, напр. e-f-e или h-c-h. Существует мнение, что нек-рые из вспомогат. знаков, напр. quilisma и pressus, могли иметь определ. ритмическое и акцентное значение. Благодаря столь богатой и разнородной номенклатуре знаков X. н. была способна относительно точно передавать не только рисунок мелодии, но и её акцентно-артикуляционную структуру, а также способ исполнения. В эпоху средневековья X. н. применялась иногда для записи одногол. песен - cantigas, laude и др., в т. ч. и светских.

Литература: см. при ст. Невмы, Нотное письмо.

Т. Н. Дубравская.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Хоральная нотация" в других словарях:

  • Нотация — (от лат. notatio  записывание, обозначение)  система условных обозначений, принятая в какой либо области знаний или деятельности. Нотация включает множество символов, используемых для представления понятий и их взаимоотношений,… …   Википедия

  • Нотное письмо —         нотация (лат. notatio, итал. notazione, semeiografia, франц. notation, sйmйiographie, нем. Notation, Notenschrift) система графич. знаков, применяемых для записи музыки, а также сама запись музыки. Зачатки Н. п. возникли в глубокой… …   Музыкальная энциклопедия

  • Ноты —        1. Условные графич. знаки, служащие для записи муз. звуков. Применялись в Месопотамии, Индии, Китае и Греции, причем нотация могла быть основана на различ. системах письма (букв., идеографич., клинописи). С 9 в. для указания общего направл …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Ноты —         (лат. notae знаки).         1. Условные графич. знаки, служащие для записи музыкальных звуков. Применялись в Месопотамии, Индии, Китае и Греции, причем нотация могла быть основана на различных системах письма (букв., идеографич.,… …   Словарь античности

  • Лигатура —         (позднелат. ligatura связь).         1) В мензуральной нотации знаки, обозначающие две и более связно исполняющиеся ноты. Л. состоят из соответствующего числа тесно расположенных нотных знаков (знак лиги в эпоху мензурального письма ещё… …   Музыкальная энциклопедия

  • Невмы — (позднелат. neuma, от греч. pnéuma дыхание)         знаки нотного письма (См. Нотное письмо), применявшиеся в европейском музыкальном искусстве в начале средних веков, главным образом в католическом пении (см. Григорианский хорал). Состояли из… …   Большая советская энциклопедия

  • Невмы — Первоначальные невмы …   Википедия

  • Церковная музыка —         (нем. Kirchenmusik, итал. musica sacra, musica da chiesa, франц. musique d eglise, musique sacrйe, англ. church music) музыка христианской церкви, предназначенная для сопровождения службы или исполнения в т. н. внеслужебные часы. Понятия… …   Музыкальная энциклопедия

  • Пахельбель, Иоганн — Эта статья содержит незавершённый перевод с немецкого языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца …   Википедия

  • Иоганн Пахельбель — (нем. Johann Pachelbel) (август 1653 3 марта 1706) знаменитый немецкий композитор и органист эпохи барокко, творчество которого является одной из вершин южнонемецкой органной музыки. Он сочинил огромное количество светских и церковных… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»