Тинкторис Й.

Тинкторис Й.
        (Tinctoris) Йоханнес (Иоанн) (ок. 1435, по др. данным - ок. 1445, Нивель, Брабант - до 12 X 1511, место смерти неизв., по нек-рым данным - там же) - франко-фламандский муз. теоретик и композитор. Обучался, по-видимому, "свободным искусствам" и праву. Был наставником мальчиков хора Шартрского собора. С 1472 служил при дворе неаполитанского короля Фердинанда I, нек-рое время состоял муз. воспитателем его дочери Беатрисы (с 1476 королева Венгрии, жена венг. короля Матьяша I Хуньяди). Посвятил ей 3 муз.-теоретич. трактата, в т. ч. известный "Определитель музыки". Обозначая род своей деятельности при дворе в Неаполе, Т. называл себя "магистр" (учитель, наставник), "капеллан", "музыкант", "знаток права", "математик" (т. е. теоретик музыки), также "кантор" (певчий). Известно, что в 1487 Фердинанд I направлял Т. во Францию (к королю Карлу VIII) с поручением набрать певцов для Корол. капеллы. О последних годах жизни Т. достоверных сведений нет; полагают, что он был каноником в Нивеле, возможно, жил в Неаполе. Еще при жизни Т. пользовался большой известностью, его упоминали в числе наиболее знаменитых музыкантов Вошел в историю музыки как один из крупнейших муз теоретиков. По муз-эстетич. взглядам Т. принадлежит к ярким представителям Ренессанса. Сохранилось 12 трактатов Т., из к-рых 11 вошли в последний том 4-томного издания Э. Кусмакера (Coussemaker E. de, "Scriptorum de musica medii aevi", v. 4, P., 1876).
        Трактаты: "Определитель музыки" ("Terminorum musicae diffinitorum", ок. 1472-73) - первый в истории музыки систематич. муз-терминологич. словарь (ок 300 терминов); "Совокупность воздействии музыки" ("Complexus effectuum musices", ок. 1473-74) - классификация и красочное описание назначения музыки; "Музыкальные пропорции" ("Proportionale musices", ок. 1473-74) - развитие древнего пифагорейского учения о числовой основе муз. иск-ва, воспринятого, вероятно, через А. М. С. Боэция. Доводя до предела сложность отношений мензуральной ритмики, T приходит к ритмам в пропорциях 7:4, 8:5, 17:8, 13:5, 14:5 (совпадающим с сериальной ритмикой 20 в); "Книга имперфекции музыкальных нот" ("Liber imperfectionum notarum musicalium", ок. 1474-75); "Трактат о правилах нотных длительностей" ("Tractatus de regulari valore notarum", ок 1474-75) и " Трактат о нотах и паузах" ("Tractatus de notis et pausis", ок. 1474-75) посвящены метроритмич. организации музыки; "Книга о природе и свойствах ладов" ("Liber de natura et proprietate tonorum", 6 нояб. 1476) - о структуре ладовой системы; "Книга об искусстве контрапункта" ("Liber de arte contrapuncti", 11 окт. 1477) - фундаментальное учение о контрапунктич. композиции (излагаются "8 общих правил контрапункта", проводится различие между контрапунктом "простым" и "цветистым", различие между произв. со стабильным текстом и с импровизируемым и др.); "Трактат об альтерациях" ("Tractatus alterationum", после 1477) и "Статья о музыкальных точках" ("Scriptum super punctis musicalibus", после 1477) - о ритме; " Описание руки" ("Гвидоновой") ("Expositio manus", после 1477) - о звуках муз. системы; "Об изобретении и применении музыки" ("De inventione et usu musicae", между 1480 и 1487 или ок. 1487; фрагменты опубликованы в кн К. Вайнмана (Weinmann К., "Johannes Tmctoris...", 1917)) - о пении и певцах, инструментах и исполнителях.
        Т.-композитору принадлежат 4 мессы, 2 мотета, ламентации, 7 франц. песен (шансон), итал. песня; ряд мотетов приведен Т. в "Книге об искусстве контрапункта" в качестве нотных примеров.

Литература: Грубер. R. И., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, M., 1953; Шестаков В. P. (сост.), Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения, M., 1966; его же, От этоса к аффекту, M., 1975; Wеinmann К., Johannes Tinctoris und sein unbekannter Traktat "De inventione et usu musicae", Regensburg-Rom, 1917, Tutzing, 1961; Borren Ch. van den, Tinctoris Johannes, в кн.: Biographie nationale... de Belgique, t. 25, Brux., 1931; Schдfke R., Geschichte der Musikдsthetik in Umrissen, В., 1934, Tutzing, 1964; Ва1mer L., Tonsystem und Kirchentцne bei Johannes Tinctoris, Bern, 1935; Krenek E., Proportionen und pythagorдische Hдmmer, "Musica", 1960, Jahrg 14, H. 11; Gerritzen G., Untersuchungen zur Kontrapunktlehre des Johannes Tmctoris, Kцln, 1974.

Ю. Н. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Тинкторис Й." в других словарях:

  • Тинкторис, Иоанн — Иоанн Тинкторис (лат. Johannes Tinctoris; ок. 1435, близ Нивеля 1511, предположительно во Фландрии) фламандский теоретик музыки и композитор. Расцвет научной карьеры связан с периодом жизни Тинкториса в Неаполе, где он написал все дошедшие… …   Википедия

  • Тинкторис — Иоанн нидерландский музыкант (1446 1511), настоящее имя которого было Иоанн Вервере (Waerwere); замечателен как музыкальный писатель и композитор духовных сочинений. Большую часть жизни провел в Неаполе. Из его многочисленных сочинений почти все… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тинкторис И. — ТИНКТÓРИС (Tinctoris) Иоанн (ок. 1435 или ок. 1445–1511?), франко флам. муз. теоретик, композитор. С 1742 служил при дворе неаполитанского короля Фердинанда I. Автор 12 трактатов. Определитель музыкальных терминов (1474) – первый в… …   Биографический словарь

  • Тинкторис Иоанн — (Tinctoris) (около 1435 или около 1445  1511?), франко фламандский музыкальный теоретик, композитор. С 1472 служил при дворе неаполитанского короля Фердинанда I. Автор 12 трактатов. Тинкторису принадлежит «Определитель музыкальных терминов»… …   Энциклопедический словарь

  • Тинкторис (Tinctoris) Иоанн — (около 1435 или около 1445 — 1511?), франко фламандский музыкальный теоретик, композитор. С 1742 служил при дворе неаполитанского короля Фердинанда I. Автор 12 трактатов. «Определитель музыкальных терминов» (1474) — первый в Европе… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГЛАС — [греч. ἦχος, букв. звук, молва, мелодия, напев; лат. tonus, tropus, modus; арм. ձայյճ; груз. ჴმა(?)ბულლეტ или ხმა; сир. qâl], элемент осмогласия (октоиха), интонационно мелодической организации традиц. систем церковного пения в христ. культурах… …   Православная энциклопедия

  • Полифония —         (от греч. polus многий и ponn звук, голос; букв. многоголосие) вид многоголосия, основанный на одноврем. звучании двух и более мелодич. линий или мелодич. голосов. Полифонию, в высшем ее смысле, указывал А. Н. Серов, надобно понимать… …   Музыкальная энциклопедия

  • Форма музыкальная —         (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание         I. Значение термина. Этимология 875         II. Форма и содержание. Общие принципы… …   Музыкальная энциклопедия

  • Итальянская музыка — Италия до известной степени считается колыбелью музыкального искусства, многие отрасли которого получили в ней свое первоначальное развитие. Музыка римлян до Р. Хр. сперва находилась под влиянием музыки этрусков. Ей сопровождались драматические… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • МЕЛОДИЯ — в широком музыкальном смысле осмысленная последовательность тонов, имеющая две главных характеристики пространственную (высотность) и временную (ритм). Важнейшее свойство мелодии, в отличие от любой случайной последовательности звуков, состоит в… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»