Тембр

Тембр
        (франц. timbre, англ. timbre, нем. Klangfarbe) - окраска звука; один из признаков муз. звука (наряду с высотой, громкостью и длительностью), по к-рому различают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами, штрихами. Т. определяется материалом, из к-рого изготовлен источник звука - вибратор муз. инструмента, и его формой (струны, стержни, пластинки и пр.), а также резонатором (деки рояля, скрипки, раструб трубы и т. п.); на Т. влияет акустика помещения - частотные характеристики поглощающих, отражающих поверхностей, реверберация и др. Т. характеризуется количеством обертонов в составе звука, их соотношением по высоте, громкости, шумовыми призвуками, начальным моментом возникновения звука - атакой (резкой, плавной, мягкой), формантами - областями усиленных частичных тонов в спектре звука, вибрато и др. факторами. Т. зависит также от суммарной громкости звука, от регистра - высокого или низкого, от биений между звуками. Слушатель характеризует Т. гл. обр. с помощью ассоциативных представлений - сравнивает это качество звука со своими зрительными, осязательными, вкусовыми и т. п. впечатлениями от разл. предметов, явлений и их соотношений (звуки яркие, блестящие, тусклые, матовые, тёплые, холодные, глубокие, полные, резкие, мягкие, насыщенные, сочные, металлические, стеклянные и т. п.); реже применяются собственно слуховые определения (звонкие, глухие). Т. сильно влияет на звуковысотную интонац. определённость звука (звуки низкого регистра с малым количеством обертонов в отношении высоты часто представляются расплывчатыми), на способность звука распространяться в помещении (влияние формант), на разборчивость гласных и согласных в вокальном исполнении.
        Научно обоснованная типология Т. муз. звуков ещё не сложилась. Установлено, что тембровый слух имеет зонную природу, т. е. при восприятии звуков одному и тому же типичному Т., напр. Т. скрипки, соответствует целая группа незначительно отличающихся по составу звуков (см. Зона). Т. - важное средство муз. выразительности. При помощи Т. можно выделить тот или иной компонент муз. целого - мелодию, бас, аккорд, придать этому компоненту характерность, особый функциональный смысл в целом, отделить фразы или части друг от друга - усилить или ослабить контрасты, подчеркнуть сходства или различия в процессе развития произв.; композиторы используют сочетания Т. (тембровая гармония), смены, движение, развитие Т. (тембровая драматургия). Продолжаются поиски новых Т., их сочетаний (в оргбне, оркестре), создаются электромузыкальные инструменты, а также синтезаторы звуков, позволяющие получать новые Т. Особым направлением в использовании Т. стала сонористика.
        Феномен натурального звукоряда как одно из физико-акустич. оснований Т. оказал сильное влияние на развитие гармонии как средства муз. выразительности; в свою очередь, в 20 в. заметна тенденция средствами гармонии усиливать тембровую сторону звучания (разл. параллелизмы, напр., мажорными трезвучиями, пласты фактуры, кластеры, моделирование звучания колоколов и т. п.). Теория музыки с целью объяснения ряда особенностей организации муз. языка неоднократно обращалась к Т. С Т. в той или иной мере связаны поиски муз. строев (Пифагор, Д. Царлино, А. Веркмейстер и др.), объяснения ладово-гармонической и ладофункциональной системы музыки (Ж. Ф. Рамо, X. Риман, Ф. Геварт, Г. Л. Катуар, П. Хиндемит и др. исследователи).

Литература: Гарбузов H. A., Натуральные призвуки и их гармоническое значение, в кн.: Сборник работ комиссии по музыкальной акустике. Труды ГИМНа, вып. 1, М., 1925; его же, Зонная природа тембрового слуха, М., 1956; Tеплов Б. М., Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947, в его кн.: Проблемы индивидуальных различий. (Избр. работы), М., 1961; Музыкальная акустика, под общ. ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Агарков О. М., Вибрато как средство музыкальной выразительности в игре на скрипке, М., 1956; Hазайкинский Е., Paгс Ю., Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука, в кн.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964; Paгс Ю., Вибрато и восприятие высоты, в кн.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964; Шерман Н. С., Формирование равномерно-темперированного строя, М., 1964; Mазель Л. A., Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений, (ч. 1), Элементы музыки и методика анализа малых форм, М, 1967, Володин А., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в кн.: Музыкальное искусство и наука, вып 1, M., 1970; Рудаков Е., О регистрах певческого голоса и переходах к прикрытым звукам, там же; Назайкинский Е. В., О психологии музыкального восприятия, М., 1972, Helmholtz H., Die Lehre von den Tonempfindungen, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968 (рус. пер. - Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875); Меуеr Е., Buсhmann G., Die Klangspektren der Musikinstrumente, B., 1931; The vibrato, Iowa city, 1932 (Studies in the psychology of music, v. 1); Trendelenburg F., Klдnge und Gerдusche, В., 1935.

Ю. Н. Рагс.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Тембр" в других словарях:

  • тембр — тембр, а [тэ] …   Русское словесное ударение

  • тембр — тембр, а …   Русский орфографический словарь

  • тембр — тембр/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • ТЕМБР — (фр.). Оттенок звука одного и того же тона на различных голосах или инструментах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕМБР оттенок звука одного и того же тона на различных голосах или инструментах.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • тембр — [тэ], а; м. [франц. timbre] Характерная окраска звука, сообщаемая ему обертонами, призвуками, по которой различаются друг от друга звучания одной и той же высоты. Приятный, низкий т. Различные тембры. Т. голоса, инструмента. ◁ Тембровый, ая, ое.… …   Энциклопедический словарь

  • ТЕМБР — [тэмбр], тембра, муж. (франц. timbre). Характерная окраска, сообщаемая звуку того или иного инструмента или голоса обертонами, призвуками. Мягкий тембр. Резкий тембр. Виолончельный, скрипичный тембр. Гласные звуки речи отличаются между собой по… …   Толковый словарь Ушакова

  • тембр — субъективно воспринимаемая особенность звука в виде его окраски, связанная с одновременным воздействием разночастотных звуковых колебаний, входящих в состав сложного звука. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • тембр — Определение, обычно используемое в психоакустике. Тембр это атрибут слухового ощущения, в определениях которого слушающий может судить о том, в какой степени различаются два звука, представленные аналогичным образом и имеющие одинаковую громкость …   Справочник технического переводчика

  • ТЕМБР — (франц. timbre) ..1) в фонетике окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука2)] В музыке качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных инструментах или различными …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТЕМБР — ТЕМБР. Качественная характеристика или специфическая окраска звука, в физическом смысле представляющая собой определенное сочетание тонов. Т. характерен для музыкальных звуков, для звуков человеческой речи. Существующие языки отличаются по Т. как …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ТЕМБР — ТЕМБР, качество звука, позволяющее при одной и той же высоте различать звуки отдельных музыкальных инструментов, звуки голоса разных людей и т. д. Тембр обусловлен наличием в составе звука обертонов и определяется относительной интенсивностью… …   Большая медицинская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»