Страдивари А.

Страдивари А.
        Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио (1644, Кремона - 19 XII 1737, там же) - итал. мастер смычковых инструментов. Ученик Н. Амати. Сохранилась скрипка с этикеткой С.: "Сделана в возрасте 13 лет в мастерской Николо Амати". Ок. 1667 закончил обучение у Амати (с этого времени не называл себя в этикетках его учеником). В 1667 открыл собств. мастерскую. Изготовлял комплекты инструментов для королей Испании, Англии, Польши и глав многочисл. гос-в Италии тех лет. Жизнь С. проходила в непрерывном труде, он был прославлен и обеспечен. Отличался методичностью; десятилетиями всесторонне разрабатывал к.-л. тип модели, пока не переходил к другому. Мн. годы (1660-83) С. работал в стиле своего учителя Амати. В 1684-89 проводил эксперименты над типом большой модели Амати, делал самые крупные в Италии скрипки (примечательно, что тембр их чисто сопрановый). Весь первый период его деятельности условно наз. amatise. Отход от школы Амати наблюдается в 1690, когда С. создал тип т. н. удлинённой (allongй) скрипки: ширина меньше, длина больше (до 359 мм), своды более плоские. В 1698 снова возвратился к стилю Амати, но не Николо, а братьев Антонио и Джироламо (позднего периода их деятельности). Только ок. 1700, в возрасте 56 лет, С. сконструировал свою модель. С этого года и до 1716 длился т. н. золотой период, когда С. создал лучшие по конц. качествам инструменты. В тембре скрипок, альтов и виолончелей этого периода выявляются более высокие обертоны, чем у Амати, и звучание приобретает особую "дальнобойность" (звук заполняет самые большие залы). В последние годы жизни также изготавливал высококачеств. инструменты. С кон. 20-х гг. техника С. слабеет, что выразилось в менее совершенной форме, но "отдача" звука была очень мягкой и лёгкой. Виолончели С. создавал двух типов: вначале - очень крупные инструменты (типа "церковного баса") с густым басовым тембром; позже (примерно с 1700) - инструменты обычного размера с теноровым тембром. Альты делал разл. размеров - от сравнительно небольшого (великолепный экземпляр альта С. дл. 410 мм хранится в Гос. коллекции в Москве) до очень крупного (альт-тенор "Медичи" дл. 480 мм хранится во Флоренции). В альтах С. звучало контральто прекрасного тембра. В моделях одной и той же конструкции применялись разл. породы дерева: ель обычно плотная, сорта Haselfichte; клён в деках, сделанных из одного куска, - радиального, иногда тангентального распила, из двух кусков - радиального или косого распила; в последний период деятельности С. - клён с несколько более бледным рисунком лучей, но более выгодный в акустич. отношении. Лак вначале близок к лаку Амати - золотисто-жёлтый, очень прозрачный, положен тонким слоем. На инструментах allongй слой толще, консистенция лака мягче, он окрашен в более интенсивные коричневато-золотистые цвета, в "золотой период" лак необычайно наряден: в зависимости от освещения он приобретает разные оттенки - от нежного золотисто-оранжевого до яркого тёмно-красного. В своих инструментах С. более всех др. мастеров приблизился к природному тембру человеческого голоса. Инструменты С. пользовались огромной популярностью. Ему приписывается: создание ок. 2500 инструментов; сохранилось бесспорно подлинных - 732 (среди них: 632 скрипки, 19 альтов, 63 виолончели). Великий мастер умер в возрасте 93 лет. Его рабочий инструментарий, чертежи, рисунки, модели, нек-рые скрипки попали в коллекцию известного собирателя 18 в. графа Козио ди Салабуе. Ныне это собрание хранится в Музее С. в Кремоне. Учениками С. были его сыновья - Франческо (1671-1743) и Омобоно (1679-1742), к-рые лишь в незначит. степени приблизились к достижениям отца, и К. Бергонци.

Литература: Тынянова Е., Мастер Антонио Страдивари, М., 1934, 1937; Гинзбург Л., Луиджи Боккерини и его роль в развитии виолончельного искусства, М.-Л., 1938; Витачек Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М.-Л., 1952, 1964; Fйtis F. J., Antoine Stradivari luthier cйlиbre connu sous le nom de Stradivarius, P., 1856 (рус. пер. - Фетис Ф., Страдивариус и ему предшествовавшие и последовавшие итальянские школы смычковых инструментов и о смычках Турта..., М., 1875); Hill W. H., Hill A. F. and Hill A. E., Antonio Stradivari. His life and work (1644-1737), L., 1902, 1909; Lьtgendorff W. L. F. von, Die Geigen- und Lautenmacher vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Bd 1- 2, Fr./M., 1904, посл. изд., Tutzing, 1968; Hermann E., Geschiente und Beschreibung von zwei Meisterwerken des Antonius Stradivarius bekannt als die "Kцnig Maximilian" aus dem Jahre 1709 und die "Prinz Khevenhьller" aus dem Jahre 1733, B. - N. Y., 1929; Jalovec K., Italienische Geigenbauer, Prag, 1957, 1964; Piatigorsky G., Cellist, N. Y., 1965 (рус. пер. - Пятигорский Г., Виолончелист. Фрагменты, в сб.; Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 5, М., 1970); Sассоni S. F., I "Segreti" di Stradivari, Cremona, 1972; Goodkind H. К., Violin iconography of A. Stradivari. Treatises on the life and work..., N. Y., 1972; Jones G. R., A. Stradivari and his craft. A story of the master's life, N.Y., 1973.

Б. В. Доброхотов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Страдивари А." в других словарях:

  • Страдивари — Страдивари, Антонио Страдивари пробует один из своих инструментов, XIX в. Антонио Страдивари или Страдивариус (итал. Antonio Stradivari; 1644 18 декабря 1737) знаменитый мастер струнных инстру …   Википедия

  • страдивари — и СТРАДИВАРИУС [соб.] – название скрипок работы Антонио Страдивариуса – знаменитого итальянского скрипичного мастера (1644 – 1737); ценятся очень высоко. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • страдивари — скрипка, страдиварий, страдивариус Словарь русских синонимов. страдивари сущ., кол во синонимов: 3 • скрипка (17) • …   Словарь синонимов

  • Страдивари — или Страдивариус (Антониo) знаменитый мастер струнныхинструментов (1644 1737), ученик Амати. Начиная с 1690 г., С.самостоятельно занялся изготовлением скрипок. Старанья его улучшить этотинструмент увенчались успехом. Все скрипки, сделанные им с… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • страдивари — нескл. ср. Название скрипки, отличающейся совершенством формы и красотой звука (по имени Антонио Страдивари знаменитого итальянского мастера конца XVII начала XVIII вв.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Страдивари, Антонио — Страдивари пробует один из своих инструментов, XIX в. Антонио Великий Страдивари или Страдивариус (итал. Antonio Stradivari; 16 …   Википедия

  • СТРАДИВАРИ (Stradivari) Антонио — (1644 1737) итальянский мастер смычковых инструментов. Работал в Кремоне. На его инструментах играют крупнейшие современные музыканты. Известными мастерами были также сыновья Страдивари: Франческо (1671 1743) и Омобоно (1679 1742) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Страдивари Антонио — Страдивари, Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио [возможно, 1643 (или 1648, 1649), Кремона, ‒ 18.12.1737, там же], итальянский скрипичный мастер. Ученик Н. Амати. Открыл в Кремоне собственную мастерскую (около 1667). Многие годы… …   Большая советская энциклопедия

  • СТРАДИВАРИ Антонио — (Stradivari, Antonio) СКРИПКА РАБОТЫ АНТОНИО СТРАДИВАРИ. (ок. 1644 1737), прославленный итальянский скрипичный мастер. Точная дата и место рождения Страдивари не установлены. На одной из его скрипок стоит клеймо 1666, Кремона , и это первое… …   Энциклопедия Кольера

  • Страдивари Антонио — Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) (1644 1737), итальянский мастер смычковых инструментов. Ученик Н. Амати. Работал в Кремоне. На его инструментах играют крупнейшие современные музыканты. Известными мастерами были также сыновья Страдивари:… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»