Скребков С. С.

Скребков С. С.
        Сергей Сергеевич (21 III (3 IV) 1905, Москва - 6 II 1967, там же) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). Доктор искусствоведения (1945). Окончил в 1928 Муз. уч-ще им. Гнесиных по классам фп. (у E. P. Гнесиной) и композиции (учился у M. P. Гнесина и Р. М. Глиэра; пользовался советами Н. С. Жиляева), в 1930 - муз. н.-и. ф-т (МУНАИС) Моск. консерватории и физико-математич. ф-т Моск. ун-та. В 1930-32 науч. сотрудник Акустич. лаборатории Гос. ин-та муз. науки (ГИМН). В 1944-52 науч. сотрудник сектора музыки Ин-та истории иск-в АН СССР. С 1932 преподавал специальные теоретические дисциплины в Моск. консерватории (с 1946 профессор), в 1948-67 зав. кафедрой теории музыки. В 1938-41 зав. кафедрой теории музыки Центр. заочного муз.-пед. ин-та, в 1944-49 - Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. Среди учеников С. - Ф. Г. Арзаманов, Д. А. Арутюнов, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Ю. Н. Paгс, M. С. Скребкова-Филатова, M. Е. Тараканов. В круг науч. интересов С. входили проблемы анализа муз. произв., полифонии, гармонии, муз. акустики и др.

Сочинения: Ладовая структура сонаты, в кн.: Гарбузов H. A., Теория многоосновности ладов и созвучий, ч. 2, М., 1932; Роль момента возникновения звука в музыкальных инструментах, в кн.: Сборник работ акустического раздела, вып. 1, М., 1936 (Труды научно-исследовательского музыкального института Московской гос. консерватории); Полифонический анализ, М., 1940; Симфонический тематизм Мясковского, "СМ", 1946, No 4; Бортнянский - мастер русского хорового концерта, в кн.: Ежегодник института истории искусств, М., 1948; Хрестоматия по гармоническому анализу, М.-Л., 1948, 1978 (совм. с О. Л. Скребковой); Учебник полифонии, М., 1951, 1965; К проблеме музыкального образа в советском симфонизме, "СМ", 1956, No 4; О современной гармонии, "СМ", 1957, No 6; Практический курс гармонии, М., 1952 (совм. с О. Л. Скребковой); Анализ музыкальных произведений, М., 1958; О национальном своеобразии в советской музыке, "СМ", 1959, No 5; К вопросу о симфонической лирике Моцарта, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Новаторские черты тематического развития в музыке Ф. Шопена, в кн.: The book of the first international musicological congress devoted to the works of Frederick Chopin, Warsz., 1963; Полифония и полифонические формы, M., 1962; Гармония в современной музыке, М., 1965; Как трактовать тональность?, "СМ". 1965, No 2; Почему неисчерпаемы возможности классических форм?, там же, 1965, No 10; Об интонационных особенностях гармонических функций в современной музыке, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; Интонация и лад, "СМ", 1967, No 1; Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII века, М., 1969; Художественные принципы музыкальных стилей, М., 1973; Черты нового в инструментальной фуге И. С. Баха, в сб.: Теоретические наблюдения над историей музыки, М., 1978; Избр. статьи, М., 1980, и др.

Литература: С. С. Скребков. Статьи и воспоминания, М., 1979.

И. М. Ямпольский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

См. также в других словарях:

  • Скребков, Сергей Сергеевич — род. 3 апр. 1905 в Москве, ум. 6 февр. 1967 там же. Музыковед. Засл. деят. иск. РСФСР (1966). Доктор искусствоведения (1945), диссертация "Принципы музыкальной формы в их историческом возникновении". В 1930 окончил муз. науч.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Скребков, Павел Александрович — врач; сын купца, умер 12 марта 1864 г.; воспитывался в Московском университете; в 1841 г. окончил курс со званием лекаря 1 го отделения, в следующем году поступил в штат московской полиции; с 1844 го до 1864 г. был членом московского врачебного… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Скребков, Сергей Александрович — Начальник кафедры Военной инженерно космической академии; родился 17 января 1954 г. в г. Свердловске; окончил Военную инженерно космическую академию в 1976 г., доктор технических наук, профессор; член корреспондент РАЕН (1997); основное… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Бах И. С. —         (Bach) Иоганн Себастьян (21 III 1685, Эйзенах 28 VII 1750, Лейпциг) немецкий композитор и органист. Принадлежал к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему на протяжении 17 18 вв. несколько поколений музыкантов. Пользуясь славой как …   Музыкальная энциклопедия

  • Танеев С. И. —         Сергей Иванович (13 (25) XI 1856, Владимир 6 (19) VI 1915, Дюдьково, близ Звенигорода Московской обл.; похоронен в Москве) рус. композитор, педагог, пианист, ученый, муз. обществ. деятель. Род. в дворянской семье. Отец Иван Ильич Т. был… …   Музыкальная энциклопедия

  • Бортнянский Д. С. —         Дмитрий Степанович (1751, Глухов 28 IХ(10 X) 1825, Петербург) рус. композитор. По национальности украинец. С 1759 обучался пению и теории музыки в Придв. певч. капелле в Петербурге, участвовал в придв. концертах и спектаклях (в 1764… …   Музыкальная энциклопедия

  • Строгий стиль —         строгое письмо (нем. klassische Vokalpoliphonie, лат. stylus a cappella ecclesiasticus).         1) Историч. и художественно стилистич. понятие, относящееся к хор. полифонич. музыке эпохи Ренессанса (15 16 вв.). В этом смысле термин… …   Музыкальная энциклопедия

  • Археологические памятники Курортного района Санкт-Петербурга — Археология м.о. Сестрорецк и озеро Сестрорецкий Разлив …   Википедия

  • Осмогласие —         (старослав., букв. восьмигласие) система гласов, служившая для муз. оформления христ. богослужения. Начало системе положил обычай в каждый из 8 дней праздника пасхи исполнять песнопения на особый напев (глас) (4 в.). Восьмидневный цикл… …   Музыкальная энциклопедия

  • Гармония —         (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… …   Музыкальная энциклопедия

Книги


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»