Причитания

Причитания
        вид нар. творчества. П. входят в фольклор многих, но не всех народов (напр., во время афр. похоронных обрядов не принято плакать, у полинезийцев вообще нет похоронного ритуала, а у австрал. племени аранта при траурных обрядах запрещён даже звуковой язык). В фольклоре большинства слав. народов П. широко распространены. В рус. деревне П. сопровождали свадьбу, проводы в царскую армию, исполнялись в связи с предстоящей долгой разлукой, по случаю болезни и т.п.; почти всегда они были неотъемлемой частью похоронного и (не везде) поминального обрядов. В разл. областях П. называются по-разному: плачи (Поволжье и др.), причеты (Вологодская и др. сев. области), вопли (Новгородчина), крики (Рязанщина), голошения (Псковщина) и т.п. Известны след. жанры рус. П.: обрядовые - свадебные и похоронные (погребальные), и необрядовые (рекрутские, "завоенные" и связанные со всевозможными несчастьями старинной крест. жизни). Муз. оформление их в разл. местностях различно: они исполняются или на один муз. "напев-формулу", или на два, различающиеся обычно степенью мелодизированности (напевности). На рус. Севере преобладают П. лирико-эпич. характера, с развёрнутыми поэтич. текстами, по стилю родственные эпич. песням. В др. областях П. короче, а по мелодике или более напевны, или более декламационны.
        Муз.-поэтич. язык П. очень устойчив и стереотипен. В них преобладают те же ладовые, зачастую и ритмич., формулы, что в календарных и свадебных, а на рус. Севере - эпич. песнях. Типичны нисхождения на терцию или кварту - с мобильной терцией (большая, малая, нейтральная) и секундой (тенденция к образованию фригийской секунды), нередко с субквартой, особенно на выдохе.
        Ритмич. формулы П., в к-рых возможно несовпадение цезур напева и текста, связаны со стихом. На Севере это - длинные эпич. строчки, в ср.-рус. областях - 8-9-слоговые стихи, к-рые произносятся речитативно без внутрислоговых распевов. Стихотворная метрика плачей в их классич. форме - хорей с дактилич. окончанием. Каждая строка синтаксически закончена и содержит от 4 до 7 стоп. Стереотипна и общая композиция П.: мелодия представляет собой "определенную кристаллизованную формулу" (Е. В. Гиппиус). Нередко поэтич. строка не укладывается полностью на муз. формулу, в связи с чем регулярно образуются апокопы: недопеваемые, обрываемые окончания слов (последние два безударных слога словно "проглатываются" рыдающим исполнителем). Реальное исполнение П. во многих местностях таково, что их трудно нотировать: в них слёз больше, чем нот, они стоят на грани муз. и физиологич. плача и легко переходят от одного к другому. Этому способствуют увеличивающееся от стиха к стиху глиссандирование (при переходе от тона к тону, при резких сменах регистра), постепенное повышение или (реже) понижение тесситуры, скользящий строй (можно сказать, принципиально нетемперированный), напряжённый (иногда резкий до крика или истошный до фальцета) тембр голоса, его дрожание, свобода темпа и ритма, чередование муз. возгласов с ритмизованным говором, выкриками, стонами, настоящим всхлипыванием и рыданием и т.п.
        Преобладающая форма исполнения плачей - сольная импровизация по конкретному случаю на основе традиц. муз. и поэтич. формул, исполнительских клише и архаичных композиц. стереотипов. У большинства народов П. исполняются женщинами, однако известны и мужские оплакивания (напр., в Грузии и Осетии). В рус. деревне иск-ву плача женщина обучалась с молодости. Известны выдающиеся "плакальщицы" рус. Севера (напр., от заонежской "вопленицы" Ирины Федосовой, ум. 1899, записано св. 30 000 стихов похоронных, рекрутских и свадебных П.). В др. традициях (напр., Псковщина, Вологодчина, Тверская и Рязанская земли и др.) причитать умела каждая женщина. Зафиксированы также групповые и хоровые П. (на свадьбе, а также в поминальные дни на кладбище). После Великой отечеств. войны 1941-45 в белорус. селе Тонеж, сожжённом фашистами, утвердился новый обычай весеннего коллективного оплакивания у памятника погибшим односельчанам: все женщины-причетницы сходятся и импровизируют на мотив традиц. полесского напева-формулы.
        У разл. народов Европы (особенно у вост. славян, румын, венгров, корсиканцев и др.) похоронные П. во многом сходны по характеру и муз. интонациям.

Публикации: в сб.: Агренева-Славянская О. X., Описание русской крестьянской свадьбы..., ч. 1-3, (М.) - Тверь, 1887-89; Торопецкие песни, запись, сост. и коммент. И. Земцовского, Л., 1967; Угличские народные песни, сост.-ред. И. Земцовский, Л.-М., 1974; Никольские песни, сост.-ред. М. Мазо, Л.-М., 1975.

Литература: Гиппиус Е., Крестьянская музыка Заонежья, в сб.: Искусство Севера. Заонежье, Л., 1927; Базанов В., О социально-эстетической природе причитаний, "Русская литература", 1964, No 4; Можейко З. Я., Песенная культура белорусского Полесья. Село Тонеж, Минск, 1971; Ефименкова Б., Драматургия свадебной игры, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 2, М., 1973.

И. И. Земцовский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Причитания" в других словарях:

  • Причитания — ПРИЧИТАНИЯ, или причеты, вопли народные песни плачи. Причитания бывают: похоронные, свадебные, рекрутские. Это лиро эпические песни, изображающие горе, вызванное смертью близкого человека, разлукой с родными при выходе замуж, расставанием с сыном …   Литературная энциклопедия

  • Причитания —     ПРИЧИТАНИЯ, или причеты, вопли народные песни плачи. Причитания бывают: похоронные, свадебные, рекрутские. Это лиро эпические песни, изображающие горе, вызванное смертью близкого человека, разлукой с родными при выходе замуж, расставанием с… …   Словарь литературных терминов

  • ПРИЧИТАНИЯ — (плач), жанр фольклора разных народов. Традиционные скорбные импровизации, связанные преимущественно с похоронами, свадебными, рекрутскими и другими обрядами или с голодом, пожаром и т.п …   Современная энциклопедия

  • ПРИЧИТАНИЯ — (плач) жанр фольклора разных народов, традиционные элегические импровизации, связанные преимущественно с похоронами, свадебными, рекрутскими и другими обрядами, неурожаем, болезнью и т. п …   Большой Энциклопедический словарь

  • Причитания — Причитания. Обычай изливать свою скорбь в особых поэтическихформах, в приподнятой, ритмической речи, коренится в основахчеловеческой психики; сведения о нем дошли до нас из глубокой древностии из различных стран. Надгробные П. существовали у… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Причитания — (плач), жанр фольклора разных народов. Традиционные скорбные импровизации, связанные преимущественно с похоронами, свадебными, рекрутскими и другими обрядами или с голодом, пожаром и т.п.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Причитания — Причитания  жанр обрядового фольклора, характерный для многих мировых культур. Причитания являются одним из древнейших видов народной поэзии, они существовали еще в Древней Греции. Как правило, причитания имеют особую плачевую мелодику, в… …   Википедия

  • Причитания — музыкально поэтическая форма скорби по кому то уходящему в мир иной или отбывающему из родного дома, села надолго, может навсегда. Причитания – это скорбный плач, который поют родственники, друзья или плакальщицы. В причитаниях передаются… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Причитания —         плач, вопль, жанр народнопоэтического творчества. П. известны у многих народов мира. Были широко распространены в фольклоре дореволюционной России. Исполнялись преимущественно женщинами профессиональными вопленницами и рядовыми… …   Большая советская энциклопедия

  • причитания — (плач, причет), жанр музыкально поэтического фольклора разных народов, традиционные элегические импровизации, связанные преимущественно с похоронами, свадебными, поминальными и другими обрядами, неурожаем, болезнью, рекрутскими наборами и т. п.… …   Энциклопедический словарь

  • ПРИЧИТАНИЯ — ПРИЧИТАНИЯ, плач, жанр народнопоэтического творчества, традиционной импровизации, связанные преимущественно с похоронами, свадебными, рекрутскими и другими обрядами или с неурожаем, голодом, пожаром, болезнью и т. д. Будучи одним из древнейших… …   Литературный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»