Половинная каденция

Половинная каденция
        половинный каданс, полукаданс, - каденционное исследование гармоний, завершающееся не тоникой, а доминантой (или субдоминантой); как бы не доведённый до конца функциональный кругооборот (см. Каденция 1).
        Название "П. к." указывает на неполноту заключит. действия, свойственную этому виду каденций. Наиболее распространённые виды классич. П. к.: I-V, IV-V, VI-V, II-V; в П. к. могут входить и нек-рые побочные доминанты, альтерированные гармонии.
        Изредка встречается и плагальная П. к. с остановкой на S (В. А. Моцарт, квартет B-dur, K.-V. 589, менуэт, такт 4); а также П. к. на побочной D (Л. Бетховен, II часть скрипичного концерта: в П. к. - побочная D на вводном тоне). Образец П. к.:
Й. Гайдн. 94-я симфония, часть II.
        Гармонич. П. к. исторически предшествует медианта (mediante; также metrum, pausa, mediatio) - срединный каданс в псалмодич. формах григорианских мелодий (к-рому отвечает в конце полный каданс; см. 1-й нотный пример на колонке 366).
        В нек-рых вок. формах средневековья и эпохи Возрождения П. к. (разновидность срединной каденции) фигурирует под назв. apertum (назв. срединной каденции; франц. ouvert), парой к ней является заключит. (полный) каданс clausum:
Г. де Maшо. "Никто не должен думать так".
        Термин apertum упоминается у Й. де Грохео (ок. 1300), Э. де Мурино (ок. 1400).
        В музыке 20 в. под влиянием новой гармонич. концепции П. к. могут образовывать гармонии не только диатонической, но также смешанной мажоро-минорной и хроматич. систем:
С. С. Прокофьев. "Мысли", ор. 62 No 2.
        (П. к. завершается на тритоновой ступени, принадлежащей к хроматич. системе гармонии.) См. также Фригийская каденция.

Литература: см. при ст. Каденция.

Ю. Н. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Половинная каденция" в других словарях:

  • ПОЛОВИННАЯ КАДЕНЦИЯ — См. Каденция …   Музыкальный словарь Римана

  • Каденция — У этого термина существуют и другие значения, см. Каденция (значения). Каденция (итал. cadenza, от лат. cadere  «падать») может быть: категория гармонии, то же, что каданс (от фр. cadence), виртуозное исполнительское соло (то же,… …   Википедия

  • Каденция (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Каденция (значения). Каденция (итал. cadenza, от лат. cadere  «падать») в музыке: категория гармонии, то же, что каданс (от фр. cadence), виртуозное исполнительское соло (то же …   Википедия

  • КАДЕНЦИЯ — каданс (итал. Cadenza, франц. Cadence, произн. каданс , немец. Kadenz, Schluss, произн. шлус ) – гармонический оборот, имеющий характер заключения, остановки, разграничения. Симметрия ритмического построения и последовательность… …   Музыкальный словарь Римана

  • Полная каденция —         полный каданс, каденционное последование гармоний D T или S T (см. Каденция). В классич. П. к. D и S представлены осн. видами аккордов на V и IV ст. лада, а Т располагается в тяжёлом такте, преим. на тяжёлой его доле. Термин П. к.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Сонатная форма — При возникновении С. формы, до XVII ст., каждая пьеса, предназначавшаяся для исполнения на инструменте, называлась сонатой (от sonare или suonare звучать), а для пения кантатой (cantare петь). Вокальные пьесы, переложенные на орган или клавикорды …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сонатная — форма При возникновении С. формы, до XVII ст., каждаяпьеса, предназначавшаяся для исполнения на инструменте, называласьсонатой (от sonare или suonare звучать), а для пения кантатой(cantare петь). Вокальные пьесы, переложенные на орган или… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»