Пифагоров строй

Пифагоров строй
        сформулированное по методу пифагорейцев математич. выражение наиболее типичных частотных (высотных) отношений между ступенями муз. системы. Др.-греч. учёные опытным путём установили, что 2/3 натянутой на монохорде струны, приведённые в колебание, дают звук точно на чистую квинту выше осн. тона, "возникающего при колебании всей струны, 3/4 струны дают кварту, а половина струны - октаву. Оперируя этими величинами, гл. обр. значениями квинты и октавы, можно вычислить звуки диато-нич. или хроматич. гаммы (в долях струны, или в виде интервальных коэффициентов, показывающих отношение частоты колебаний верхнего звука к частоте нижнего, или в виде табл. частот колебаний звуков). Напр., гамма C-dur получит в П. с. следующее выражение:
        По преданию, П. с. впервые нашёл практич. применение при настройке лиры Орфея. В Др. Греции он применялся для вычисления высотных отношений между звуками при настройке кифары. В ср. века этот строй широко использовался для настройки органов. П. с. послужил основой для построения звуковых систем теоретиками вост. средневековья (напр., Джами в "Трактате о музыке", 2-я пол. 15 в.). С развитием многоголосия выявились нек-рые важные особенности П. с: звуковысотные интонации этого строя хорошо отражают функциональные связи между звуками в мелодич. последованиях, в частности подчёркивают, усиливают полутоновые тяготения; вместе с тем в ряде гармонич. созвучий эти интонации воспринимаются как слишком напряжённые, фальшивые. В чистом, или натуральном, строе были определены эти новые, характерные для гармонич. склада тенденции интонирования: в нём сужены (по сравнению с П. с.) б. 3 и б. 6 и расширены м. 3 и м. 6 (5/4, 5/3, 6/5, 8/5 соответственно вместо 81/64, 27/16, 32/27 и 128/81 в П. с). Дальнейшее развитие многоголосия, становление новых, более сложных тональных отношений, широкое использование энгармонически равных звуков ещё более ограничили значение П. с; было установлено, что П. с. - незамкнутая система, т. е. что в нём 12-я квинта не совпадает по высоте с исходным звуком (напр., his оказывается выше исходного с на интервал, названный пифагоровой коммой и равный около 1/9 целого тона); следовательно, П. с. не может быть использован для энгармонич. модуляций. Это обстоятельство привело к появлению равномерно-темперированного строя. В то же время, как показали спец. акустич. исследования, при игре на инструментах с нефиксированной высотой звуков (напр., на скрипке) отд. интонации П. с. находят применение в рамках зонного строя. Разл. космологич., геометрич. идеи, возникшие в процессе создания П. с, полностью утратили значение.

Литература: Гарбузов Н. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; Музыкальная акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Античная музыкальная эстетика. Вступ. очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева, М., 1961; Barbour J. M., The persistence of the Pythagorean tuning system, "Scripta mathematica" 1933, v. 1, No 4; Вindel E., Die Zahlengrundlagen der Musik im Wandel der Zeiten, Bd 1, Stuttg., (1950).

Ю. H. Рагс.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Пифагоров строй" в других словарях:

  • ПИФАГОРОВ СТРОЙ — см. Музыкальный строй …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пифагоров строй — Пифагорейский строй (по др. традиции Пифагоров строй) способ построения звукоряда для настройки музыкальных инструментов, предложенный Пифагором Самосским около 550 год до н. э.. Звукоряд строился путём наложения чистых квинт на эталонный звук.… …   Википедия

  • Пифагоров строй — см. Музыкальный строй. * * * ПИФАГОРОВ СТРОЙ ПИФАГОРОВ СТРОЙ, см. Музыкальный строй (см. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТРОЙ) …   Энциклопедический словарь

  • Пифагоров строй — (музыальное)         приписываемая пифагорейцам звуковая система; см. Строй музыкальный (См. Музыкальный строй) …   Большая советская энциклопедия

  • Строй (музык.) — Строй музыкальный, математическое выражение определённой системы звуковысотных отношений. Тот или иной С. характеризует звукоряд в виде совокупности чисел (целых или дробей), каждое из которых показывает отношение частоты верхнего звука интервала …   Большая советская энциклопедия

  • Строй — I         музыкальный, математическое выражение определённой системы звуковысотных отношений. Тот или иной С. характеризует звукоряд в виде совокупности чисел (целых или дробей), каждое из которых показывает отношение частоты верхнего звука… …   Большая советская энциклопедия

  • Строй —         в музыке.         1) Система звуковысотных отношений, применяемых в музыке. Существует в виде инвариантных слуховых представлений о высоте каждой из ступеней звукоряда; эти представления лежат в основе всей муз. практики (т. е. сочинения …   Музыкальная энциклопедия

  • Среднетоновый строй — (нем. mitteltönige Stimmung, англ. meantone tuning) или среднетоновая темперация музыкальный строй (темперация), основанный на последовательной цепи квинт, каждая из которых темперирована (уменьшена по сравнению с акустически чистой[1]) …   Википедия

  • музыкальный строй — система отношений звуков по высоте. Тот или иной музыкальный строй характеризуется рядом чисел, каждое из которых показывает отношение частот колебаний верхних и нижних звуков интервала. Для одноголосной музыки ряда европейских народов типичен… …   Энциклопедический словарь

  • Пифагорейский строй — Пифагорейский строй, Пифагоров строй сформулированный в соответствии с математическими расчётами интервальных величин, свойственными пифагорейской школе гармоники, способ построения отношений между звуками определённой высоты. Со времён поздней… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»