Concerto grosso

Concerto grosso
        (кончeрто грoссо, итал., букв. - большой концерт) - жанр старинной ансамблевой инстр. музыки. Возник в последней четверти 17 в. в Сев. Италии почти одновременно с сольным инстр. концертом. С. g. представляет собой ранний вид симф. музыки, в к-ром нашли отражение типич. черты стиля барокко, тяготевшего к мощным контрастам. В основе С. g. лежит динамич. принцип "светотени" - резкое противопоставление небольшой группы солирующих инструментов (т. н. concertino) общей массе ансамбля (т. н. ripieno). Это определяло своеобразие выразит. возможностей С. g., к-рые были ограничены рамками контрастной динамики, а также динамикой регистров. С. g. возник на основе развития и качеств. обновления трио-сонаты (состав её партий - 2 скрипки, виолончель и basso continuo - типичен для concertino С. g.), расширения её исполнит. рамок. Первоначально С. g. состоял из 5 и более частей и сочинялся для струнно-смычкового ансамбля. Позднее С. g. сжимается до 3-4 частей, в состав ансамбля вводятся дух. инструменты (труба, флейта, гобой, валторна). Этот состав С. g. непосредственно подготовил формирование классич. симф. оркестра. Прообраз С. g. - 2-3-голосные концертирующие эпизоды ранних итал. многоголосных канцон, сонат и симфоний. Первое произв., осн. на принципах С. g., написал А. Страделла (под названием "Sinfonia...", 1676). Оно явилось образцом для аналогичных сочинений мастеров болонской и моденской школ. Последние писали под франц. влиянием также и многоголосную танц. музыку, сказавшуюся на нек-рых особенностях тематизма и ритмики С. g. Первые совершенные образцы С. g. создал А. Корелли (ок. 1680, опубликованы посмертно в 1714). Характерно название сб., его С. g.: "Большие концерты для двух скрипок и виолончели, входящих в обязательный состав концертино, а также двух других скрипок, альта и баса, входящих по желанию в состав кончерто гроссо и могущих быть удвоенными" ("Concerti grossi con duoi Violini e Violoncello di Concertino obligati e duoi altri Violini, Viola e Basso di Concerto grosso ad arbitrio, che si potranno radoppiare" op. 6). C. g. Корелли включают от 4 до 6-7 частей, если не считать небольшие Adagio, служащие как бы связками между быстрыми частями. Муз. единство С. g. Корелли проявлялось и в сохранении осн. тональности на протяжении всех частей. Музыка С. g. Корелли патетична, порой в ней слышится лирический напев, ощущаются связи с нар. истоками ("Пастораль" из С. g. No 8). Новые стилистич. тенденции в С. g. связаны с произв., написанными в этом жанре А. Вивальди. С. g. Вивальди, как и его сольные концерты, состоят из 3 частей (быстро - медленно - быстро). Свободные от контрапунктич. оков его предшественников, они отмечены большей жизненностью содержания. Для них типичны разностороннее применение в concertino не только смычковых, но и дух. инструментов, ритмич. чеканность тем, широкая кантабильность медленных частей, рондообразная смена ритурнелей tutti и концертирующих эпизодов. В Италии (до и после Вивальди) С. g. писали А. Кальдара, Б. Марчелло, Дж. Валентини, Т. Альбинони, Дж. Торелли, Ф. Джеминиани, П. Локателли и др.; в Германии - Г. Ф. Телеман, К. Граупнер, И. Ф. Фаш, Э. Альбикастро, Г. Ф. Гендель (его С. g. оказали влияние на творчество англ. и нидерл. композиторов Ч. Авизона, В. де Феша и др.), И. С. Бах, в т.н. Бранденбургских концертах к-рого принцип С. g. обогащен новыми приёмами концертирования. Ко 2-й пол. 18 в. с развитием симфонии С. g. как жанр ансамблевой инстр. музыки отмирает. В 1-й пол. 20 в. с пробуждением интереса к музыке барокко возрождается и жанр С. g. Произв. в этом жанре написали: М. Регер (Концерт в старинном стиле ор. 123, 1912), Г. Каминский (С. g. для 2 оркестров, 1922), Э. Кшенек (С. g., 1921, 1924), Б. Мартину (С. g., 1937); из произв., близких к С. g., можно назвать "Фантазию на последование звуков В - А - С - Н" для 2 фп., 9 солирующих инструментов и оркестра (1950) В. Фортнера, концерт для джаз-банда и оркестра, т.н. Эбеновый (Чёрный) концерт (1945) И. Ф. Стравинского. Из сов. композиторов С. g. написал Э. Тамберг.

Литература: Schering A., Geschichte des Instrumentalkonzerts, Lpz., 1905, 1927; Engel H., Das Instrumentalkonzert, Lpz., 1932; Krьger W., Das Concerto grosso in Deutschland, Wцlfenbьttel - В., 1932; Gerber R., Bachs Brandenburgische Konzerte, Kassel, 1951; Rinсherle M., A. Vivaldi et la musique instrumentale, P., 1948.

И. M. Ямпольский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Concerto grosso" в других словарях:

  • Concerto Grosso — Pendant la période baroque, un concerto grosso est une forme musicale pour ensemble instrumental important, relevant de la tradition italienne. La dénomination de « concerto grosso » apparaît la première fois vers 1670 dans la partition …   Wikipédia en Français

  • concerto grosso — (izg. končȇrto grȍso) m DEFINICIJA glazb. višestavčani instrumentalni koncert oblikovan na principu suprotstavljanja i izmjenjivanja dvaju instrumentalnih skupina ETIMOLOGIJA tal. concerto grosso: veliki koncert …   Hrvatski jezični portal

  • concerto grosso — [grō′sō] n. pl. concerti grossi [grō′sē] [It, lit., big concerto] a composition for a small group of solo instruments, as a trio, contrasted with and accompanied by a full orchestra …   English World dictionary

  • Concerto grosso — (ital., spr. tscherto), ältere Instrumentalkompositionen (z.B. von Händel) für mehrere Solostimmen mit Orchesterbegleitung …   Kleines Konversations-Lexikon

  • Concerto grosso — The concerto grosso (Italian for big concert(o), plural concerti grossi) is a form of baroque music in which the musical material is passed between a small group of soloists (the concertino) and full orchestra (the ripieno). This is in contrast… …   Wikipedia

  • Concerto grosso — Pendant la période baroque, un concerto grosso est une forme musicale pour ensemble instrumental important, relevant de la tradition italienne. La dénomination de « concerto grosso » apparaît la première fois vers 1670 dans la partition …   Wikipédia en Français

  • Concerto Grosso — Bei einem Concerto grosso steht eine kleine, solistisch behandelte Gruppe von Instrumenten (Concertino, it. kleines Konzert) einer größeren (Concerto grosso, it. großes Konzert) gegenüber; Passagen, in denen beide Gruppen gemeinsam spielen,… …   Deutsch Wikipedia

  • Concerto grosso — Arcangelo Corelli, primer compositor en usar el término concerto grosso. El concerto grosso (plural concerti grossi) (italiano para gran concierto) era una popular forma de música barroca usada por un conjunto musical que generalmente tenía de… …   Wikipedia Español

  • Concerto grosso — Bei einem Concerto grosso steht eine kleine, solistisch behandelte Gruppe von Instrumenten (Concertino, it. kleines Konzert) einer größeren (Concerto grosso, it. großes Konzert) gegenüber; Passagen, in denen beide Gruppen gemeinsam spielen,… …   Deutsch Wikipedia

  • concerto grosso — /keuhn cher toh groh soh/; It. /kawn cherdd taw grddaws saw/, pl. concerti grossi /keuhn cher tee groh see/; It. /kawn cherdd tee grddaws see/, concerto grossos. a musical form, common in the Baroque period, in which contrasting sections are… …   Universalium

  • Concerto grosso — Con|cer|to grọs|so 〈[kɔntʃɛ̣rto ] n.; , ti si; in der Barockmusik〉 Konzert für Orchester u. Soloinstrumente [ital., „großes Konzert“] * * * Con|cẹr|to grọs|so, das; , …ti …ssi [ital. concerto grosso, aus: concerto ↑ (Konzert) u. grosso = groß] …   Universal-Lexikon


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»