Пародия

Пародия
        (греч. parodia, от para - против, вопреки и odn - песнь).
        1) Утрированное, комич. подражание какому-либо муз. стилю, жанру, отдельному муз. произведению. Подобного рода П. формируется с 17 в. При этом применяются как новая подтекстовка, по своему содержанию вступающая в противоречие с характером музыки, так и заострение, преувеличенное подчёркивание каких-либо типичных для данной школы, композиторского стиля и отдельного произведения особенностей, выразительных приёмов, мелодич. и гармонич. оборотов. Т. о. пародируются разл. жанры вок.-инстр. музыки. В прошлом были распространены П. на разл. образцы оперного иск-ва. Во Франции в 17-18 вв. пародировались почти все популярные оперы; оперные П. создавались и в др. странах. Известно 7 П. на оперу Люлли "Аттис". П. на итал. оперный стиль и оперы-сериа Г. Ф. Генделя - "Опера нищих" Дж. Гея и Дж. Пепуша положила начало англ. балладной опере. П. на оперное иск-во нередко создавались в жанре оперетты ("Орфей в аду" Оффенбаха). Образцы рус. оперных пародий - "Вампука" (пост. в 1909), а также "Богатыри" Бородина (пост. в 1867). Создавались рус. П. и др. жанров. В их числе романс "Классик" и вок. цикл "Раёк" Мусоргского, вок. квартет "Серенада четырёх кавалеров одной даме" Бородина, "Rкverie d'un faune aprиs la lecture de son journal" ("Мечтания фавна после чтения газеты") Кюи для фп. (пародия на орк. соч. Дебюсси "Прелюдия к ?Послеполудню фавна""). П. такого типа сохранили значение и в 20 в. К области П. может быть отнесён ряд фп. циклов Э. Сати. К П. часто прибегал в своих соч. Д. Д. Шостакович (балеты "Золотой век" и "Болт", опера "Катерина Измайлова", оперетта "Москва, Черёмушки", вок. цикл "Сатиры" на сл. С. Чёрного и др.). П. применяется в эстрадном искусстве (напр., П. на песенные штампы), в кукольных представлениях (напр., в Т-ре кукол под рук. С. В. Образцова), в муз. фильмах.
        2) В более широком смысле П., согласно принятой в заруб. музыкознании терминологии, - создание на основе какого-либо произведения нового сочинения, отличающегося от своего прообраза по назначению, стилю, характеру и т.п. Составляет разновидность обработки. Отличие состоит в том, что обработка осуществляется ради исполнения сочинения др. исполнит. составом, тогда как П. является его творч. обновлением. По сравнению с парафразой она более тесно примыкает к своему первоисточнику. Одним из средств создания П. является новая подтекстовка определённой мелодии или целого произведения, за рубежом обычно называемая контрафактурой (от позднелат. contrafacio - делаю наоборот, подражаю). Новая подтекстовка старых мелодий была распространена уже в нар. песне, в т.ч. при межнациональном "обмене" мелодиями, связанном с переводами, часто существенно отличающимися по смыслу от первоначального текста. Она находила применение в григорианском пении, в процессе создания протестантского хорала, когда мелодии светских песен, порой очень "вольного" содержания, соединялись с духовными текстами. Позднее таким способом из светских в духовные превращались мн. муз. произв. - шансон, мадригалы, виланеллы, канцонетты. При этом их верхние голоса часто становились духовными песнями. Такие переработки были широко распространены до сер. 17 в. Важную роль П. этого типа играла в мессе 14-16 вв., где широко использовались светские мелодии из мотетов, мадригалов, песен с новой подтекстовкой, порой не только духовного, но и светского, в т.ч. сатирич., характера ("пародийная месса"), в магнификате. Подобную практику применял в своём творчестве И. С. Бах, ряд духовных сочинений к-рого представляет собой новую подтекстовку его светских произв. (напр., в основе "Пасхальной оратории" лежит "Пастушеская кантата"), отчасти и Г. Ф. Гендель (превративший две части утрехтского Те Deum в энсзем "Have mercy upon me"). Как правило, новая подтекстовка произв. (напр., мотетов и мадригалов, становящихся частями мессы) соединялась в П. с более или менее значит. переработкой их музыки. В течение длительного времени (вплоть до 19 в.) понятие П. распространялось и на обработки произв., представляющие собой творч. вмешательство в их существо, хотя бы они и не были связаны с заменой прежнего текста новым (увеличение или уменьшение числа голосов, замена полифонич. разделов гомофонными и, наоборот, сокращение или введение дополнит. разделов, изменения в мелодии и гармонии и т.п.).

Литература: Spitta Rh., Musikgeschichtliche Aufsдtze, В., 1894; Grannis V. В., Dramatic parody in 18th century France, N. Y., 1931; Steinecke W., Die Parodie in der Musik, Wolfenbьttel, 1934 (Kieler Beitrдge zur Musikwissenschaft, Bd 1); Borren Сh. van den, De quelques aspects de la parodie musicaux, "Bulletin de la Classe des Beaux-arts de l'Academie royale de Belgique", 1938; Grоut D. J., 17th century parodies of French opera, "MQ", 1941, v. 27, No 2,4; Daniskas K., Eлn bijdrage tot de geschiedenes der parodietechniek, "Tijdschrift der Muzikwetenschap", 1955, Bd 17; Lenaerts R. В., The 16th century parody mass in the Netherlands, "MQ", 1950, v. 36, No 3; Schrade L., A 14th century parody mass, "Acta musicologica", 1955, v. 27, fasc. 1-2; Braun W., Zur Parodie im 17. Jahrhundert, Kongress-Bericht, Kassel, 1962; Riсhter L., Das Parodieverfahren im Berliner Gassenlied, "Deutsches Jahrbuch der Musikwissenschaft fьr 1959", 1960, Bd 4 (51 Jahrgang des Jahrbuches der Musikbibliothek Peters); Lockwood L., On "parody" as term and concept in 16th century music, в кн.: Aspects of Medieval and Renaissance music, Festschrift G. Reese, N. Y., (1966) (лит.); See M., Opernparodie und Parodieoper, "NZfM", 1966, Jahrg. 127, No 10.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Пародия" в других словарях:

  • Пародия — вид лит ой сатиры, сатира на литературный стиль, при помощи к рой ведется нападение на классово враждебную идеологию. Формы П. и ее роль разнообразны. Она разоблачает враждебный класс, компрометируя его литературу, всю его стилевую систему, или… …   Литературная энциклопедия

  • пародия — и, ж. parodie f. гр. parodia пение наизнанку. 1. Сатирическое литературное, музыкальное и т. п. произведение, комически имитирующее какие л. черты других произведений, а также использующее их форму для создания какой л. сатиры. БАС 1. Жонглер,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПАРОДИЯ — (греч. parodia, от para против, и ado пою). Переделка серьезного произведения в смешное, иногда, с сохранением формы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРОДИЯ 1) переделка какого либо серьезного… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПАРОДИЯ — ПАРОДИЯ, пародии, жен. (греч. parodia, букв. песня напротив, наоборот). 1. Сатирическое произведение в прозе или в стихах, комически имитирующее, высмеивающее какие нибудь черты других литературных произведений (лит.). Пародии Козьмы Пруткова.… …   Толковый словарь Ушакова

  • пародия — См. повторение …   Словарь синонимов

  • Пародия —     ПАРОДИЯ жанр (см. это слово), в котором известное произведение, взятое в качестве образца, служит объектом подражания в другом произведении, но таким образом, что подражание касается только внешней стороны «образца» его ритмики, синтаксиса,… …   Словарь литературных терминов

  • Пародия — (от греческого слова parwdh припев, куплет) родсатирической поэзии, состоящий в том, что автор осмеивает какое нибудьсерьезное поэтическое произведение, подражая форме и тону последнего, нонамеренно подставляя на место образов и понятий изящных и …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ПАРОДИЯ — (греческое parodia), 1) жанр в литературе, театре, музыке, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальных манер, стиля, направления, жанра или стереотипов речи, поведения (смотри, например,… …   Современная энциклопедия

  • ПАРОДИЯ — (греч. parodia) 1) жанр в литературе, театре, музыке, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, направления, жанра или стереотипов речи, игры и поведения (см., напр., Козьма …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАРОДИЯ — ПАРОДИЯ, и, жен. 1. Комическое или сатирическое подражание кому чему н. П. на стихотворение. 2. перен. Неудачное, вызывающее насмешку подобие чего н., карикатура (во 2 знач.) на что н. Жалкая п. | прил. пародический, ая, ое (к 1 знач.) и… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПАРОДИЯ — жен., греч. забавная переделка важного сочиненья, смешное или насмешливое подражанье; перелицовка, сочиненье или представленье наизнанку. Пародировать что, представлять, изображать в смешном, превратном виде; перелицевать, вывернуть наизнанку;… …   Толковый словарь Даля


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»