Мордовская музыка

Мордовская музыка
        Муз. фольклор мордвы интонационно близок творчеству народов Поволжья, финно-угорской группы, славян и др. Однако при общих для мн. народов чертах в песнях, в инстр. музыке мордвы проявились характерные особенности. Типично применение в одной песне неск. ладов в виде сопоставления и нередко в виде постепенного подключения их элементов в процессе развёртывания песни. При наличии общемузыкальных мелодич., метроритмич. и структурных явлений в морд. нар. музыке сложилось самобытное многоголосие в рамках двух звукорядов ангемитонной пентатоники (ля-до-ре-ми-соль, соль-ля-до-ре-ми). Приводимый ниже пример иллюстрирует особого рода полный функциональный круг гармоний, где (условно): 1 - начальная тоника, 2 - субдоминанта, 3 - доминанта, 4 - заключит. тоника.
        Особое место занимает субдоминанта - важнейшее гармонич. средство морд. многоголосия, в нар. песне она представлена разл. вариантами полного и неполного вида в пределах октавы.
        Для пентатонного морд. многоголосия специфично свободное чередование гармоний; цепь тяготений и разрешений при этом заменяется сопоставлением гармонических красок, постепенным подключением разновидностей того или иного созвучия. Этот тип гармонич. развёртывания включает и прерванные обороты, в к-рых тоника заменяется тонич. септаккордом, тонико-субдоминантовым созвучием или одним из вариантов субдоминанты. В мордовской песенности сопоставление гармонических красок организуется ритмосинтаксисом мотивов и разделяется более или менее значит. цезурами. Особое значение приобретают серединные каденции; связанные с заключит. кадансом силой тяготения на расстоянии, они компенсируют разряжённость цепи созвучий и содействуют созданию формы. Для многочисл. морд. нар. песен (особенно лирических) характерно чередование гармонич. и полифонич. склада в сфере пентатонного многоголосия. Инстр. нар. музыка мордвы включает исполнение песенных мелодий и танцевальных наигрышей. Древнейший музыкальный инструмент - тростниковая свирель (нудей, нюди). Издавна бытуют самодельная скрипка (карьзе), пила; несколько позднее вошли в употребление гармонь, балалайка, гитара, мандолина, баян. Тростниковые свирели использовались в парном сочетании: одна для мелодии, другая для баса; усилителями звука служили изогнутые раструбы из коровьего рога или берёсты, в которые плотно вставлялись дудочки. Значит. интерес представляют плясовые наигрыши: "Зерезенька", "Старик-медведь", "Липонька", "По углу дома карабкается кошка" и др. Один из видных исполнителей нар. наигрышей на гармони - П. Рузманов.
        В 1930-е гг. начала развиваться морд. проф. муз. культура. Её зачинатель - комп. Л. П. Кирюков, автор эпико-героич. муз. драмы "Литова" (1943, 2-я ред. 1959), опер "Несмеян и Ламзурь" (1944), "Нормальня" (1962), записей и обработок нар. песен, а также оригинальных песен, хоров, инстр. пьес. Многочисл. произв. для оркестра рус. нар. инструментов написал Л. И. Воинов - "Мордовскую рапсодию", "Мордовский марш", 2 концерта для балалайки с оркестром нар. инструментов, увертюру "1917 год". Воинов - талантливый исполнитель-виртуоз на балалайке. Комп. Г. Г. Вдовину принадлежат 2 симфонии, фп. концерт, симфонические увертюры, многочисл. инстр. пьесы, песни и др., Г. И. Сураеву-Королёву - оратория, струн. квартет, инстр. пьесы, песни, музыка для драм. т-ра и др.
        В числе первых интерпретаторов морд. нар. песни - певец, засл. арт. РСФСР И. М. Яушев. Большой вклад в развитие нац. муз. культуры внёс Т-р оперы и балета в Саранске (работал в 1937-48), преобразованный в муз.-драматический, а в 1969 - в Т-р муз. комедии. В его репертуаре - произв. заруб., опереточной классики - Ф. Легар, И. Кальман, И. Штраус, К. Миллёкер и др., оперетты сов. композиторов - "Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова, "Севастопольский вальс" К. А. Листова, "Восемнадцать лет" В. П. Соловьёва-Седого, "Мери Ив" В. И. Мурадели, "Девчонке было двадцать лет" А. Я. Эшпая и др.
        В 1971 труппа пополнилась выпускниками Саратовского хореографического уч-ща.
        В республике имеются (1975): Ансамбль песни и танца "Умарина", Муз. уч-ще им. Л. П. Кирюкова, Дом нар. творчества, при к-ром организован ансамбль песни и танца "Келу", 29 детских муз. школ, Объединение композиторов Морд. АССР. Функционируют многочисл. самодеятельные хор. коллективы, к-рые продолжают нар. традиции многогол. пения без сопровождения, обогащают нар. мелос интонациями и ритмами современности.
        Среди деятелей муз. иск-ва: певцы - нар. арт. РСФСР Р. М. Беспалова, засл. арт. РСФСР M. H. Антонова, Д. И. Еремеев, В. П. Яковлев, нар. арт. Морд. АССР В. С. Киушкин, Е. А. Охотина, засл. деят. иск-в Морд. АССР В. А. Белоклоков, засл. арт. Морд. АССР П. В. Гордеев, Р. Н. Исаева, Л. И. Лимонникова, В. В. Медведский, А. В. Яшнов, засл. арт. Бурят. АССР Н. Г. Кочергина; дирижёр - засл. деят. иск-в Морд. АССР М. И. Фроловский; балетмейстер - засл. деят. иск-в Морд. АССР Е. С. Осмоловский; танцовщики - засл. арт. Морд. АССР Т. Н. Градусова, В. И. Кирюшкин, В. С. Учватов; художник - засл. деят. иск-в Морд. АССР Е. С. Никитина.

Литература: Урицкая Б. С., Музыкальная культура Мордовской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; Мордовские народные песни, М., 1957; Сураев-Коpолёв Г. И., Многоголосие и ладовое строение мордовской народной песни, в кн.: Труды (научно-исследовательского института Мордовской АССР), вып. 26, серия филологическая, Саранск, 1964; Мордовские народные песни, Саранск, 1969.

Г. И. Сураев-Королёв.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Мордовская музыка" в других словарях:

  • Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика — (Мордовской Автономной Советской Социалистической Республикась)         Мордовия (Мордовиясь). В составе РСФСР. Образована 20 декабря 1934. Площадь 26,2 тыс. км2. Население 1014 тыс. чел. (1973). В М. 21 район, 7 городов, 17 посёлков городского… …   Большая советская энциклопедия

  • Народная музыка —         музыкальный фольклор (англ. Folk music, нем. Volksmusik, Volkskunst, франц. Folklore musical) вок. (преим. песенное, т. е. муз. поэтическое), инстр., вок. инстр. и муз. танц. творчество народа (от первобытных охотников, рыболовов,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Марийская народная музыка — Герб Марий Эл Марийская музыка («мари сем» или «марий сем», переводится как «марийская песня») лирическая и танцевальная музыка, создаваемая на основе народных финно угорских мелодий. Долгое время была частью народного искусства: мелодии и слова… …   Википедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Волынка — англ. Bagpipes скотс. Bagpipes ирл. Píobaí гэльск. Pìob …   Википедия

  • Фолк — Народная музыка (или фольклорная, англ. folk)  музыкально поэтическое творчество народа. Она неотъемлемая часть фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой… …   Википедия

  • Фолк-Метал — Направление: Метал Истоки: Метал, Этническая музыка Место и время возникновения: Начало 1990 х,  Великобритания …   Википедия

  • Фолк Метал — Направление: Метал Истоки: Метал, Этническая музыка Место и время возникновения: Начало 1990 х,  Великобритания …   Википедия

  • Марийская народная песня — Герб Марий Эл Марийская музыка («мари сем» или «марий сем», переводится как «марийская песня») лирическая и танцевальная музыка, создаваемая на основе народных финно угорских мелодий. Долгое время была частью народного искусства: мелодии и слова… …   Википедия

  • Фолк рок — Направление: Рок Истоки: Народная музыка Рок музыка Место и время возникновения: Середина 60 х  Великобритания …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»