Basso ostinato это:

Basso ostinato
        (бaссо остинaто; итал., букв. - упорный, бас) - одна из вариационных форм, осн. на многократном повторении неизм. темы в басу при меняющихся верхних голосах. Ведёт происхождение от полифонич. форм строгого письма, к-рые имели неизменный cantus firmus, при повторениях окружавшийся новыми контрапунктами. В 16-17 вв. В. о. широко использовался в танц. музыке. Нек-рые старинные танцы - пассакалия, чакона и др. представляли вариации на В. о. Эта форма сохранилась и после того, как пассакалия и чакона утратили танц. значение. В. о. проник также в арии и хоры опер, ораторий, кантат 17-18 вв. Выработались определённые мелодич. формулы В. о.; муз. образ В. о. передавал единое настроение, без к.-л. контрастных отступлений. В связи с краткостью темы В. о. композиторы стремились обогатить её с помощью контрапунктирующих голосов, гармонич. варьирования и тональных смен. Гармонич. собранность тем В. о. способствовала утверждению гомофонпо-гармонич. склада, хотя они и развёртывались обычно в полифонич. фактуре. Темы В. о. основывались преимущественно на гаммообразном (диатонич. или хроматич.) движении вниз или вверх от тоники к доминанте, иногда с захватом прилегающих к ней ступеней. Но встречались и более индивидуализированные темы:
Г. Пёрселл. Ода ко дню рождения королевы Марии.
Г. Пёрселл. Ода св. Цецилии.
А. Вивальди. Концерт для 2 скрипок с оркестром а-moll, часть II.
Г. Муффат. Пассакалия.
Д. Букстехуде. Чакона для органа.
И. С. Бах. Пассакалия для органа.
И. С. Бах. Чакона из кантаты No 150
И. С. Бах. Концерт для клавира с оркестром d-moll, часть II.
        Сходные мелодич. формулы часто использовались и в начальных фигурах баса неостинатных тем. Это указывало на их взаимодействие с остинатным тематизмом, к-рое было характерным для 17-18 вв. Оно сказывается и в сонатном тематизме вплоть до 20 в. (В. А. Моцарт - квартет d-moll, К. V. 421, Л. Бетховен - соната для фп. ор. 53, И. Брамс - соната для фп. ор. 5, С. С. Прокофьев - соната No 2 для фп. - гл. темы первых частей).
        В. о. в пассакалиях и чаконах 17-18 вв. проходил в одной тональности (И. С. Бах - Пассакалия c-moll для органа, Crucifixus из мессы h-moll) или развёртывался в ряде тональностей. В последнем случае модуляция осуществлялась с помощью изменения темы (И. С. Бах - Чакона из кантаты No 150) или же при посредстве небольших модуляционных связок, что позволяло переносить тему в новую тональность без мелодич. изменений (Д. Букстехуде - Пассакалия d-moll для органа). В нек-рых произв. оба этих приёма объединялись (И. С. Бах - средняя часть клавирного концерта d-moll); иногда между проведениями темы вставлялись эпизоды, благодаря чему форма превращалась в рондо (Ж. Шамбоньер - Чакона F-dur для клавесина, Ф. Куперен - Пассакалия h-moll для клавесина).
        Л. Бетховен расширил применение В. о.; он использовал его не только в качестве основы вариационно-циклич. формы (финал 3-й симфонии), но и как элемент крупной формы для закрепления мысли и торможения после широких разбегов. Таковы В. о. в конце Allegro симфонии No 9, где В. о. концентрирует скорбно-драматич. моменты, в коде Vivace симфонии No 7 и в середине Vivace квартета ор. 135.
Л. Бетховен. 9-я симфония, часть I. 7-я симфония, часть I.
Л. Бетховен. Квартет ор. 135,часть II.
        Статика многократных проведений одного и того же материала преодолевается изменениями в динамике звучания (от р к f или обратными). В том же духе - как итог большого развития контрастных образов - выступает В. о. в коде увертюры к опере "Иван Сусанин" Глинки.
М. И. Глинка. "Иван Сусанин", увертюра.
        В 19-20 вв. значение В. о. возрастает. Определяются две его осн. разновидности. Первая имеет в основе концентрированную тему и представляет собой ясную последовательность её фигуративных вариаций (И. Брамс - финал симфонии No 4). Вторая переносит центр тяжести с элементарной темы, превращаемой в простой скрепляющий элемент, на широкое мелодико-гармонич. развитие (С. И. Танеев - Largo из квинтета ор. 30). Обе разновидности используются и в самостоятельных произв. (Ф. Шопен - Колыбельная), и как части сонатно-симфонич. циклов, а также оперно-балетных произведений.
        Выходя за пределы В. о., остинатность постепенно становится одним из важных принципов формообразования в музыке 19-20 вв.; она проявляется в области ритма, гармонии, мелодич. попевок и прочих средств муз. выразительности. Благодаря остинатности можно создать атмосферу "застылости", "завороженности", сосредоточения на к.-л. одном настроении, погружения в раздумье и т. д.; В. о. может служить и средством нагнетания напряжения. Эти выразит. возможности В. о. использовались уже композиторами 19 в. (А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, Р. Вагнер, А. Брукнер и др.), но особое значение приобрели в 20 в. (М. Равель, И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, Б. Бриттен, К. Орф и др., в произв. к-рых применяются остинатные формы самого разнообр. характера).

Литература: Prорреr L., Der Basso ostinato als technisches und formbildendes Prinzip, В., 1926 (Diss.); Litterscheid R., Zur Geschichte des Basso ostinato, Marburg, 1928; Nowak L., Grundzьge zu einer Geschichte des Basso ostinato in der abendlдndischen Musik, W., 1932; Meinardus W., Die Technik des Basso ostinato bei H. Purcell, Kцln, 1939 (Diss.); Gurlill W., Zu J. S. Bachs Ostinato-Technik, в кн.: Musikgeschichte und Gegenwart. Eine Aufsatzfolge. I (Beihefte zum Archiv fьr Musikwissenschaft), Wiesbaden, 1966; Вerger G., Ostinato, Chaconne, Passacaglia, Wolfenbьttel, (1968). См. также лит. при статьях Анализ музыкальный, Вариации, Форма музыкальная.

Вл. В. Протопопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Смотреть что такое "Basso ostinato" в других словарях:

  • Basso ostināto — Basso ostināto, s. Ostinato …   Meyers Großes Konversations-Lexikon

  • Basso ostināto — (Mus.), s.u. Basso continuo 1) …   Pierer's Universal-Lexikon

  • Basso ostinato — Der Basso ostinato ist eine Spielart des musikalischen Gestaltungsmittels Ostinato, das die vergleichsweise größte Verbreitung und Popularität erreicht hat. Der Basso ostinato entstand gegen Ende des 16. Jahrhunderts etwa mit dem Aufkommen des… …   Deutsch Wikipedia

  • Basso ostinato — Bạs|so os|ti|na|to, der; [zu ital. ostinato = hartnäckig] (Musik): sich oft wiederholendes Bassthema; Ostinato. * * * Bạsso ostinato   [italienisch »hartnäckiger Bass«] der, , Ostinato. * * * Bạs|so os|ti|na|to, der; [zu ital. ostinato =… …   Universal-Lexikon

  • basso ostinato — ит. [ба/ссо остинато] повторяющаяся тема в басу букв. упрямый бас см. также ostinato …   Словарь иностранных музыкальных терминов

  • basso ostinato — ˌästə̇ˈnäd.(ˌ)ō, ˌōs , ˌȯs noun (plural basso ostinatos) Etymology: Italian, literally, obstinate bass : ground bass …   Useful english dictionary

  • basso ostinato — /ˌbæsoʊ ɒstəˈnatoʊ/ (say .basoh ostuh nahtoh) noun → ground bass …   Australian English dictionary

  • ostinato — OSTINÁTO s.n. (muz.) Procedeu care constă în revenirea stăruitoare a unui motiv melodic sau ritmic, însoţit de fiecare dată de alte motive. – cuv. it. Trimis de ana zecheru, 14.05.2004. Sursa: DEX 98  ostináto adv., s. n. Trimis de siveco, 10.08 …   Dicționar Român

  • basso — (izg. bȁso) m DEFINICIJA glazb. bas, znak »b« SINTAGMA basso cantante (izg. basso kantȃnte) glas opsega E f1 pogodan za pjevne, lirske napjeve; basso continuo generalbas (izg. basso kontìnuo generālbȁs) poseban način bilježenja instrumentalne… …   Hrvatski jezični portal

  • OSTINATO — Terme musical mis pour basso ostinato (basse contrainte, soutenue ou obligée). Dès le XIIIe siècle, on trouve des exemples de dessins d’accompagnement à la ligne très simple et répétée sans changement tout au long d’une pièce ou presque (messes… …   Encyclopédie Universelle

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»