Ars nova это:

Ars nova
        (арс нува, лат. - новое искусство) - прогрессивное направление в музыке, возникшее во Франции и Италии в 14 в. Получило назв. в противовес ars antiqua ("старинному искусству") - полифонич. музыке феодально-церк. средневековья - по трактату "Ars nova" (20-е гг. 14 в.), приписываемому Филиппу де Витри. А. n. - наиболее раннее проф. муз. иск-во, представленное светскими вок.-лирич. жанрами (творчество трубадуров, труверов, миннезингеров большей частью носило ещё "полупрофессиональный" характер).
        Итал. А. n., в отличие от французского, часто называют музыкой Треченто (т. е. 14 в.). Крупнейшие деятели итал. А. n. - композиторы Джованни из Флоренции, Ф. Ландино, Герарделло, Якопо из Болоньи, Никколо из Перуджи и др. Видный теоретик итал. A. n. - Маркетто Падуанский. В его работах нач. 14 в. провозглашается принцип: "Ухо - лучший судья в музыке". Музыка итал. А. n. связана с североитал. фольклором, но отличается большей утончённостью. Это гл. обр. произв. для 2-3 голосов с инстр. сопр. на стихи Петрарки и др. поэтов-гуманистов. Поэтич. образы, ритм и метр стиха определяли интонац. склад вок. партий, особенно верхних голосов, наиболее певучих и выразительных; нижнему голосу (тенору) поручался опорный бас. Стихосложением были обусловлены муз.-синтаксич. особенности произв. (протяжённость построений, цезуры, кадансы). В инстр. партиях (лютни, виолы) применялись звукопись, фигуративная расцветка муз. ткани. Существовали и чисто инстр. варианты произведений подобного рода. Излюбленные жанры итал. А. n. - качча, баллада, мадригал.
        Богатое развитие А. n. получило во Франции, где оно сформировалось почти на полвека ранее итальянского. Идеологом А. n. во Франции был выдающийся поэт-гуманист, композитор, математик и теоретик музыки, друг Петрарки Ф. де Витри. Он первым применил наименование А. n., ввёл новую классификацию интервалов (терции и сексты были определены как консонансы), выступал в защиту хроматизма ("musica falsa"), утверждал эстетич. равноценность трёхдольного и двухдольного размеров. Если в период ars antiqua отдавалось предпочтение органуму с преобладанием параллельного движения голосов, Ф. де Витри теоретически обосновал принцип противоположного движения голосов и требовал запрещения октавных и кварто-квинтовых параллелизмов.
        Среди композиторов франц. А. n. выделяется Гильом до Машо - последний из труверов позднего средневековья, автор многочисл. одногол. песен нар. склада (lays), многогол. баллад и рондо - жанров, заимствованных отчасти из фольклора, отчасти из проф. поэзии того времени. Машо - автор первой франц. мессы с развитой циклич. структурой, полифонич. складом и интонационной связью всех частей. Применение крупных форм (гл. обр. мотета) составляло одну из отличит. особенностей франц. А. n. Композиторы франц. А. n. 14 в. И. Кармен, Ж. Таписье и И. Цезарис явились непосредственными предшественниками бургундской полифонич. школы.
        По типу мелодики и приёмам голосоведения А. n. сохраняло связь с ars antiqua. Однако оно по-новому решало проблему взаимоотношения музыки и текста и явилось важным этапом развития муз. культуры, A. n. очень повлияло на дальнейшее развитие зап.-европ. музыки, хотя само оно оказалось недолговечным, просуществовав лишь до 15 в.

Литература: Иванов-Борецкий М., Музыкально-историч. хрестоматия, вып. 1, М., 1929, М., 1933; Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1941; его же, Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1956, М., 1965; Розеншильд К., История зарубежной музыки до середины XVIII века, вып. 1, М., 1963, гл. 3; Nеf К., Einfьhrung in die Musikgeschichte, Basel, 1920, 1945; рус. пер., M., 1930, 1938; Pruniиres A., Nouvelle histoire de la musique, t. 1, P., 1934; рус. пер., M., 1937, гл. 3; Einstein A., The Italian madrigal, v. 1-3, Princeton (N. J.), 1949; Fischer K. V., Studien zur italienischen Musik des Trecento und frьhen Quattrocento, Bern, 1956; Martinez М. L., Die Musik des frьhen Trecento, Tutzing, 1963; Hagopian V. L., Italian Ars Nova music. A bibliographic guide to modern editions and related literature, Berk.-Los Ang., 1964.

К. К. Розеншильд.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Смотреть что такое "Ars nova" в других словарях:

  • Ars nova — was a stylistic period in music of the Late Middle Ages, centered in France, which encompassed the period roughly from the preparation of the Roman de Fauvel (1310 and 1314) until the death of Machaut (1377). Sometimes the term is used more… …   Wikipedia

  • ARS NOVA — tel est le titre d’un traité que le compositeur et théoricien Philippe de Vitry (1291 1361) écrivit à Paris vers 1320. Plus qu’un manifeste, c’était la prise de conscience d’une évolution esthétique, dont les signes précurseurs apparaissaient da …   Encyclopédie Universelle

  • Ars Nova — Pour les articles homonymes, voir Ars nova (homonymie). Ars nova est une période dans la musique médiévale occidentale. Historique L’époque de l’ars nova couvre à peu près les années 1320 à 1380; elle a pour centre Paris. Le nom donné à cette… …   Wikipédia en Français

  • Ars nova — Saltar a navegación, búsqueda Expresión debida al teórico Philippe de Vitry que designa la producción musical, tanto francesa como italiana, después de las últimas obras del Ars antiqua hasta el predominio de la escuela de Borgoña, que ocupará el …   Wikipedia Español

  • Ars nova — Ạrs no|va 〈[ va] f.; ; unz.; Mus.〉 die von Florenz u. Frankreich ausgehende kontrapunktisch mehrstimmige Musik des 14./15. Jh.; Ggs Ars antiqua [lat., eigtl. „neue Kunst“] * * * Ạrs nova   [lateinisch »neue Kunst«, »neue Lehre«] die, , Titel… …   Universal-Lexikon

  • Ars nova — steht für: eine Epoche in der Musikgeschichte, siehe Ars nova (Musik) für einen Teil der Logik des Mittelalters, siehe Ars nova (Logik) Diese Seite ist eine Begriffsklärung zur Unterscheidung mehrerer mit demselben Wort bezeichneter Begriffe …   Deutsch Wikipedia

  • ars nova — ars nò·va loc.s.f.inv., lat. TS mus. stile polifonico profano, iniziato in Italia e in Francia nella seconda metà del sec. XIV in contrapposizione alla polifonia duecentesca dell ars antiqua {{line}} {{/line}} ETIMO: lat. ars nova propr. stile… …   Dizionario italiano

  • Ars nova — Ars no|va [ no:va] die; <aus lat. ars nova »neue Kunst«> die neue Strömung in der franz. Musik (kontrapunktisch mehrstimmig) des 14. Jh.s; Ggs. ↑Ars antiqua …   Das große Fremdwörterbuch

  • Ars nova — Page du manuscrit enluminé Le Roman de Fauvel, c. 1318, à l origine d un possible début de l Ars nova. Bibliothèque nationale de France, Paris[1] …   Wikipédia en Français

  • Ars nova — Список Ars Nova Филиппа де Витри c фрагментами «витрийской» нотной записи Ars nova, Арс нова (лат. новая техника [композиции], новое искусство [музыки])  период в истории западноевропейской (главным образом, французской …   Википедия

  • Ars Nova — Eine Seite der Abhandlung Ars nova Ars nova (lat. neue Kunst) wird eine Epoche der Musikgeschichte im Frankreich des 14. Jahrhunderts mit Zentrum in Paris genannt. In dieser Zeit entsteht eine hochentwickelte, zum großen Teil mehrstimmige… …   Deutsch Wikipedia

Книги

Другие книги по запросу «Ars nova» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»