Кондакарное пение

Кондакарное пение
        стиль визант. виртуозного мелизматич. пения, культивировавшийся в Киевской Руси. Применялся при исполнении кондаков, киноников, стихов из псалмов и "припелов" к ним. Этот репертуар записывался в особых книгах - кондакарях. Нотация К. п. заметно отличается от знаменной (см. Знаменный распев). В ней используются не только комбинации из палочек, точек и запятых, но и разнообразные "завитушки". Они писались над прочими знаками и в более крупном масштабе, так что нотация выглядит двухстрочной. Тексты кондакарных записей насыщены посторонними фонемами, т.н. аненайками и хабувами.
        С. В. Смоленский считал К. п. русским по происхождению; самобытное, рус. происхождение К. п. отстаивал и В. М. Беляев. А. В. Преображенский рассматривал К. п. как византийское, мелизматическое. Трудами ряда учёных установлено, что К. п. имеет византийское происхождение и представляет собой виртуозное мелизматич. пение. Относительно двухстрочной записи нотации существуют разл. мнения. Смоленский полагал, что нижняя строка представляет собой запись мелодии, а верхняя указывает исполнительские приёмы и нюансы.
Е. Wellesz. A history of Byzantine music... Oxford, 1961, p. 340. Текст составляет одно слово - "Аллилуйя". Его фонемы подчёркнуты.
        В 60-70-х гг. 20 в. по этому вопросу высказываются иные взгляды. Одни учёные считают, что нижняя строка согласовывала напев с силлабикой текста, а верхняя обозначала мелизматич. формулы, другие - что верхняя строка является ранней, а нижняя - поздней и более усовершенствованной записью одной и той же мелодии. Аненайки и хабувы служили средством артикуляции звука и синхронизации его в хор. пении. Полная расшифровка рус. кондакарных записей невозможна, т. к. визант. нотация 10-11 вв. не передавала напева в точности, фиксируя лишь контур мелодич. рисунка; напев уточнялся в процессе пения с помощью жестикуляции доместика (см. Хейрономия). Кроме того, при переводе греч. текста на слав, язык допускалось частичное изменение напева. Расшифровки визант. записей 12-13 вв. позволяют составить представление о К. п.
        К. п. отвечало изысканному вкусу верхушки феодального общества Киевской Руси, но не пользовалось широким признанием у народа. Этим объясняется малое количество кондакарей и исчезновение их к 14 в., хотя в 12 в. были записаны кондаки русским святым.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Смоленский С., О древнерусских певческих нотациях, СПБ, 1901; его же, Несколько новых данных о так называемом кондакарном знамени, "РМГ", 1913, No 49; Металлов В., Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский, М., 1908, 1912; его же, Русская семиография, М., 1912; Преображенский А. В., Культовая музыка в России, Л., 1924; Беляев В., Музыка, в кн.: История культуры древней Руси, т. 2, М.-Л., 1951; его же, Древнерусская музыкальная письменность, М., 1962; Успенский Н., Византийское пение в Киевской Руси, в кн.: Acten des XI. Internationalen Byzantinisten-Kongresses. 1958, Mьnch., 1960; его же, Древнерусское певческое искусство, M., 1965, 1971; Rlоrоs С, Die Entzifferung der Kondakarien-Notation, "Musik des Ostens", Bd 3-4, Kassel- Basel - P.- L.- N. Y., 1965-67; Hцeg C., The oldest Slavonic tradition of Byzantine music, L., (1953); Levy K., The Slavic kontakia and their Byzantine originals, "Twenty-fifth Anniversary Festschrift", N. Y., 1964; его же, Die siavisehe Kondakarien-Notation, в кн.: Anfдnge der slavischen Musik, Bratisl., 1966; Palikarova-V erdeil R., La musique byzantine chez les Bulgares et les Russes (du IX-e au XIV-е siиcle), Cph., 1953.

Н. Д. Успенский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Кондакарное пение" в других словарях:

  • КОНДАКАРНОЕ ПЕНИЕ — пение мелизматического типа (см. Орнаментика), характерное для богослужения при княжеском дворе в Киевской Руси. Репертуар кондакарного пения записан в кондакарях певческих книгах 12 13 вв. Предположительно кондакарное пение имеет византийское… …   Большой Энциклопедический словарь

  • кондакарное пение — пение мелизматического типа (см. Орнаментика), характерное для богослужения при княжеском дворе в Киевской Руси. Репертуар кондакарного пения записан в кондакарях  певческих книгах XII XIII вв. Предположительно кондакарное пение имеет… …   Энциклопедический словарь

  • Церковная музыка —         (нем. Kirchenmusik, итал. musica sacra, musica da chiesa, франц. musique d eglise, musique sacrйe, англ. church music) музыка христианской церкви, предназначенная для сопровождения службы или исполнения в т. н. внеслужебные часы. Понятия… …   Музыкальная энциклопедия

  • распев — а; м. 1. Муз. Определённый принцип строения мелодии, характерный для старинного церковного пения; мелодия, построенная по этому принципу. Киевский р. Греческий р. Знакомый р. 2. Протяжное произношение (слов при чтении, разговоре), приближающееся… …   Энциклопедический словарь

  • Церковная музыка — Жоскен Депре в XVI веке приобрел репутацию величайшего композитора эпохи. Церковная музыка  вокальная и инструментальная музыка христианской церкви (католической, протестанской и православной), сопровождающая церковное богослужение.… …   Википедия

  • Кондакарь —         (среднегреч. kontakarion, от греч. kontakion кондак) древнерусская певч. книга. Назв. связано с содержанием текста (см. Кондак) и особой разновидностью нотации этих книг (см. Кондакарное пение). Прототипом К. была визант. певч. книга… …   Музыкальная энциклопедия

  • Крюки —         знамена, знаки др. рус. муз. идеографич. безлинейной нотации, один из видов невменного письма (см. Невмы). Происходят от палеовизант. невменной нотации (см. Византийская музыка). Древнейшие памятники рус. крюкового письма относятся к кон …   Музыкальная энциклопедия

  • Невмы —         (позднелат., ед. число neuma, от греч. Pneyuma дыхание).         1) Знаки нотного письма, применявшиеся в Европе в средние века, преим. в католич. пении (см. Григорианское пение). Н. помещались над словесным текстом и лишь напоминали… …   Музыкальная энциклопедия

  • РАСПЕВ — (роспев) система древнерусского пения. Выделяется 7 основных распевов: знаменный (с 11 в.), кондакарный (11 14 вв.; см. Кондакарное пение), демественный и путевой (с кон. 15 в.), киевский, болгарский и греческий (с сер. 17 в.). Ряд распевов… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кондакарная нотация —         см. Кондакарное пение …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»