Ars antiqua это:

Ars antiqua
        (арс антиква, лат. - старинное искусство) - наименование, к-рое дали культовой полифонии 12-13 вв. музыканты раннего Возрождения (14 в.), противопоставлявшие её светской полифонии - созданному ими ars nova ("новому искусству"). Главные очаги А. а. - монастырские и гор. (соборные, университетские) центры Зап. Европы, в первую очередь Франции - Шартр, Лимож, Париж и др. А. а. пришло на смену монодии раннего средневековья и привело к богатому развитию появившихся ещё в 9-11 вв. первых начатков органума; на протяжении почти трёх столетий А. а. оставалось новаторским явлением. Краткие песнопения многогол. склада сочинялись обычно на тему к.-л. литургич. напева, проходившего в нижнем голосе (tenor), над к-рым располагалось от одного до трёх контрапунктирующих голосов (duplum, triplum, quadruplum). Конструкция скреплялась единым трёхдольным размером и единством ритмики во всех голосах (изоритмия), соответствовавшим системе ритмич. модусов средневековья. Вплоть до 12 в. преобладало параллельное движение голосов - в кварту, квинту, октаву, позднее - в терцию (cantus gemellus), а также - параллельными секстаккордами (фобурдон). Целое представляло тип органума. В 12-13 вв. композиторы Певческой школы капеллы Собора Парижской богоматери Леонин и Перотин и ученики Перотина - Р. де Себильон и П. де ла Круа преобразовали прежний органум; в верхнем голосе (дисканте) они применили свободные переходы от параллельного к противоположному движению и орнаментально-фигуративную расцветку мелодии, постепенно отошли и от модальной ритмики. Верхние голоса у Перотина иногда образуют контрастное двухголосие, порой он искусно применяет имитацию. Обогащение многогол. ткани и её ритмич. структуры потребовало усовершенствования нотации, точного обозначения длительностей (мензура). Эти новые приёмы письма у поздних мастеров А. а. перешли и в светские жанры - кондукт, мотет и подготовили переход к ars nova. Виднейшие теоретики А. а. - Йоханнес де Гарландиа (13 в.), Франко Парижский и Франко Кёльнский, автор трактата "Ars cantus mensurabilis", в к-ром на основе намеченного Гарландиа и др. исследователями были разработаны осн. принципы мензуральной нотации (13 в.), Йоханнес де Грохео (13-14 вв.).

Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1941; Розеншильд К., История зарубежной музыки до середины XVIII в., вып. 1, М., 1963, гл. 2; Gastouй Am., Йtude sur la polyphonie du IX au XV siиcles, P., (s. a.); Ambros A. W., Geschichte der Musik, Bd 2, Lpz., 1880; Nef K., Einfьhrung in die Musikgeschichte, Basel. 1920, 1945, рус. пер., M., 1930, 2 1938, с. 46-50; Pruniиres A., Nouvelle histoire de la musique, t. 1, P., 1934, рус. пер., M., 1937.

К. К. Розеншильд.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Смотреть что такое "Ars antiqua" в других словарях:

  • Ars antiqua — also called ars veterum or ars vetus, refers to the music of Europe of the late Middle Ages between approximately 1170 and 1310, covering the period of the Notre Dame school of polyphony and the subsequent years which saw the early development o …   Wikipedia

  • ARS ANTIQUA — L’expression ars antiqua (forgée par les historiens de la musique – par opposition au nom du traité Ars nova , rédigé par Philippe de Vitry, s’appliquant à l’époque de Guillaume de Machaut en France et Francesco Landini en Italie, au XIVe siècle) …   Encyclopédie Universelle

  • Ars Antiqua — (lat. alte Kunst) ist die Bezeichnung für eine Musikepoche, die auf einer zeitgenössischen Bezeichnung basiert. Als der Begriff Ars nova für die Zeit von 1320 bis etwa 1380 mit Paris als Zentrum aufkam, bezeichnete man in einem abwertendem Sinne… …   Deutsch Wikipedia

  • Ars antiqua — (lat. alte Kunst) ist die Bezeichnung für eine Musikepoche, die auf einer zeitgenössischen Bezeichnung basiert. Als der Begriff Ars nova für die Zeit von 1320 bis etwa 1380 mit Paris als Zentrum aufkam, bezeichnete man in einem abwertendem Sinne… …   Deutsch Wikipedia

  • Ars antiqua — Saltar a navegación, búsqueda El Ars antiqua es un período de la historia de la música que comprende los siglos XII y XIII. Su fundamento es la creación de la famosa Escuela de Notre Dame de París, de la que surgirán dos músicos de enorme… …   Wikipedia Español

  • Ars Antiqua — Par opposition à l ars nova, nom générique donné à la musique médiévale occidentale des XIIIe et début du XIVe siècles, reposant principalement sur le plain chant et la technique de l organum. L ars antiqua est une période allant de 1240 à… …   Wikipédia en Français

  • Ars antiqua — (лат. старая техника [композиции], старое искусство [музыки]), Арс антиква период в истории западноевропейской (преимущественно французской) музыки XII начала XIV веков. Термин Арс антиква применяют только по отношению к многоголосной музыке …   Википедия

  • Ars antiqua — Ars an|ti|qua die; <aus lat. ars antiqua »alte Kunst«> erste Blütezeit der ↑Mensuralmusik (bes. im Paris des 13. u. 14. Jh.s); Ggs. ↑Ars nova …   Das große Fremdwörterbuch

  • ars antiqua — ars an·tì·qua loc.s.f.inv., lat. TS mus. nei secc. XII XIII, fase iniziale della polifonia in cui a un canto fermo si sovrapponeva un altro canto ed entrambi terminavano all unisono {{line}} {{/line}} ETIMO: lat. mediev. ars antiqua propr. stile… …   Dizionario italiano

  • Ars Antiqua — /ahrz an tee kweuh, ahrs /, Music. the style of composition characteristic of the 13th century, esp. in France. Cf. Ars Nova. [ < ML: ancient art] * * * (Latin; Ancient Art ) Musical style of 13th century France. The term was derived… …   Universalium

  • Ars antiqua — Par opposition à l ars nova, nom générique donné à la musique médiévale occidentale des XIIIe et début du XIVe siècles, reposant principalement sur le plain chant et la technique de l organum. L ars antiqua est une période allant de 1240 à… …   Wikipédia en Français


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»