Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.


Казахская музыка

Казахская музыка
        До Великой Oкт. социалистич. революции муз. иск-во казах. народа было представлено только нар. творчеством (песни и инстр. пьесы - кюи). На муз. канве речитативного склада жырши (сказители) исполняли эпич. поэмы и легенды, акыны (поэты) складывали поэтич. импровизации, ертекши (сказочники) рассказывали сказки и басни. Распространение получили айтысы (соревнования нар. поэтов и музыкантов), привлекавшие массы людей. Нар. муз. творчество основано на семиступенных диатонич. мажорном и минорном ладах, в к-рых элементы пентатоники занимают большое место. Оно характеризуется самобытными интонациями, развитыми песенными и инстр. формами, разнообразными метрич. и ритмич. структурами.
        Нар. инструментарий прошёл длительный путь эволюции от древних, давно забытых (шертер, корней, уран, джетыган, шанкобыз) до бытующих ныне инструментов: 2-струнная щипковая домбра, смычковый кобыз, ударный дауылпаз (медный или деревянный котёл, обтянутый сверху кожей), применявшийся в походах и на охоте. Популярен духовой инструмент сыбызгы (продольная флейта из металла, тростника или мягкого дерева). С кон. 19 в. стал распространяться сырнай (одно-, двухголосная гармоника касимовской и тат. разновидностей).
        Казах. нар. песни по тематич. общности и средствам муз. выразительности можно разделить на эпические, трудовые, семейно-бытовые и обрядовые, детские, лирич., историч., социального протеста, врачевательные песни бахсы (шаманов) и др. Инстр. произв., как правило, имеют программы. Перед исполнением музыкант обычно рассказывал содержание пьесы и заключал его словами: "А теперь послушайте, как расскажет об этом моя домбра" (кобыз или сыбызгы). Распространение получили циклические вок. и инстр. произв., особенно на темы эпич. сказаний, легенд, сказок. Странствовавшие по аулам анши, оленши (певцы), кюйши (инструменталисты) вместе с акынами и жырши являлись осн. распространителями муз. культуры.
Мелодия сказителя эпоса "Алпамыс".
        Особенно большое значение для развития муз. иск-ва имело творчество нар. композиторов-певцов и композиторов- инструменталистов сер. 19 и нач. 20 вв., мировоззрение к-рых складывалось под воздействием передовой рус. культуры. Среди них - основоположник новой письменной казах. литературы и композитор Абай Кунанбаев, Биржан Кожагулов, Жаяу-Муса Байжанов, Даулеткерей Шигаев, Курмангазы Сагырбаев, Ихлас Дукенов, Мухит Мералиев, Балуан-Шолак Баймурзин, Ахан-Сере Корамсин, Таттимбет Казангапов, Казангап Тлепбергенов, Сармалай и др.
        После Oкт. революции в Казахстане зародилась и сформировалась нац. социалистич. культура. В своём становлении и развитии она опиралась на богатейшее нар. муз. творчество, освоение рус. и зарубежной классики, на использование опыта сов. музыки. Значительно активизировалась муз.-обществ. жизнь: возникли самодеятельные театр.-муз. кружки, хоровые коллективы, наиболее талантливые певцы и музыканты стали привлекаться к активной проф. деятельности. Развернулась большая работа по записи и изучению муз. фольклора. Известность получили труды А. В. Затаевича "1000 песен киргизского (казахского) народа" (1925) и "500 казахских песен и кюев" (1931). Чаще, чем прежде, проводились состязания певцов, акынов, музыкантов, особенно по созданию и исполнению произв. на сов. темы. Одно из таких состязаний состоялось в 1919 в г. Верном (ныне Алма-Ата) с участием акына Джамбула Джабаева и его ученика композитора-певца и акына Кенена Азербаева. Наряду с обогащением нар. творчества новыми темами и средствами выразительности формируются новые жанры муз. творчества, расширяются виды исполнительства, появляются хоровое пение и ансамблевая игра на муз. инструментах. В годы Гражд. войны впервые возникли нац. нар. революц. песни, перекликающиеся с общепролетарскими песнями. В многообразных темах и сюжетах совр. нар. муз. творчества нашла значит. отражение Великая Отечеств. война 1941-45 - песня-монолог "Биздин Отан женеди" ("Наша Родина победит") Кенена Азербаева, "Отан ушин" ("За Родину") Косымжана Бабакова, песня-реквием "Жас казах" ("Молодой казах") Рамазана Елебаева и др. Многогранное воплощение получила ленинская тема. У композиторов-певцов и акынов стало традицией создавать произв. к датам рождения В. И. Ленина. Одна из таких популярных песен - "Ленину девяносто лет" Аширали Шингожаева.
        В 1934 состоялся 1-й респ. слёт деятелей нар. творчества. Тогда же на основе реконструированных нар. инструментов был организован Гос. оркестр казах. нар. инструментов им. Каз ЦИКа (с 1944 - имени Курмангазы; создатель и первый руководитель - комп. А. К. Жубанов); в 1935 открыта Филармония им. Джамбула, в её состав вошли казах. хор, оркестр нар. инструментов, танц. коллективы, группа нар. певцов.
        В нач. 30-х гг. зарождается казах. оперное иск-во. В 1934 постановкой комедии M. О. Ауэзова "Айман-Шолпан" с муз. оформлением (обр. нар. музыки) И. В. Коцыка открыт Казах. муз. т-р (с 1937 - Казахский театр оперы и балета). На сцене т-ра ставится муз. драма Б. Майлина "Шуга" (также нар. музыка в обр. Коцыка). В этих спектаклях впервые выступили певцы К. Байсеитова, К. Джандарбеков, К. Байсеитов, М. Ержанов, режиссёр Ж. Шанин и др. В 1934 поставлена первая казахская опера "Кыз-Жибек" Брусиловского по мотивам одноим. эпоса, затем его же оперы "Жалбыр" (1935) и "Ер-Таргын" ("Храбрый Таргын", 1937). Появились первые национальные балеты "Калкаман и Мамыр" (1938) Великанова и "Коктем" ("Весна", 1940) Надирова. В 30-40-е гг. происходит становление казах. массовой песни и романса, камерно-инстр., симф. и хоровой музыки. Возникли новые исполнительские коллективы при Радиокомитете: симф. оркестр, ансамбль рус. нар. инструментов, хор сов. массовой и нар. песни. Популярность получили песни "Жолдастар" ("Товарищи") Елебаева, "Кзыл кран" ("Красный сокол") и "Казахский вальс" Хамиди. В 1939 создан Союз композиторов Казах. ССР. В 1942 была поставлена опера "Гвардия, алга!" ("Гвардия, вперёд!") Брусиловского, посвящённая героизму сов. народа в борьбе с нем. захватчиками. Значит. этапом для дальнейшего развития казах. музыки стала опера "Абай" Жубанова и Хамиди (пост. 1944), в музыке к-рой использованы мелодии Абая. Тогда же была написана 3-я симфония - "Сары арка" ("Золотая степь") Брусиловского, одно из первых произв. казах. симф. музыки. В 1944 в Алма-Ате открыта первая в Казахстане консерватория (в 1963-72 Ин-т иск-в им. Курмангазы), сыгравшая огромную роль в воспитании нац. кадров музыкантов всех специальностей, а в 1945 при Президиуме Казах. филиала АН СССР организован Сектор искусствоведения, положивший начало изучению истории казах. иск-ва. В 1945 был принят Гос. гимн Казахской ССР (музыка Е. Г. Брусиловского, М. Т. Тулебаева и Л. А. Хамиди, текст А. Мухаметханова, А. Т. Тажибаева и Г. М. Мусрепова).
        Послевоенные годы характеризуются активной деятельностью казах. композиторов, к-рые вступили на путь творческого свободного переинтонирования нар. мелоса, в отличие от песенно-цитатного использования его в предшествующие годы. Среди опер доминируют произв. на темы современности. Это "Амангельды" Брусиловского и Тулебаева (пост. 1945; 2-я ред. 1961), "Тулеген Тохтаров" Жубанова и Хамиди (пост. 1947; 2-я ред. 1963).
        Событием в истории казах. музыки стала пост. в 1946 оперы "Биржан и Сара" Тулебаева о трагич. судьбе нар. композитора Биржана Кожагулова (в музыке оперы претворены мелодии нар. творчества, в т.ч. и Биржана Кожагулова).
Песня Кенена Азербаева "Октябрь". Запись Б. Г. Ерзаковича.
        В 1953 пост. опера "Дударай" Брусиловского, в к-рой массовые нар. сцены являются осн. стержнем драматургич. развития, в 1956 - первая уйгурская опера "Назугум" Кужамьярова. Современности посвящены "Алтын таулар" ("Золотые горы", пост. 1960) Кужамьярова и Тлендиева, первая казах. комич. опера "Айсулу" Мухамеджанова (пост. 1964), "Камар-Сулу" ("Красавица Камар", пост. 1963) Рахмадиева по одноим. роману С. Торайгырова, "Жумбак кыз" ("Загадочная девушка", пост. 1971) Мухамеджанова. К 50-летию Oкт. революции была поставлена опера "Степное зарево" (пост. 1967) Бычкова, Гризбила и Рахмадиева о борьбе за Сов. власть в Семиречье.
        В 50-60-х гг. продолжалось формирование казах. балетного иск-ва. В 1950 был поставлен балет на эпич. сюжет "Камбар и Назым" Великанова, в 1958 - "Дорогой дружбы" ("Джунгарские ворота") Тлендиева и Степанова, в 1966 - "Акканат" и "Хиросима" ("Легенда о белой птице") Жубановой. Пост. балета "Чин-Томур" (1969) Кужамьярова на сказочный сюжет ознаменовала зарождение уйгурского балетного иск-ва. В 1971 поставлен балет "Козы-Корпеш и Баян-Слу" Брусиловского.
        В симф. жанрах написано много произведений, среди значительных - "Казахская симфония" Великанова (1947), поэмы - "Казахстан" Тулебаева (1951), "Джайлауда" Мусина (1948), первая уйгурская симф. поэма "Ризвангуль" Кужамьярова (1950), 4, 5, 6-я ("Курмангазы") и 7-я симфонии Брусиловского, "Буря" Мухамеджанова (1968) - посв. 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, симфония "Жигер" ("Энергия") Жубановой (1971).
        Ряд произв. написан для оркестра нар. инструментов им. Курмангазы, среди них - поэмы "Желдирме" ("Речитатив") Брусиловского, "Родина радости" Мухамеджанова, "Той бастар" ("Открытие торжества") Шабельского и Шаргородского, "Советский Казахстан" Койшибаева.
        Большое развитие в муз. культуре республики получил кантатно-ораториальный жанр. Первая кантата в казах. музыке написана Е. Г. Брусиловским к 30-й годовщине Великого Октября - "Советский Казахстан". Затем появились кантата "Огни коммунизма" Тулебаева (1951), оратории "Заря над степью" (1960), "Ленин" (1969) Жубановой, "Голос веков" Мухамеджанова (1960), "Ода партии" Рахмадиева (1970). Значительны хоровые произв. казах. композиторов: сюиты - "За мир" Байкадамова, "Юность" Тулебаева; хоры - "Одинокий дуб" Жубановой, "Вечер на Балхаше" Рахмадиева, "Песня о партии" Хамиди. Популярностью пользуются песни Н. Тлендиева, Ш. Калдаякова, А. Еспаева, С. Каримбаева. Созданы многочисл. хоровые обработки нар. песен.
        Процесс развития в области камерно-инстр. музыки шёл более медленно, чем в др. жанрах. Среди струн. квартетов - "Песня о жизни" Брусиловского, "В родном колхозе" Кужамьярова (осн. на уйгурском мелосе), для скрипки и фп. - "Импровизация памяти Абая" Великанова, "Вариации" Жубановой, сюита "Бозайгыр", соната для скрипки соло Брусиловского. На формирование и становление казах. сов. музыки значит. влияние оказали рус. музыканты: композиторы - нар. арт. Казах. ССР Е. Г. Брусиловский, засл. деят. иск-в Казах. ССР В. В. Великанов, С. И. Шабельский; муз. этнографы - нар. арт. Казах. ССР А. В. Затаевич; Д. Д. Мацуцин; дирижёры - засл. деят. иск-в Казах. ССР Г. А. Столяров, В. И. Пирадов, Л. М. Шаргородский; хоровые дирижёры - нар. арт. Казах. ССР А. В. Преображенский, Б. В. Лебедев, Е. Е. Виноградова, А. В. Молодов и др.
        Среди деятелей нац. муз. иск-ва: певцы - нар. арт. СССР К. Байсеитова, Р. М. Абдуллин, Р. Т. Багланова, Р. У. Джаманова, Е. Б. Серкебаев, Б. А. Тулегенова, нар. арт. Казах. ССР M. M. Абдуллин, А. Байкадамова, Ш. Бейсекова, Б. Досымжанов, Ж. Елебеков, Р. Есим-жанова, К. Кенжетаев, Г. Курмангалиев, Ж. Омарова, А. Б. Умбетбаев; домбристы - нар. арт. Казах. ССР К. Жантлеуов, Р. Омаров; дирижёры - нар. арт. Казах. ССР Г. Н. Дугашев, Ш. К. Кажгалиев, Ф. Ш. Мансуров, засл. деят. иск-в Казах. ССР Т. О. Османов; музыковеды - музыковед и композитор нар. арт. Казах. ССР А. К. Жубанов; М. М. Ахметова, П. В. Аравин, Г. Н. Бисенова, Л. И. Гончарова, В. П. Дернова, Б. Г. Ерзакович, Н. С. Кетегенова, З. К. Коспаков, К. З. Темирбекова, Б. Г. Гизатов и др.
        В Казах. ССР работают (1974): Казах. хоровая капелла, оркестр нар. инструментов им. Курмангазы, ансамбль песни и танца Казах. ССР, симф. оркестр, камерный оркестр Казах. телевидения и радио, молодёжный эстрадный ансамбль "Гульдер"; Союз композиторов; консерватория им. Курмангазы, несколько пед. институтов и институтов культуры с музыкальными отделениями, 11 муз. уч-щ, 156 детских музыкальных и художественных школ.
        Достижения муз. культуры Казахстана были показаны на Декадах казах. иск-ва и лит-ры в Москве (1936, 1958). В Москве и др. городах проводятся Дни Казах. ССР. Недели и Декады казах. муз. иск-ва прошли в Тат. АССР (1962), Арм. ССР (1968), Узб. ССР (1960, 1971); в 1968 проводилась Неделя казах. иск-ва в Венгрии. В 1973 в Алма-Ате впервые в СССР состоялась 3-я Междунар. муз. трибуна ЮНЕСКО, посв. музыке народов Азии.

Литература: Затаевич А. В., 500 казахских песен и кюев, A.-A., 1931; его же, 1000 песен киргизского (казахского) народа, Оренбург, 1925, 1963; Музыкальная культура Казахстана. Сб. статей и материалов, (A.-A.), 1955; Асафьев Б. В., О казахской народной музыке. Избр. труды, т. V, М., 1957; Гизатов Б., Казахский государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы, A.-A., 1957; Жубанов A., Струны столетий. Очерки о жизни и творческой деятельности казахских народных композиторов, A.-A., 1958; его же, Соловьи столетий, (пер. с казах.), A.-A., 1967; Затаевич А. В., Исследования, воспоминания, письма, документы, А.-А., 1958; Композиторы Советского Казахстана, сб., A.-A., 1958; Канапин А. К., Варшавский Л. И., Искусство Казахстана, А.-А., 1958; Мессман Вл., Возрождение песни, А.-А., 1958; Очерки по истории казахской советской музыки, А.-А., 1962; Беляев В. М., Музыкальная культура Казахстана, в кн.: Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 1, М., 1962; Аравин П., Великий кюйши Даулеткерей, А.-А., 1964; Ерзакович Б. Г., Песенная культура казахского народа, А.-А., 1966; Народная музыка в Казахстане, сб. статей, сост. В. П. Дернова, А.-А., 1967; Ахметова M. M., Песня и современность, А.-А., 1968; История музыки народов СССР, т. 1-5, М., 1970-73; Rсалдин Ж., Эннен-операга, Алматы, 1971; Ахметова М., Ерзакович Б., ЖубановА., Казахская музыка Советской эпохи, А.-А. (на казах. яз.) (в печати).

Б. Г. Ерзакович.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

См. также в других словарях:

Фильмы

  • Вдохновение., 1976 — Фильм о концерте для делегатов 25 съезда КПСС.

Книги