Затакт

Затакт
        (итал. anacrusi, франц. anacrouse, нем. Auftakt, англ. upbeat).
        1) Начало муз. произведения со слабого времени. В простых размерах З. обычно не превышает половины такта. В сложных размерах З. может начинаться и с относительно сильной доли и занимать более половины такта. З. образуется также внутри муз. произведения, перед к.-л. частью или построением, если предшествовавшее ему муз. построение заканчивается на сильном времени этого такта. Образование З. связано с метрич. структурой мелодии, в основе к-рой лежит ямбич. (в широком понимании) стопа, т.е. переход от слабого времени к сильному. Поэтому тактовая черта в такой стопе располагается в середине мотива, перед его сильной долей. Начинающиеся с З. одночастные муз. произв. или части циклич. сочинений обычно завершаются неполным заключит. тактом, к-рый в сумме с З. образует целый такт, уравновешивая этим форму муз. произведения. Традиц. школа теории музыки придерживалась того взгляда, что в основе муз. формы вообще и соединения её элементов в частности лежит хореич. принцип, т.е. переход от сильного времени к слабому. В связи с этим до нач. 19 в. различался короткий и долгий З. Короткий З. считался всего лишь "приставкой" к начальному такту, поэтому произв. с таким З. завершались полным тактом. В случаях же, когда в мелодии имелся долгий З., такой такт рассматривался, как неполный. Обычно для его заполнения принимались специальные меры, напр. расширение начального мотива, сохранение долгого З. только в мелодии при начале сопровождающих голосов с предшествующей сильной доли, иногда - заполнение "недостающей" сильной доли паузой. С нач. 19 в. от такого заполнения отказались. В противовес прежним представлениям Ж. Ж. де Моминьи в 1806 указал на основополагающее значение затактовости при образовании мотивов и построении формы. Его идея была развита представителями функциональной школы во главе с X. Риманом. Последний выдвинул ямбический принцип структуры музыкальной формы, начиная с её первичного эмбриона, отвечающего формуле
        т.е. переходу от слабого времени к сильному. Эта теория верно указала на значение для муз. развития ямбич. импульса, однако она также оказалась односторонней, отвергая наличие интонаций (мотивов) хореич. структуры или допуская их лишь как исключение. В действительности эти два начала в музыке практически равноправны и дополняют друг друга.
        2) Предупредительный жест (взмах; рус. также ауфтакт) дирижёра перед началом исполнения, сосредоточивающий внимание музыкантов; равен одной доле такта. Непосредственно предшествует следующей заполненной музыкой доле, независимо от того, является ли она ударной. В хоровой практике одновременно указывает, что певцы должны произвести вдох перед началом исполнения.

Литература: Способин И., Музыкальная форма, М., 1958, с. 69-72; Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 72-93; Мазель Л. A., Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений, М., 1967, с. 142-44, 158-60, 176- 181; Mоmigny J. J. de, Cours complet d'harmonie et de composition..., v. 1-3, P., 1806; Lussy M., Le rythme musical, P., 1883, 1911; его же, Die Correlation zwischen Takt und Rhythmus, "Vierteljahrschrift fьr Musikwissenschaft", I, 1885; Riemann H., Musikalische Dynamik und Agogik, Heidelberg - St. Petersburg, 1884 (рус. пер. - M., 1892, 1929); его же, System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903.

В. А. Вахромеев.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Затакт" в других словарях:

  • ЗАТАКТ — начало музыкального произведения или его части со слабого времени (слабой доли), образующее неполный Такт. См. Такт …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗАТАКТ — ЗАТАКТ, затакта, муж. (муз.). Одна или несколько нот, стоящие впереди начального такта (см. такт1). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЗАТАКТ — (муз. терм.). Начало напева. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • затакт — сущ., кол во синонимов: 1 • начало (92) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Затакт — Эту страницу предлагается объединить с Ауфтакт. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/27 апреля 2012. Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно). Дата н …   Википедия

  • затакт — а; м. Муз. Неполный такт, с которого начинается музыкальная фраза, мелодия. Сочинение начинается с затакта. ◁ Затактный, ая, ое. З ая нота. * * * затакт начало музыкального произведения или его части со слабого времени (слабой доли), образующее… …   Энциклопедический словарь

  • затакт — один или несколько звуков в начале фразы, которые записываются перед первой тактовой чертой сочинения. Затакт всегда приходится на слабую долю и предшествует сильной доле первого полного такта …   Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

  • ЗАТАКТ — (нем. Auftakt) – неполный такт, начинающий музыкальную пьесу или фразу; так в следующем примере: з м является отдельно стоящая вначале восьмая. В нашем нотном письме принято помещать тактовую черту всегда перед той долею такта, на которую… …   Музыкальный словарь Римана

  • Затакт (значения) — Затакт в музыке Затакт в литературе …   Википедия

  • Затакт — (итал. anacrusi, франц. апасrouse, нем. Auftakt, англ. upbeat)         начало музыкального произведения или какой либо его части (построения) со слабого времени. В начале сочинения З. образует неполный такт (см. Метр). В простых размерах по… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»