Галлуппи Б.

Галлуппи Б.
        (Galuppi; по прозванию Буpанелло, Buranello) Бальдассаре (18 X 1706, остров Бурано, близ Венеции - 3 I 1785, Венеция) - итал. композитор. Занимался в консерватории "Инкурабили" под рук. А. Лотти (композиция). С кон. 20-х гг. его многочисл. оперы ставились в т-рах Венеции, а затем др. итал. городов. В 1741-43 Г. работал как оперный композитор в Лондоне, где его произв. завоевали популярность. С 1748 был помощником капельмейстера, с 1762 до конца жизни (с 3-летним перерывом) - капельмейстером собора св. Марка и директором консерватории "Инкурабили" в Венеции. В 1765- 1768 служил придв. капельмейстером в Петербурге. Помимо руководства придворными спектаклями и концертами, он писал также православную церковную музыку. Его учеником был Д. С. Бортнянский.
        В обширном и разнообразном по характеру творч. наследии Г. осн. место занимает опера. Наибольшее значение имеют его комич. оперы. Плодотворным было 15-летнее сотрудничество Г. с К. Гольдони, на либр. к-рого он написал свои лучшие комич. оперы, в т.ч. "Аркадия" (1749), "Лунный мир" ("Il mondo della luna", 1750), "Деревенский философ" ("Il filosofo di campagna", 1754), "Дьяволица" ("La diavolessa", 1755). Один из крупнейших мастеров итал. оперы-буффа, Г. во многом способствовал формированию этого жанра. Он обогатил выразит. средства и формы оперы-буффа, в частности повысил значение финалов как узловых моментов комедийного действия: утвердил тип "цепного" финала, состоящего из неск. разл. по характеру и темпу эпизодов, объединённых в одно целое.
        Среди опер-сериа Г. выделяются "Покинутая Дидона" ("Didone abbandonata", либр. П. Метастазио, 1741), "Король-пастух" ("Il re pastore", 1758). В опере "Ифигения в Тавриде", написанной для петерб. сцены (либр. М. Кольтеллини, 1768), проявились реформаторские тенденции поздней итал. оперы-сериа; композитор стремится к яркой драм. выразительности музыки. Одной из особенностей оперы является значит. драматургич. роль хора. Г. принадлежат произв. др. жанров. Его клавирные сонаты занимают промежуточное место между старой итал. сонатой сюитного типа и раннеклассич. сонатной формой.

Сочинения: оперы (ок. 100), в т.ч. Верность в непостоянстве, или Друзья-соперники (La fede nell'incostanza, ossia Gli Amici rivali, 1722, Венеция), Доринда (1729, там же), Узнанный Кир (Ciro riconosciuto, 1737, там же), Пенелопа (1741, Лондон), Сципион в Карфагене (1742, там же), Сила любви (La forza d'amore, 1745, Венеция), Антигон (Antigono, 1746, Лондон), Олимпиада (1747, Милан), Мир навыворот, или Женщины командуют (Il mondo alla reversa, ossia Le donne che commandano, 1750, Венеция), Смешные виртуозки (Le virtuose ridicole, по пьесе "Смешные жеманницы" Мольера, 1752, Венеция), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, 1760, Турин), Король на охоте (Il re alla caccia, 1763, Венеция), Служанка ради любви (La serva per amore, 1773, там же); оратории и светские кантаты, в т.ч. Освобождённая добродетель (La virtщ liberata, 1765, Петербург), Союз добродетели и красоты (La pace fra virtu e la bellezza, 1766, там же), Амфион (1780, Венеция); цеpк. музыка - мессы, реквиемы, мотеты и др.; инстр. пpоизв., в т.ч. клавирные сонаты (51); 7 струн. квартетов.

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. II, М.-Л., 1929, с. 122-24; Бёрни Ч., Музыкальные путешествия..., пер. с англ., Л., 1961 (гл. Венеция); Wotquenne A., Baldassare Galuppi. Йtude bibliographique sur ses oeuvres dramatiques, "RMJ", 1899, VI, Brьssel, 1902; Della Corte A., Baldassare Galuppi, profilo critico, Siena, 1948 (Quaderni dell' Accad. Mus. Chigiana, XVIII); Loewenberg A., Annals of opera, Camb., 1943, Gen., 1955; Mooser K. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, t. 2, Gen., 1951.

Ю. В. Келдыш.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Галлуппи Б." в других словарях:

  • Галлуппи Паскуале — Паскуале Галлуппи и «философия опыта» Реальность Я и существование внешнего мира     Паскуале Галлуппи (1770 1846) сделал немало для того, чтобы познакомить итальянцев с европейской философией. Он изучал философию и математику в университете… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Галлуппи Балтазар — см. Галуппи …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Галлуппи Паскаль — (Galluppi, 1770 1846) итальянский философ. Первой работой его по философии был трактат Sull analisi e sulla sintesi (Неаполь, 1807). В главном своем сочинении: Saggio filosofico sulla critica della conoscenza (Неаполь, 1819 32; 1847) он стремился …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — – 1. Введение. В развитии схоластической философии принимали участие итал. ученые с мировым именем – это прежде всего Ансельм Кентерберийский, Бонавентура и Фома Аквинский. Собственно итал. философия начинается с Ренессанса – возрождения греч.… …   Философская энциклопедия

  • Галуппи Бальтазар — Галуппи, Бальтазар композитор (1706 1784), получивший прозвище Буранелло от острова Бурано около Венеции, ученик Лотти. Начал писать оперы (преимущественно комические) с 16 летнего возраста. С 1722 по 1773 г. им было поставлено в Венеции и других …   Биографический словарь

  • Галуппи Паскале — I (Galuppi) итальянский философ (1770 1846). В 1831 г. занял кафедру философии в Неаполе. Главн. труды: Saggio filosofico sulla critica della conoscenza (Мил., 1819 32; 2 е изд., 1847); Elementi di filosofia (4 изд., Неаполь, 1842) и Lettere… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Итальянская литература — I Итальянский язык становится литературным сравнительно поздно (после 1250 г.): другие неолатинские языки обособились раньше почти на два века. Это явление объясняется устойчивостью латинской традиции в Италии. Нигде латынь не была так живуча,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Итальянская музыка — Италия до известной степени считается колыбелью музыкального искусства, многие отрасли которого получили в ней свое первоначальное развитие. Музыка римлян до Р. Хр. сперва находилась под влиянием музыки этрусков. Ей сопровождались драматические… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Итальянская литература — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Итальянская литература  литература на итальянском языке …   Википедия

  • Кроче Бенедетто — Идеализм в Италии до Кроче и Джентиле     Вряд ли случаен тот факт, что именно Неаполь стал в известном смысле колыбелью итальянского идеализма. В Неаполитанском университете преподавали Аугусто Вера (1813 1885) и Бертрандо Спавента (1817 1883),… …   Западная философия от истоков до наших дней


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»