Подвижные средства и комплексы медицинского назначения

Подвижные средства и комплексы медицинского назначения
специально сконструированные виды санитарного транспорта или транспортные средства, приспособленные для оказания медицинской и санитарной помощи, перевозки больных, пострадавших, медицинского персонала и медицинского имущества.
К основным видам подвижных средств и комплексов медицинского назначения относятся: специальный санитарный транспорт службы скорой медицинской помощи; транспортные средства для выездных врачебных бригад, оснащенные укладками с наборами инструментов, приборов и портативного оборудования; специализированные подвижные медицинские кабинеты, лаборатории и специальные установки на шасси различных транспортных средств, предназначенные для оказания квалифицированной лечебно-профилактической помощи и санитарно-эпидемиологических исследований; подвижные комплексы медицинского назначения (системы диспансерного обследования, поликлиники, госпитали).
По видам передвижения различают автомобильный, водный, железнодорожный и воздушный санитарный транспорт. В труднодоступной местности (например, в горных, лесисто-болотистых районах) распространен вьючный и гужевой санитарный транспорт, в котором в качестве тягловой силы используют вьючных животных.
Подвижные средства и комплексы медицинского назначения должны отвечать следующим основным требованиям: оснащенность необходимым оборудованием и медицинским имуществом; удобство погрузки и выгрузки пострадавших и больных, наличие возможности оказания им в случае необходимости медицинской помощи во время транспортировки, размещение эвакуируемых в максимально щадящем положении; обеспечение удобства работы медперсонала в пути.
К автомобильным транспортным средствам (специально сконструированным или приспособленным для перевозки больных, пострадавших и оказания им соответствующей помощи) относятся специальные санитарные автомобили, оборудованные пассажирские автобусы, приспособленные гусеничные и колесные транспортеры, грузовые автомобили. Специальные санитарные автомобили выпускают на базе типовых легковых автомобилей или микроавтобусов. Санитарный легковой автомобиль среднего класса ГАЗ-24-03 «Волга» имеет 4 места для сидения и одно на носилках, специальный кузов с перегородкой между кабиной водителя и санитарным отделением. Санитарный автомобиль УАЗ-452А с высокой проходимостью в условиях сельской местности рассчитан на перевозку 4 чел. на носилках и дополнительно 3 чел. сидя или 2 чел. на носилках и 7 чел. сидя. Он имеет вагонный кузов, санитарное отделение оборудовано носилками, откидными сиденьями, ящиком для укладки предметов для ухода за больными. Автомобиль скорой медицинской помощи РАФ-22031 «Латвия» обладает улучшенными ходовыми и эксплуатационными качествами. Он имеет 2 носилочных места и 4 места для сидения. Оборудование медицинского салона включает: погрузочное устройство с носилками, подвесные носилки, шкаф, подкладной щит, аппарат для искусственного дыхания, кислородный ингалятор, наркозный аппарат, медицинский набор, комплект иммобилизационных шин. Предусмотрены места установки и крепления дефибриллятора, электрокардиостимулятора, переносного хирургического электроотсоса, аппарата для искусственной вентиляции легких, баллонов для кислорода и закиси азота, электрокардиографа, кардиоскопа.
Совместно с акционерным обществом «Тампо» успешно осуществляется разработка и производство высококачественных модернизированных машин скорой помощи. Разработаны акушерско-гинекологическая, кардиологическая, травматологическая специализированные машины скорой помощи на базе УАЗ и микроавтобуса РАФ (рис. 1, 2, 3).
Для службы крови выпускаются автомобиль для централизованной перевозки крови РАФ-22035 «Латвия», передвижной пункт забора крови ППЗК модели 3928 (на базе автобуса ПАЗ-672), передвижной пункт забора крови модели 3924 (на двух шасси ГАЗ-66-01 с прицепом-электростанцией модели 8901).
С целью приближения лечебной и консультативно-диагностической помощи используют врачебные амбулатории, клинико-диагностические лаборатории, специализированные кабинеты, смонтированные на шасси автомобильных транспортных средств. Так, передвижная врачебная амбулатория АВП модели 3923 (на двух шасси ГАЗ-66-01 и с прицепом 8901) имеет терапевтический кабинет с прицепом-электростанцией и хирургический кабинет. Оборудование амбулатории предусматривает оказание терапевтической, хирургической, педиатрической, акушерско-гинекологической помощи, а также проведение ряда клинико-диагностических исследований. Передвижной стоматологический комплекс модели 2001 (на шасси ГАЗ-66-01) имеет прицеп-электростанцию. Оборудование комплекса позволяет осуществлять санирование больных.
Санитарно-бактериологическая лаборатория ЛСБА-1 на автомобиле ГАЗ-66 предназначена для проведения санитарно-гигиенических и бактериологических исследований на месте, а также для взятия проб материала на исследование его в стационарных условиях. В лаборатории могут выполняться следующие виды работ: эпидемиологическое обследование очагов инфекционных болезней и участие в проведении оздоровительных мероприятий; санитарно-гигиенический лабораторный контроль по коммунальной гигиене, гигиене труда, гигиене питания, гигиене детей и подростков; отбор и доставка материала в стационарные лаборатории СЭС для дальнейших исследований; первичный посев и люминесцентный анализ материала при бактериологических исследованиях.
Санитарно-бактериологическая лаборатория на автомобиле ЛСБА-1 позволяет осуществлять исследования пищевых продуктов, воды, воздуха, бактериологические исследования (на яйца гельминтов, малярию и простейшие кишечника), а также дозиметрические и радиометрические измерения.
К автомобильному санитарному транспорту относятся также подвижные средства, используемые для монтажа, наладки и технического обслуживания медицинской техники, а также для доставки специалистов с оборудованием, приборами и запасными частями в учреждения здравоохранения (автомобиль медицинской службы АМС-З, автомобиль медицинской службы типа АМС-5 на шасси КАвЗ-685 и др.).
Водный санитарной транспорт включает специально построенные санитарные средства или приспособленные для оказания медицинской помощи, перевозки больных, пострадавших по водным путям. Различают постоянные и временные, морские и речные транспортные средства. К постоянно действующим относятся специально построенные санитарные транспортные суда, к временным — вспомогательные суда ВМФ, которые приданы медицинской службе на незначительный срок.
Примером использования речных судов для размещения в них комплексов медицинского назначения может быть мобильный автоматизированный кардиологический диспансер (МАКД), функционирующий в Томской области. Одно из его структурных подразделений — мобильный консультативно-диагностический комплекс (МКДК) расположен на судне типа ОМ проекта 780. Данный тип речных судов по своим техническим данным, эксплуатационным качествам и полезным площадям является наиболее пригодным для реконструкции в транспортное средство медицинского назначения. После реконструкции пассажирского судна планировка палуб теплохода «Кардиолог» имеет кабинетную систему (рис. 4).
В составе транспортных средств МАКД используется катер-амфибия на воздушной подушке «Пума». Технические характеристики «Пумы» позволяют взять на борт кардиологическую бригаду (3—4 чел.) и комплекс оборудования для развертывания и проведения кардиологического обследования в удаленных и труднодоступных населенных пунктах практически в любое время года. Благодаря высоким эксплуатационным качествам катер может передвигаться по мелководью, болотам, снегу, по твердому и плавающему льду, а также в ледяной шуге. Катер-амфибия работает как в комплексе с теплоходом «Кардиолог», так и в автономном режиме в качестве специализированного транспортного средства мобильной кардиологической бригады. Для этих целей могут быть использованы также маломерные суда типа «Прогресс».
Железнодорожный санитарный транспорт — специальные или приспособленные железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки раненых, больных и обеспечения медпомощи. Этим целям служат военно-санитарные поезда и военно-санитарные летучки, которые являются подвижными учреждениями военно-медицинской службы, На базе ж.-д. вагонов создаются флюоровагоны, вагоны-амбулатории, предназначенные для медицинского обеспечения железнодорожников и членов их семей на отдаленных станциях, разъездах и остановочных пунктах.
Воздушный санитарный транспорт — самолеты (вертолеты) гражданской и военно-транспортной авиации, специально оборудованные для эвакуации пострадавших и больных, перевозки медработников с целью оказания специализированной и консультативной помощи тяжелобольным, а также срочной доставки медикаментов. крови, медицинского имущества и др. Использование этого вида транспорта для нужд медицинских службы позволяет расширить перечень медицинских показаний к эвакуации пострадавших и больных и значительно сократить сроки доставки их в лечебные учреждения, расположенные на большом расстоянии от места погрузки. Для медицинской эвакуации используются переоборудованные пассажирские, военно-транспортные самолеты и вертолеты. В зависимости от типа самолета (вертолета) перечень показаний и противопоказаний к транспортировке больных весьма различен. Это связано с влиянием на организм больного неблагоприятных факторов полета, степень выраженности которых зависит от летно-технических характеристик самолетов (вертолетов) и особенностей их кабин (салонов).
На современном этапе подвижные средства и комплексы медицинского назначения играют значительную роль в приближении первичной медико-санитарной помощи (Первичная медико-санитарная помощь) и специализированной помощи к населению, проживающему в районах с большим радиусом обслуживания и неудовлетворительными транспортно-коммуникационными связями (работники отгонного животноводства, нефте- и лесодобывающей промышленности и другие контингенты, находящиеся в особых производственных условиях).
Подвижные средства и комплексы военно-медицинского назначения сконструированы с учетом особенностей эвакуации пораженных и больных в условиях войны. Они имеются в войсковых подразделениях, а также в подразделениях, частях и учреждениях медицинской службы, кроме того, содержатся в специальных формированиях (автомобильные санитарные роты, автомобильные санитарные батальоны, части санитарной авиации), а также представлены военно-санитарными поездами, военно-санитарными летучками, санитарными судами.
При создании подвижных средств и комплексов медицинского назначения учитываются особенности их медико-тактического использования на различных театрах военных действий при медицинском обеспечении всех видов боевых действий войск и ВМФ. Они должны обеспечивать удобства при погрузке и разгрузке эвакуированных, обладать большой вместимостью, иметь хорошую амортизацию, герметичность салона, высокую проходимость. Для автомобильного транспорта разрабатываются фильтровентиляционные установки, позволяющие проводить эвакуацию в условиях местности, зараженной РВ, ОВ и БС. Некоторые виды транспортных средств имеют подразделения для оказания медицинской помощи или оборудование (модули) для проведения реанимационных мероприятий в ходе медициинской эвакуации.
Из автомобильных средств для розыска, сбора и эвакуации раненых с поля боя (из очагов массовых потерь) используют автомобили-транспортеры и гусеничные транспортеры. Автомобиль-транспортер ЛУАЗ-967М рассчитан на эвакуацию по пересеченной местности, в тяжелых дорожных условиях, способен преодолевать небольшие водоемы на плаву. Эваковместимость его — 2 чел. Гусеничный транспортер (ГТ-СМ, ГТ-МУ) предназначен для эвакуации пораженных с поля боя и из очагов массовых санитарных потерь в северных регионах, в различных дорожных условиях. Эваковместимость его — 4 чел. на носилках, 10 чел. — только сидя.
Транспортный автомобиль УАЗ-452А используется для перевозки пораженных в войсковом районе с постов санитарного транспорта, из укрупненных «гнезд раненых», из медпункта батальона в медпункт полка и далее в омедб. Эваковместимость — 4 чел. на носилках и 1 чел. сидя; только сидя — 7 чел.
Санитарный автомобиль АС-66 предназначен для перевозки пораженных (больных) в войсковом и армейском тыловых районах. Эваковместимость — 9 чел. на носилках и 4 чел. сидя; только сидя 15 чел. В кузове смонтированы подпружинные кронштейны и подвесные ремни для носилок, сидения, ящики для медицинского имущества (медицинские войсковые сумки, кислородные ингаляторы и др.), бачок для воды. Носилки с пораженными устанавливают в 3 ряда и в 3 яруса.
Автобус на шасси автомобиля КамАЗ-4310 предназначен для медицинской эвакуации пораженных и больных в войсковом, армейском и фронтовом тыловых районах. Эваковместимость —18 чел. на носилках; только сидя — 22 чел. В кузове смонтированы две секции оборудования для размещения и плавной перевозки пораженных. В каждой секции по 9 носилок, установленных в 3 ряда и в 3 яруса. Система амортизаторов обеспечивает повышенную плавность перевозки. Автомобиль оборудован приспособлением для механической погрузки (выгрузки) пораженных с земли и внутри кузова, оснащен медицинским имуществом и предметами ухода за ранеными.
Автомобильный санитарный транспорт имеется в штатах медицинских подразделений, частей и учреждений, а также специальных эвако-транспортных формирований медицинской службы. Для медицинской эвакуации могут использоваться пассажирские автобусы КАвЗ-685, ПАЗ-672, ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-4202, ЛиАЗ-677, а также грузовые автомобили. При переоборудовании автобусов для эвакуации тяжелопораженных применяют типовое санитарное оборудование (ТСО), для переоборудования грузовых автомобилей — универсальное санитарное приспособление для грузовых автомобилей (УСП-Г),
Авиационный санитарный транспорт — самолеты и вертолеты различных типов, в основном такие же, как и в гражданской санитарной авиации. Использование авиационного транспорта военно-медицинской службой позволяет расширить перечень медицинских показаний к эвакуации пораженных и больных, обеспечить щадящую транспортировку и значительно сократить сроки доставки их на этапы медицинской эвакуации. В настоящее время имеются условия для оказания первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи пораженным во время эвакуации авиационным транспортом. С этой целью создаются специальные самолеты или модули для установки их на самолетах различных типов, в которых развертываются операционные, противошоковые.
Реанимационно-операционный самолет Ан-26м «Спасатель» предназначен для оказания квалифицированной медицинской помощи по жизненным показаниям на земле и в полете. В нем имеются операционная, палата интенсивной терапии. Самолет оснащен наркозно-дыхательными аппаратами, кардиографом, кардио-стимулятором, кардиосигнализатором, дефибриллятором и другими аппаратами и оборудованием. Эваковместимость на функциональных кроватях — 4 чел.
Медицинский вертолет Ми-8МБ предназначен для эвакуации пораженных и больных с оказанием им первой врачебной помощи по жизненным показаниям. Он оснащен аппаратами искусственной вентиляции легких, наркозным аппаратом, электрокардиографом, кардиостимулятором и др. Эваковместимость — 4 чел.
Для медицинской эвакуации могут применяться переоборудованные самолеты военно-транспортной авиации (Ан-12, Ан-26, Ан-22, Ил-76) и пассажирские самолеты (Як-40, Ил-18, Ту-134, Ту-154 и др.), а также вертолеты (Ми-2, Ми-4, Ка-26, Ми-8). Транспортные и пассажирские самолеты (вертолеты) переоборудуют для эвакуации пораженных путем установки санитарно-транспортного и санитарно-хозяйственного оборудования и оснащения. Для сопровождающего медперсонала предусмотрены медицинские столики, на самолетах большой вместимости — перевязочный стол.
Железнодорожный санитарный транспорт представлен военно-санитарными поездами (ВСП) и военными санитарными летучками (ВСЛ). ВСП предназначен для эвакуации пораженных и больных во фронтовом тыловом районе и в тылу страны с продолжением лечения в пути следования. ВСП формируются в основном на базе цельнометаллических вагонов. В составе ВСП имеются вагоны для оказания медицинской помощи пораженным и больным, их лечения, обеспечения и обслуживания (вагон-аптека-перевязочная, вагон-изолятор, вагон-электростанция-прачечная, вагон-кухня и др.), а также для размещения пораженных и личного состава поезда (вагон для тяжелопораженных, вагон для легкопораженных, вагон-штаб-канцелярия, вагон для команды и др.). В вагоне-аптеке-перевязочной оборудуют следующие отделения: операционно-перевязочное, предоперационно-перевязочное, аптека, дистилляторное для хранения медикаментов и перевязочного материала. В вагоне-изоляторе оборудуются два отделения для инфекционных больных и два хозяйственных отделения. В каждом инфекционном отделении оборудуется медицинский пост. В одном из вагонов для тяжелораненых имеется перевязочное отделение. ВСП оснащен комплектами медицинского имущества, физиотерапевтической аппаратурой, оборудованием для лабораторных исследований. Наличие в штате поезда врачей-специалистов позволяет оказывать медицинскую помощь и осуществлять лечение пораженных в процессе медициснкой эвакуации. Эваковместимость ВСП — около 500 чел. ВСЛ предназначена для эвакуации пораженных и больных в армейском и фронтовых районах с оказанием им необходимой медицинской помощи в пути следования. Она формируется из грузовых крытых вагонов с деревянными кузовами. Каждый вагон для тяжелопораженных оборудован комплектом устройства для установки санитарных носилок. Вагоны для легкопораженных и изолятор оснащаются так же, как для обычных воинских людских перевозок, с дополнительным санитарно-хозяйственным оборудованием. Кроме вагонов для перевозки пораженных имеются два вагона: аптека-перевязочная, изолятор для инфекционных больных, кухня, склад санитарно-хозяйственного имущества с электростанцией, вещевой и продовольственный склад. Эваковместимость ВСЛ — около 900 чел.
Речные средства медицинской эвакуации представлены санитарно-транспортными судами (переоборудованные теплоходы туристско-экскурсионного назначения). Оборудованием для размещения раненых служат диваны пассажирских кают; армейские кровати, установленные в два яруса; стойки и ремни для подвески санитарных носилок в 3 яруса. Основными функциональными медицинскими подразделениями являются: операционно-перевязочный блок, аптека, медицинское отделение, пункт медицинской обработки и др. Эваковместимость — около 500 чел., из них 350 на носилках. К речным средствам медицинской эвакуации относятся и санитарно-эвакуационные суда (переоборудованные пассажирские теплоходы, предназначенные для внутригородских, пригородных и местных линий). Санитарное оборудование для размещения пораженных составляют стойки и ремни, на которых подвешиваются санитарные носилки, изготовленные по индивидуальным проектам. Эваковместимость в зависимости от типа судна составляет от 30 до 220 чел.
Для проведения медицинской эвакуации на флоте используются специальные эвакуационные транспортные средства: госпитальные суда, санитарные транспорты, санитарно-транспортные суда, санитарные катера, боевые корабли и суда обеспечения ВМФ, суда морского и торгового флота и др.
Тактика использования военно-санитарного транспорта определяется планом медицинского обеспечения боя (операции), военно-географическими особенностями театра военных действий, состоянием и протяженностью путей эвакуации и др.
Рис. 3б). Устройство салона автомобиля скорой помощи на базе микроавтобуса РАФ
Рис. 3б). Устройство салона автомобиля скорой помощи на базе микроавтобуса РАФ.
Рис. 2б). Устройство салона автомобиля скорой помощи на базе УАЗа
Рис. 2б). Устройство салона автомобиля скорой помощи на базе УАЗа.
Рис. 1б). Устройство салона автомобиля скорой помощи «Тампо-Волга»
Рис. 1б). Устройство салона автомобиля скорой помощи «Тампо-Волга».
Рис. 2а). Внешний <a href=вид автомобиля скорой помощи на базе УАЗа">
Рис. 2а). Внешний вид автомобиля скорой помощи на базе УАЗа.
Рис. 4. Планировка палуб теплохода «Кардиолог»: 1 — рентгеновская лаборатория; 2 — раздевалка; 3 — камбуз; 4 — кают-компания; 5 — кабинет функциональной диагностики; 6 — <a href=регистратура; 7 — кабинет флюорографии; 8 — зал интервьюирования; 9 — кабинет офтальмолога; 10 — кабинет кардиолога; 11 — одно- и двухместные каюты; 12 — кабинет невропатолога">
Рис. 4. Планировка палуб теплохода «Кардиолог»: 1 — рентгеновская лаборатория; 2 — раздевалка; 3 — камбуз; 4 — кают-компания; 5 — кабинет функциональной диагностики; 6 — регистратура; 7 — кабинет флюорографии; 8 — зал интервьюирования; 9 — кабинет офтальмолога; 10 — кабинет кардиолога; 11 — одно- и двухместные каюты; 12 — кабинет невропатолога.
Рис. 1а). Внешний вид автомобиля скорой помощи «Тампо-Волга»
Рис. 1а). Внешний вид автомобиля скорой помощи «Тампо-Волга».
Рис. 3а). Внешний вид автомобиля скорой помощи на базе микроавтобуса РАФ
Рис. 3а). Внешний вид автомобиля скорой помощи на базе микроавтобуса РАФ.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»