Булгаков это:

Булгаков
Булгаков

       
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891–) — беллетрист и драматург. Родился в Киеве. В 1916 окончил медицинский факультет Киевского университета. Начал писать в 1919. Печатал в провинциальной прессе статьи, фельетоны, поставил на провинциальной сцене три пьесы, никогда не опубликованные, и рукописи к-рых впоследствии были им уничтожены. С 1921 живет в Москве, где первое время работал репортером и фельетонистом в ряде газет, сотрудничал в берлинской сменовеховской газете «Накануне». С 1923 отдается целиком литературе. Б. стал популярен своей драмой «Дни Турбиных», комедией «Зойкина квартира» и сборником юмористических рассказов «Диаволиада». Ранее он опубликовал свой единственный роман — «Белая гвардия». Роман рисует жизнь белогвардейцев — семьи Турбиных, в Киеве за период — лето 1918 — зима 1919 (немецкая оккупация, гетманщина, петлюровская директория) до занятия Киева Красной армией в начале 1919. Опыт этого года убедил автора в том, что гибель его класса неизбежна и вполне заслуженна. Булгаков эту свою идейную установку дает в эпиграфе к роману: «и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими». Погибающие классы ненавидят свой восставший народ, трусливо прячутся за спину немецкого империалистического насильника и злорадствуют при виде жестокой расправы немецких юнкеров над украинской деревней. Героически, с великой жертвенностью борются против своих и чужеземных насильников лишь украинский крестьянин, русский рабочий — народ, к-рый «белые» ненавидят и презирают. «Когда немцы были побеждены», — рассказывает Б., — бежавшие из Москвы в Киев помещики и фабриканты «поняли, что судьба их связана с побежденными. „Немцы побеждены“, — сказали гады. „Мы побеждены“, — сказали умные гады». Признание советской власти неизбежно. Б. вошел в литературу с сознанием гибели своего класса и необходимости приспособления к новой жизни. Б. приходит к выводу: «Все, что ни происходит, происходит всегда так, как нужно и только к лучшему». Этот фатализм — оправдание для тех, кто сменил вехи. Их отказ от прошлого не трусость и предательство. Он диктуется неумолимыми уроками истории. Примирение с революцией было предательством по отношению к прошлому гибнущего класса. Примирение с большевизмом интеллигенции, к-рая в прошлом была не только происхождением, но и идейно связана с побежденными классами, заявления этой интеллигенции не только об ее лойяльности, но и об ее готовности строить вместе с большевиками — могло быть истолковано как подхалимство. Романом «Белая гвардия» Б. отверг это обвинение белоэмигрантов и заявил: смена вех не капитуляция перед физическим победителем, а признание моральной справедливости победителей. Роман «Белая гвардия» для Б. не только примирение с действительностью, но и самооправдание. Примирение вынужденное. Б. пришел к нему через жестокое поражение своего класса.
       Поэтому нет радости от сознания, что гады побеждены, нет веры в творчество победившего народа. Это определило его художественное восприятие победителя. Новая действительность — «Диаволиада», как озаглавлена его книга рассказов. Советская государственная машина эпохи военного коммунизма — «Диаволиада», новый быт — «грязь и гадость такая, о к-рых Гоголь даже понятия не имел» («Похождения Чичикова»), народ — «ведьмы», к-рые разрушают созданные буржуазией ценности («Дом Эльпит — Раб. коммуна»), новый боец — китаец, к-рый примечателен тем, что он научился по-русски ругаться («Китайская история»), все творчество революции — «роковые яйца», из к-рых выходят огромных размеров гады, грозящие погубить всю страну. Б. принял победу народа не с радостью, а с великой болью покорности. Б. жаждет компенсировать свой класс за его социальное поражение моральной победой, «диаволизируя» революционную новь. Стремлением к такой моральной компенсации определяется последний период творчества Б. Сейчас не надо больше оправдываться за свое сменовеховство, за приспособление к новой жизни: это пройденный этап. Сейчас уже прошел также момент раздумья и раскаяния за грехи класса. Б., наоборот, пользуясь затруднениями революции, пытается углубить идеологическое наступление на победителя. Он еще раз переоценивает кризис и гибель своего класса и пытается его реабилитировать. Б. перерабатывает свой роман «Белая гвардия» в драму «Дни Турбиных». Две фигуры романа — полковник Малышев и врач Турбин — соединены в образе полковника Алексея Турбина.
       В романе полковник предает коллектив и сам спасается, а врач погибает не как герой, а как жертва. В драме — врач и полковник слиты в Алексее Турбине, гибель к-рого — апофеоз белого героизма. В романе крестьяне и рабочие учат немцев уважать их страну. Месть крестьян и рабочих немецким и гетманским поработителям Булгаков оценивает как справедливый приговор судьбы «гадам». В драме народ — одна лишь дикая петлюровская банда. В романе — культура белых — ресторанная жизнь «закокаиненных проституток», море грязи, в котором тонут цветы Турбиных. В драме — красота цветов Турбиных — сущность прошлого и символ погибающей жизни.
       Задача автора — моральная реабилитация прошлого в драме — подчеркивается одновременно написанной им советской комедией «Зойкина квартира». Драма — последние «Дни Турбиных», трагически погибающих под звуки «вечного Фауста». Комедия — притон, где ответственные советские люди проводят свои пьяные ночи.
       Б. не сумел ни оценить гибели старого, ни понять строительства нового. Его частые идейные переоценки не стали поэтому источником большого художественного творчества. Роман «Белая гвардия» в значительной своей части беллетристическая публицистика талантливого журналиста. Собственно художественные страницы романа написаны в манере старых дворянских романов, что выдает эпигонство Б. Изображение советской действительности дано приемами юмористического рассказа, и это не скорбный юмор скорби «униженных и оскорбленных», а юмор довольно дешевого газетчика.
       Последняя драма Б. «Бег», живописующая эмиграцию, продолжает тенденции «Дней Турбиных». Весь творческий путь Б. — путь классово-враждебного советской действительности человека. Б. — типичный выразитель тенденций «внутренней эмиграции».

Библиография:

I. Белая гвардия, журн. «Россия», 1925. кн. 4 и 5; Диаволиада, Рассказы, изд. «Недра», М., 1925;
       

II. Переверзев В., Новинки беллетристики, «Печать и революция», кн. 5, М., 1924; Лиров М., «Печать и революция», кн. 5–6, М., 1925; Осинский Н., Литературные заметки, «Правда», № 170, М., 1925.
       

III. Писатели современной эпохи, т. I, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Булга́ков
Михаил Афанасьевич (1891, Киев – 1940, Москва), русский прозаик, драматург. Родился в многодетной семье преподавателя Киевской духовной академии, получил прекрасное домашнее образование. С отличием окончил медицинский ф-т Киевского ун-та (1916). Во время 1-й мировой войны работал хирургом на фронте и в госпиталях прифронтовой полосы. С осени 1916 г. – земский врач в с. Никольском Смоленской губ., с этим временем связаны первые литературные опыты. В 1918 г. вернулся в Киев, последовательно призывался военврачом в красные, белые, петлюровские части. Впечатления от этих событий лягут в основу рассказов «Красная корона» (1922), «Необыкновенные приключения доктора» (1922), «Китайская история» (1923), «Налёт» (1923), романа «Белая гвардия» (1923—25), пьесы «Дни Турбиных» (1925—28). Революция, Гражданская война вызвали у Булгакова самые противоречивые чувства, главным из которых был протест против соучастия в жестокостях и преступлениях как Красной армии, так и белой. Обращение к литературному творчеству было не только внешней причиной отказа от участия в войне, Булгаков остро чувствовал желание служить своему народу, излечивая души людей. Литературный дебют Булгакова относится к 1919 г., когда в газете «Грозный» (Владикавказ) была опубл. его статья «Грядущие перспективы». Осенью 1921 г. писатель переехал в Москву.

М. А. Булгаков
М. А. Булгаков

 
Проза Булгакова многообразна по жанру и тематике. Он писал романы, повести, рассказы, пьесы, фельетоны: роман «Мастер и Маргарита» (1929—40), принесший ему мировую посмертную славу, «Белая гвардия» (и созданная на его основе пьеса «Дни Турбиных»), «Жизнь господина де Мольера» (1932—33, опубл. в 1962), «Театральный роман» (1937, опубл. в 1965), пьесы «Багровый остров» (1928), «Адам и Ева» (1931, опубл. в 1987), «Блаженство» (1934, опубл. в 1966), «Иван Васильевич» (1935, опубл. в 1965), «Кабала святош» (1929), «Александр Пушкин» (второе название «Последние дни», 1934—35, опубл. в 1955).
«Вслушивание в современность» легло в основу ранней автобиографической прозы, рассказов писателя, вошедших в цикл «Записки на манжетах» (1922), в сборник рассказов «Дьяволиада» (1925). Булгаков верил в будущее России, с горечью отмечал отрицательные явления, которые породили новые общественные отношения. В повести «Роковые яйца» (1924) писатель предупреждает о возможности трагедии, которой может обернуться открытие мирового масштаба в руках полуграмотных, самоуверенных людей, новой бюрократии. Речь в повести, как и в «Собачьем сердце», идёт и об этичности науки, ответственности учёного за свои открытия. Повесть «Собачье сердце» была написана в январе – марте 1925 г. (опубл. в 1987). После того как Булгаков прочитал её в одном литературном кружке, представителями ОГПУ на его квартире был произведён обыск и изъяты рукописи самой повести и три тетради дневников. Прошло много лет, прежде чем повесть была восстановлена по чудом сохранившейся рукописи.
В пьесе «Бег» (1928), как и в большинстве произведений Булгакова, отразились настроения, вызванные его пребыванием на фронте, работой в полевых госпиталях. В ней говорится о первой в истории России массовой потере Родины людьми, вовлечёнными в водоворот революции и Гражданской войны. Главрепертком дважды запрещал постановку пьесы во МХАТе, не помогла и поддержка М. Горького, присутствовавшего на её чтении в театре. Специальная комиссия Политбюро, куда вошли К. Е. Ворошилов и Л. М. Каганович, вынесла решение «о нецелесообразности постановки пьесы в театре». Так же трагически складывалась судьба пьесы «Дни Турбиных», в центре которой одна из важнейших проблем времени – судьбы «новой интеллигенции», которую писатель считал одной из главных сил, способных возродить Россию. Нападки критики приняли к концу 1920-х гг. небывалый размах, со сцены были сняты все пьесы: «Дни Турбиных», пьеса-памфлет «Багровый остров» (1928), бытовая комедия «Зойкина квартира» (1926). После 1927 г. при жизни писателя на родине не было опубликовано ни одно его произведение. Попав в отчаянное положение, пережив хулу, запрет к изданию, к постановке пьес, оставшись без средств к существованию, Булгаков в письме правительству от 28 марта 1930 г. вынужден выплеснуть своё отчаяние, боль и просить о работе.
Делом жизни писателя был роман «Мастер и Маргарита», который Булгаков начал писать в мае 1929 г. и закончил в 1940 г. Впервые роман был напечатан с некоторыми сокращениями в журнале «Москва» (1966, № 11; 1967, № 1). Автор, о творчестве которого при жизни появилось столько отрицательных рецензий и статей, через четверть века после смерти сделался любимым писателем не только у себя на родине, но и за рубежом. Роман «Мастер и Маргарита» вобрал в себя темы, мотивы, которые разрабатывались писателем во всех созданных ранее произведениях. В нём в полной мере определился талант писателя-гуманиста. В романе есть страницы, представляющие собой вершину булгаковской сатиры, фантастики и его строгой реалистической прозы. Главную идею романа сформулировал литературовед и критик И. Виноградов в статье «Завещание мастера»: «Это тема общей человеческой ответственности за судьбу добра, красоты, истины в человеческом мире».

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Смотреть что такое "Булгаков" в других словарях:

  • БУЛГАКОВ —         Сергей Николаевич (16. 6. 1871, Лив ны, 13.7.1944, Париж), рус. релит, философ и богослов, экономист. Род. в семье священника. Окончил юридич. факультет Моск. университета (1894). Проф. политэкономии в Киеве (1901 06) н Москве (1906 18).… …   Философская энциклопедия

  • БУЛГАКОВ —         Сергей Николаевич (1871 1944) обществ. деятель, философ, богослов, экономист. Образование получил в Ливенском духовном училище. Орловской духовной семинарии, Елецкой гимназии и на юрид. ф те Моск. ун та, к рый окончил в 1896. В 1901 06… …   Энциклопедия культурологии

  • Булгаков — БУЛГАНИН Булгак беспокойный, суматошный. Весьма распространенное в старину нецерковное имя. В старинных грамотах находим сотни лиц по имени Булгак. Любопытно, что у некоего Василия Бессоньева, жившего в середине XVI века, было четыре сына,… …   Русские фамилии

  • БУЛГАКОВ — Михаил Афанасьевич (1891 1940), русский писатель. В романе Белая гвардия (1925 27), пьесах Дни Турбиных (поставлена в 1926), Бег (1926 28, поставлена 1957) в переплетении драматических коллизий Гражданской войны, судеб белого движения и эмиграции …   Современная энциклопедия

  • Булгаков — Сергей Николаевич (1871 1944). Русский экономист, философ, теолог, один из авторов сборника Вехи . Был приват доцентом Московского Университета по кафедре политической экономии и профессором Московского Технического училища. В 90 х гг. XIX в. был …   1000 биографий

  • БУЛГАКОВ — Сергей Николаевич (1871 1944) русский религиозный философ, богослов, экономист. Окончил юридический факультет Московского университета (1896). Профессор политэкономии в Киеве (1901 1906) и Москве (1906 1918). Депутат Второй государственной думы.… …   Новейший философский словарь

  • Булгаков — Булгаков  русская фамилия. Содержание 1 Происхождение фамилии 2 Известные носители 3 Населённые пункты …   Википедия

  • БУЛГАКОВ — 1. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891 1940), русский писатель. Цикл Записки юного врача (1925 1926) отразил опыт Булгакова провинциального начинающего врача. В романе Белая гвардия (1925 27), пьесах Дни Турбиных (пост. в 1926), Бег (1926 28, пост …   Русская история

  • БУЛГАКОВ — А. И. Булгаков. Фотография. Нач. ХХ в. А. И. Булгаков. Фотография. Нач. ХХ в. Афанасий Иванович (17.04.1859, Орёл 14.03.1907, Киев), богослов, церковный историк. Отец писателя М. А. Булгакова. Из семьи священника. Окончил Орловское ДУ (1876),… …   Православная энциклопедия

  • Булгаков — I Булгаков         Александр Александрович [р. 6(19).3.1907, Харьков], советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1937. Родился в семье рабочего. В 1939 окончил Харьковский вечерний электротехнический институт, в 1939 42 работал… …   Большая советская энциклопедия



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»