- Мистерия
- Мистерия
-
МИСТЕРИЯ. — Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма постепенно изменяет свой характер строго церковного обряда, вводя в свое содержание элементы нецерковного характера. Это относится не только к мираклям, но и к библейским драмам. Так, в драме о 10 девах („Sponsus“ жених) девы торгуются с продавцом масла, вступая с ним в пререкания. В «Страстях Господних» Иуда пересчитывает сребреники и перевешивает их; ему же предлагают купить веревку, на которой он должен удавиться. Эти вводные сцены юмористически-бытового характера неудобны были для церкви, как дома молитвы. Поэтому некоторые литургические драмы стали разыгрываться сначала на паперти, а потом в церковной ограде. Эта оторванность их от церковного богослужения дала возможность им развиваться, согласно вкусам времени, и переходить из литургической драмы в мистерию. Вкусы же того времени, с XIII по XVI век, требовали изображения отдаленных библейских событий в духе текущей современности. И, действительно, обращая внимание на характер голландской живописи, мы замечаем, что все библейские события изображались в голландской обстановке. И в мистерии происходит то же самое. В литургической драме современное освещение деталей носило случайный характер, и оно касалось изображения действий отрицательных типов — Иуды, Ирода, братьев Иосифа и т. п. Мистерия же, будучи верна библейскому тексту в изображении фактов, характеры действующих лиц делает национальными. Так, Иосиф в английской мистерии становится типичным англичанином. Он, узнавши о новом налоге, связанном с переписью, возмущается этим, но как лойяльный гражданин, ведет на веревке для продажи быка. В германских мистериях в сильной степени проглядывает антисемитизм. Издевательство над евреями доходило до того, что в качестве отрицательных действующих лиц выводились евреи с их подлинными фамилиями. Царь Ирод изображался в магометанской одежде и клялся именем Магомета. Для того, чтобы бытовую жизнь представить более полною и наглядною, вводились эпизодические лица. В английской мистерии «Пророки» рождественский пастух Мак во время сна своих товарищей крадет барана. Прочие пастухи идут к нему в дом с обыском. Жена пастуха прячет барана в детскую колыбельку под видом будто бы только что родившегося у ней ребенка. Во время обыска завязывается диалог пастухов с нею. Этими добавлениями в особенности изобиловали миракли, мистерии из жизни святых. Все это увеличивало объем мистерий и препятствовало исполнению их в церкви уже по одной этой причине.Объем мистерий с другой стороны расширялся еще и потому, что одновременно с указанными добавлениями шла циклизация отдельных литургических драм в одно целое. Из церковного обряда «Пророки» выделялись для обособления литургические драмы о Моисее, Исайи, Давиде, Аврааме, Адаме и т. п. Эти развившиеся драмы посредством указанных добавлений снова соединялись. Таким образом произошла мистерия об Адаме и Еве. Из отдельных новозаветных драм образовалась другая мистерия «Страсти Господни». По образцу этих двух мистерий создалась мистерия о 43 чудесах Богородицы, совершившихся от ее успения до современных составителям мистерии событий. Эта циклизация отдельных драм сосредоточивается около одного главного события.Мистерия об Адаме и Еве и их грехопадении развертывает тему об искуплении от прародительского греха всего человечества крестною смертью Иисуса Христа. Одним из самых важных моментов является рождение спасителя. Для этого и выводятся на сцену пророки, предсказывающие его пришествие. Главной темой новозаветной истории являются страдания Христа, и все события из его земной жизни имеют ввиду этот момент. Циклизация отдельных драм вызывалась особенностями христианских праздников. Праздники Рождества и Пасхи совершались в течение нескольких дней. С этой целью драмы так циклизировались, чтобы их можно было разыгрывать во время всех календарных праздничных дней.Со стороны своего построения мистерии не отличались художественностью. Сюжеты их не являлись свободным проявлением творчества: они были заимствуемы или из св. писания, или из житий святых, или же из легенд. Это заимствование было рабским копированием чужого текста. Самостоятельность выражалась только в построении стиха. Добавления к основному тексту, о которых была речь выше, хотя во многих случаях и были живым воспроизведением действительности, но часто они внешним способом прикреплялись к сюжету и затемняли первоначальный смысл мистерий, и этим нарушалось единство сюжета. Вследствии заимствования текста и рабского следования ему, мы не видим в мистериях постепенного и, кроме того, свободного развития характеров. Характер действующего лица являлся сразу данным в библейском или легендарном тексте, поэтому не может быть и речи о постепенном проявлении психических особенностей. Свободное раскрытие духовных сил отсутствовало потому, что человек был поставлен в зависимость от внешних сил, от ангелов и демонов, или же он следовал указаниям отвлеченных добродетелей и пороков, которые в позднейших мистериях выводились в виде Милосердия, Терпения, Любви, Скупости, Расточительности и т. д.Этот недостаток художественности восполнялся введением частных параллельных сюжетов. Так, сцене входа господня в Иерусалим предшествовала сцена борьбы Давида с Голиафом, сцене разрушения Иерусалима — сцена вавилонского плена и т. д. и т. д. Этими вставочными сценами нарушалось не только единство впечатления, но также и единство хронологической последовательности. Отсюда получилась растянутость действия, ослабляющая интерес к произведению. Для поддержания интереса после отдельных сцен вводились интермедии, в которых чаще всего главными действующими лицами были чертенята.Другой особенностью мистерий являлось крайнее сочетание мистицизма с наивным реализмом. При этом реализм отличался крайней грубостью, соответствовавшей нравам того времени. Этой грубостью отличались даже и самые чудеса. Во французской мистерии «Чудо об Иоанне Мохнатом» рассказывается о том, что Иоанн по наущению дьявола, нанявшегося к нему в слуги, обольщает заблудившуюся в лесу дочь короля. Для того, чтобы скрыть преступление, он убивает ее и труп бросает в колодезь. За это он наказывается тем, что превращается в зверя. Король через семь лет после этого злодеяния охотится в лесу и хочет застрелить зверя. В это время несут мимо короля ребенка в церковь для крещения. Новорожденный ребенок просит, чтобы его окрестил этот зверь. Иоанн после этого превращается в монаха и крестит ребенка. Мучимый раскаянием, он сознается в убийстве. Из колодца вытаскивают убитую дочь короля, но она, к всеобщему изумлению, оказывается живою. В мистерии «Житие святого Дидие» обезглавленный Дидие сам уносит свою голову в ту церковь, где его должны похоронить. Феодализм с его грабежами и набегами рыцарей на соседние владения и города, инквизиция с ее кострами и пытками и частые войны развили в населении Европы не только грубость, но и жестокость нравов. Поэтому и мистерии отображают те же особенности и все с тою же целью придать интерес произведению. Кровь избиваемых Иродом младенцев льется по сцене рекою. В особенности этой жестокостью отличаются миракли. На сцене мучили, истязали, четвертовали, снимали кожу, выдавливали глаза, отрубали голову, жгли на костре и т. д. Во всех этих случаях, как увидим далее, употреблялись различные декоративные приспособления, но на кресте в продолжении нескольких часов висел живой человек, заменяющий лицо Иисуса Христа. Нередко случалось, что, несмотря на все приспособления, облегчающие положение висящего, его снимали с креста в глубоком обмороке. Положение висящего было тем более мучительно, что в этом положении он должен был говорить. Иуда также часто снимался с петли в бесчувственном положении.Все эти виды жестокости должны были содействовать эффективности представления. Эту эффективность преследовали и многие другие приспособления декоративного характера. Из ада извергалось пламя, при сотворении мира появлялись птицы, звери, рыбы. Ангелы поднимались на небо на каких-то летательных машинах, на той же летательной машине поднимался и Симон Волхв в мистерии «Деяния апостолов». Сатана из ада выходил в пламени. Ангелы во рту имели трубочки, в верхних концах которых лампочки горели разноцветными огнями. Словарь литер, терминов. За невозможностью реально изобразить какое-либо чудесное явление употреблялся волшебный фонарь, как это можно судить на основании заметок в тексте школьных драм: здесь показывается „per umbras“, т.-е. через тени. Для производства мучений употреблялись различные манекены. Орудия пыток для этих манекенов были многочисленны, и все они были заимствованы от святой инквизиции. Хлеб в сцене чудесного насыщения, совершенного Иисусом Христом должен быть доставляться булочниками в таком количестве, которое было бы достаточно для раздачи не только актерам, но и зрителям. Вино при разыгрывании сцены чуда в Кане Галилейской должно было доставляться виноторговцами также для зрителей и участников. Диадемы для волхвов представлялись ювелирами. Матросы, рыбаки, плотники должны были давать все нужное при разыгрывании мистерии о потопе. Церковь давала одеяния и т. д.Мистерии в начальной стадии своего развития составлялись на смешанном языке — латинском и местном. На латинском языке велись речи библейских лиц — пророков, апостолов и т. п., исполняемых обыкновенно клириками. Иногда Ирод и Навуходоносор также выполняли свои роли на латинском языке. Речи остальных действующих лиц произносились на местном языке, в особенности в тех случаях, когда на сцене воспроизводился современный быт. С течением времени латинский текст, как непонятный для большинства зрителей, тем же актером переводился на местный язык дословно или же с различными дополнениями. В последней стадии своего развития мистерии разыгрывались исключительно на местном языке, чему содействовала реформация. Мистерии составлялись в стихотворной форме силлабическим размером или безыменными единичными авторами или целым коллективом, преимущественно из монахов. Из отдельных авторов известны Жан Бодэль (о св. Николае), Рютбеф (о Феофиле) и Арну Гребан (о страстях Господних).Так как наиболее краткие мистерии разыгрывались в течение трех дней, а наиболее обширные от 8 и даже до 40, то количество действующих лиц было громадно. В мистерии Арну Гребана «О страстях Господних», состоящей из 34.575 стихов, действующих лиц было 224. Профессиональные артисты-жонглеры редко были участниками в мистериях. Контингент актеров составлялся из священнослужителей и членов различных средневековых цехов.Театр был подвижным и неподвижным. Неподвижный устраивался из досок и по окончании представления разбирался. Места для зрителей были под открытым небом. Подвижный театр был связан с различными шествиями и процессиями. На перекрестках улиц на бочках устраивались помосты. К этим помостам подъезжали двух-ярусные кареты. Артисты, выполнивши на помосте первую сцену, отъезжали ко второму. К первому помосту подъезжала вторая карета и выполняла вторую сцену и т. д.Для разыгрывания мистерии устраивались общества из представителей цехов и горожан при содействии духовенства. На мистерию смотрели, как на богоугодное дело и поэтому, кроме членских взносов, поступали пожертвования. В крайних случаях, при недостатке денег, закладывались мощи. Членами этого общества были исключительно мужчины, они же были и актерами. Женские роли исполнялись также мужчинами. В Испании в женских ролях выступали часто бородатые. Женщины допускались к участию только в немых сценах. Из членов общества составлялось правление. Оно заботилось об устройстве сцены, назначало репетиции, приспособляло текст, устраивало предварительные процессии для оглашения дня представления и т. д. К разыгрыванию пьесы готовились в течение продолжительного времени. Перед репетициями актеры приносили присягу в том, что они будут добросовестно относиться к своим обязанностям. С неисправных взимался штраф. Накануне спектакля после торжественной обедни участвующие в мистерии устраивали в соответствующих роли костюмах шествие по городу для оповещения жителей города о начале представления. Процессия эта была очень торжественной: в ней участвовал магистрат или его представители. Впереди шли трубачи, барабанщики, литаврщики, стражники и т. п. На остановках пролог вкратце знакомил с постановкой мистерии. Перед спектаклем трактирщики должны были сообщать в магистрат о всех прибывших в город сведения об их нравственной благонадежности для предупреждения грабежей и краж. В день спектакля городские ворота, запирались, мосты поднимались на цепи, улицы также окружались цепями с тем, чтобы в город не могли проникнуть грабители или рыцари для разбоя. Все жители города оставляли с раннего утра, часто с 4 часов, свои дома и шли на спектакль. По улицам для охраны имущества разъезжали стражники. Богослужение в церквах укорачивалось. Установить порядок в тысячной толпе было очень трудно. Применялись различные способы. Сохраняющим порядок и молчание раздавались индульгенции. Некоторым угрожали отлучением от церкви. Нередко Ирод призывал к порядку, размахивая саблей. Выступали чертенята и упрашивали зрителей шуметь и производить скандалы, так как это нравится сатане, и он вознаградит за ато всех его помощников. В крайнем случае перед спектаклем совершалась месса, и религиозная толпа умолкала. По окончании мистерии устраивалось торжественное богослужение, на котором должны были участвовать и чертенята в своих костюмах, царь Ирод и все язычники.Мистерии прекратили свое существование в XVI веке вследствие того, что неблагопристойность действия, развившаяся на почве грубого реализма, достигла крайних пределов, на что было обращено внимание представителями реформации. Поэтому папы запретили их разыгрывание. В настоящее время мистерия «Страсти господни» разыгрывается через каждые десять лет в баварской деревне Обераммергау в память чудесного прекращения чумы, бывшей в 1601 г. В ней учавствуют 700 человек. Представление длится один день и происходит в долине.
Ив. Лысков. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
.