Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.


Басё

Перевод
Басё
Басё

       
БАСЁ (1603–1694) — крупнейший представитель поэтического жанра «хайку» (см.); в японской литературе этот жанр неразрывно связан с его именем. Настоящее имя поэта Мацуо Тюдзаэмон Мунэфуса. По обычаю литераторов и художников токугавской эпохи (1603–1868), он имел множество псевдонимов. С юных лет был самурайским прислужником, но после смерти сюзерена стал профессионалом-поэтом, специализировавшись в модном в то время поэтическом жанре «хайкай».
       После нескольких лет бродяжничества по деревням, где обучал крестьян искусству юмористических эпиграмм, он попал в Эдо (старинное название гор. Токио); здесь он быстро выдвинулся. В это время городские низы увлекались направлением школы «данрин» (см. Хайкай), строившей свою поэтику экспромтов-эпиграмм на комических ассоциациях и каламбурах. Б. не в пример своим коллегам по «хайкау», которые живя в качестве присяжных потешателей у богатых купцов, не заботились о расширении своего умственного кругозора и были зачастую малообразованными, усиленно стал изучать классическую поэзию Японии и Китая, даосизм, буддийскую философию и живопись. Особенно повлияли на миросозерцание Б. — китайский поэт Дуфу и учение Лао-цзы. Б., избрав популярную форму юмористических эпиграмм — «хайкай», создал серьезный поэтический жанр «хайку». Первый период поэтической деятельности Басё проходит под знаком «хайку», проникнутых философскими настроениями в духе даосизма и учения буддийской секты «Дзэн», проповедывавшей принципы опрощения жизни, погружения в созерцание природы и отказа от праздного гедонизма. Б. уходит из Эдо и начинает жизнь нищего странника. Остаток своей жизни он посвящает нескончаемым странствиям по всей Японии. Вслед за «философским периодом» Б. начинает писать «хайку» на темы из жизни художников, бродячих поэтов и т. д. После знаменитого афоризма «познав высокое, надо вернуться к жизни простых людей», он начинает вводить в свою поэзию сюжеты из жизни купцов, разносчиков и прочих представителей демократических слоев населения. Б. на протяжении всей своей поэтической работы боролся с традициями классической аристократической поэзии: в сфере лексики он всегда вводил в свои «хайку» слова из обиходной вульгарной речи, снижая до конца выспренний, архаический стиль «танка»; любовные темы были заменены бесстрастными описаниями природы с точки зрения наблюдательного странника; вместо сюжетов из жизни знатных эстетов он берет темы из жизни горожан и крестьян. Кроме «хайку» Б. создал особый жанр путевых очерков — «хайбун», написанных нарочито безыскусственным лапидарным яз. и вместо поэтических излияний описывающих в стиле сухой хроники фактические детали путешествия.

Библиография:
Конрад Н. И., Японская литература, т. I, Л., 1927.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

См. также в других словарях:

  • бас — а, м. basse f., ит. basso. 1. Низкий мужской голос. Сл. 18. Бас, глас нижайший в пении. ЛП 6. Запел охриплым басом голос. Осипов Енеида 3 15. Из крепостных и взятых во двор голосов избирались все возможные сопрано, контральто, теноры, баритоны,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • бас — а; мн. басы/, о/в; м. [итал. basso низкий]. 1. Самый низкий мужской голос; певческий голос такого тембра. Говорить, петь басом. Бархатный, густой бас. 2. Певец с таким голосом. 3. Струнный или духовой музыкальный инструмент низкого регистра. Бас… …   Энциклопедический словарь

  • БАС — (франц. basse, от bas низкий). 1) самый низкий, мужской голос. 2) музыкальный инструмент, сходный со скрипкою, но значительно больше её. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАС 1) самый низкий мужской… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • бас — См. певец... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. бас (низкий, толстый) (звук, голос), певец; тромбон, контрабас, труба, басище, октава, басок Словарь русских …   Словарь синонимов

  • бас — [низкий тон, голоса] сущ., м., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? баса, чему? басу, (вижу) что? бас, чем? басом, о чём? о басе и на басу; мн. что? басы, (нет) чего? басов, чему? басам, (вижу) что? басы, чем? басами, о чём? о басах 1. Басом… …   Толковый словарь Дмитриева

  • БАС — (от итал. basso букв. низкий), 1) самый низкий мужской голос2)] Музыкальные инструменты низкого регистра: туба бас, контрабас, а также народная виолончель басоля (укр.), басетля (белорус.)3) Нижний звук аккорда …   Большой Энциклопедический словарь

  • БАС — БАС, баса, мн. басы (баса прост.), муж. (итал. basso, букв. низкий). 1. Самый низкий мужской голос. || Певец с этим голосом. 2. Струнный или духовой музыкальный инструмент с низким строем (муз.). 3. Низшая партия многоголосной музыкальной пьесы… …   Толковый словарь Ушакова

  • БАС — БАС, а, пред. в басе и в басу, мн. ы, ов, муж. 1. (в басе). Самый низкий мужской голос. 2. (в басе). Певец с таким голосом. 3. (в басу). Медный духовой музыкальный инструмент низкого регистра и тембра. | прил. басовый, ая, ое (к 1 и 3 знач.). •… …   Толковый словарь Ожегова

  • БАС — муж. вообще, низкий, толстый звук или голос; | часть созвучия или музыкального многогласия, заключающая в себе низшие звуки, соответствующие средним и высшим; нижний из четырех принятых голосов многозвучия; | человек с таким низким голосом,… …   Толковый словарь Даля

  • БАС — муж. вообще, низкий, толстый звук или голос; | часть созвучия или музыкального многогласия, заключающая в себе низшие звуки, соответствующие средним и высшим; нижний из четырех принятых голосов многозвучия; | человек с таким низким голосом,… …   Толковый словарь Даля

Книги

Другие книги по запросу «Басё» >>