Туманян

Туманян
Туманян

       
ТУМАНЯН Ованес (1869—1923) — выдающийся армянский писатель. Р. в семье священника. Учился в тбилисской школе «Нерсисян». Начал писать в юности. Раннее его произведение — сказка «Собака и кот» (1886). С начала 90-х гг. Т. начал печататься во многих армянских периодических изданиях прогрессивного направления, а также в детских журналах. Туманян принимал активное участие в лит-ой и общественно-политической жизни. Одно время тесно примыкал к буржуазно-националистической партии «дашнакцутюн», редактировал газету дашнакского направления «Оризон» (Горизонт, 1909), дважды подвергался аресту (1908—1909, 1911—1912) и судился по большому процессу партии «дашнакцутюн». Вместе с группой известных армянских писателей (Лео, Шант, В. Папазян) составил и издал букварь и книгу для чтения «Лусабер» (Светоч) для армянских школ, а также литературную хрестоматию «Армянские писатели». Основал детский журнал «Аскер» (Колосья). В 1912 организовал в Тбилиси «Союз армянских писателей» и руководил им. Империалистическая война и роль дашнаков в ней как лакеев империализма способствовали окончательному отказу Т. от националистических увлечений и полному разрыву с дашнаками. В первые годы Октябрьской революции (1918—1920). Т. выступал в армянской и русской печати Закавказья как убежденный сторонник советской власти. Он горячо приветствовал советизацию Грузии и Армении. Т. как общественного деятеля характеризуют: решительное и безоговорочное приятие Великой Октябрьской социалистической революции (в то время как многие крупные армянские писатели оказались в эмиграции), гневные выступления против братоубийственных войн и распрей («Капля меду» — 1909, «Конец зла»), пламенные призывы к братскому единению трудящихся Закавказья, выступления против дашнакской авантюры (1921) и белой эмиграции («Похуже голода»). В 1919 получил высокое звание народного поэта.
       Вступив на литературное поприще в период решительной ломки феодально-патриархального уклада жизни народов Закавказья и начальной фазы развития капитализма, Т. отразил в своем творчестве этот переходный период со всеми его противоречиями. На первом этапе своего творчества Т. испытал влияния националистической романтики армянской буржуазии 90-х гг. (цикл стихотворений «С отчизной», не лишенный налета религиозности), а затем — мелкобуржуазного демократизма.
       Относительно небольшое литературное наследство Т. весьма разнообразно: поэзия и проза, лирика и эпос, поэмы, сказки, басни и баллады. Подлинной стихией его творчества является эпос. Прекрасная обработка замечательного памятника армянского народного творчества — героического эпоса «Давид Сасунский» (1902), а также ряда народных сказок, преданий, легенд и баллад («Храбрый Назар», «Хозяин и работник», «Ахтамар», «Кукушка», «Собака и кот» и мн. др.), поэмы из народной жизни — «Сако лорийский» (1889), «Маро» (1887), «Ануш» (1901—1902) и историческая поэма «Взятие Тмбкаберда» (на сюжет которой написана опера А. А. Спендиарова «Алмаст») — вот самое ценное в творчестве Т., отмеченное печатью глубокой народности.
       В своем творчестве он особенно ярко отразил жизнь патриархальной деревни. Однако напрасно армянские буржуазно-националистические «литературоведы» пытались представить Т. апологетом патриархальной крестьянской «самобытности». Все творчество Т. в целом является мощным, беспощадным изобличением отсталости, косности, ограниченности, темноты, невежества, суеверий, эксплоатации, рабства женщины, семейного деспотизма. Осознав внутренние социальные противоречия, разъедавшие патриархальную деревню, Туманян все свои симпатии отдал эксплоатируемому труженику. Его замечательная «Песня пахаря» (1887), десятилетиями распевавшаяся крестьянами и школьниками, его трогательный рассказ «Гикор» (ныне экранизированный), песни в пользующейся популярностью опере «Ануш», рассказ «Железная дорога» и десятки других поэтических и прозаических произведений до сих пор сохранили силу воздействия на широкую аудиторию читателей. Прославление труда и труженика, честности и правдивости, трудолюбия и свободолюбия — вот в чем выражалась народность поэзии Т.
       Т. — крупный мастер художественного слова. Простой и вместе с тем живой и образный язык, блестящий стиль, яркие, легко запоминающиеся образы, мягкий юмор — таковы достоинства художественных произведений Т.
       Велики заслуги Т. в области детской литературы. Его рассказы для детей, сказки, басни, баллады поныне являются ценнейшими материалами для армянских учебников.
       Т. обогатил армянскую литературу и рядом прекрасных переводов из Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова, Гёте, Шиллера, Байрона, Гейне и др. русских и западноевропейских поэтов.

Библиография:
Стихотворения, тт. I и II, М., 1890—1892; Песни, 1896; Собр. сочинений, Ереван, 1926; Избранные сочинения, Ереван, 1929; Поэмы, Ереван, 1933; Художественные произведения, Ереван, 1934; Легенды, баллады, песни, Ереван, 1934; Четверостишия, Ереван, 1934; Рассказы, Ереван, 1937. На русск. яз.: Сборник «Армянские поэмы», Под редакцией Ар. Дервиша, М., 1902; Сборник «Поэзия Армении», Под редакцией В. Брюсова, М., 1916, стр. 323—364 (стихи, поэмы, баллады, сказки); «Сборник армянской литературы», Под редакцией М. Горького, П., 1916, стр. 180—194 (стих., рассказ «Гикор»); Избранные произведения, Гослитиздат, М., 1936.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Туманя́н
Ованес Тадевосович (1869, с. Дсех ныне Туманяновского р-на Армении – 1923, Москва), армянский писатель. Сын сельского священника. Учился в приходской сельской школе, затем в Тифлисе в армянской гимназии Нерсесян (до 1887). Не окончив её из-за материальных трудностей, работал (до 1893) в армянской духовной консистории и канцелярии армянского издательского общества. В 1912—21 гг. – председатель Кавказского общества армянских писателей, с 1887 г. выступал с литературно-критическими и публицистическими статьями, в т. ч. об армянских и русских классиках. Известность приобрёл двумя сборниками «Стихотворения» (1890—92). Убеждённый противник межэтнических распрей, Туманян в то же время стремился к воплощению в своём творчестве истории, обычаев и нравов армян, уверенный в значении национальных корней каждой литературы. В поэмах «Маро» (1887), «Лореци Сако» (1889) и «Ануш» (1890, 2-я ред. 1901—02) он изобразил жизнь патриархальной армянской деревни с её противоречиями и трагическими коллизиями. Армянские и восточные легенды дали сюжет балладам Туманяна «Ахтамар» (1892), «Парвана» (1903), «Капля мёда» (1909), «Голубиный скит» (1913), «Шах и разносчик» (1917). Народное предание легло в основу поэмы «Взятие крепости Тмук» (1902; по её мотивам – опера А. А. Спендиарова «Алмаст», 1928), национальный героический эпос – в основу поэмы «Давид Сасунский» (1902). Туманян писал рассказы, в т. ч. «Гикор» (1895) – о тяжёлой судьбе деревенского мальчика; произведения разных жанров для детей, афористические лирико-философские «Четверостишия» (1890–1919); переводил русских и западноевропейских авторов.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Туманян" в других словарях:

  • ТУМАНЯН — Ованес Тадевосович (1869 1923), армянский писатель, общественный деятель. Жизнь, традиции, природа, трагические страницы истории Армении в поэмах Лореци Сако (1890), Ануш (1892), Давид Сасунский (1903, на сюжет героического эпоса), в основанных… …   Современная энциклопедия

  • Туманян — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 Г …   Википедия

  • Туманян — I Туманян         Ованес Тадевосович [7(19).2.1869, с. Дсех, ныне Туманянского района Армянской ССР, 23.3.1923, Москва], армянский писатель, общественный деятель. Родился в семье священника. С 1887 работал в армянской духовной консистории в… …   Большая советская энциклопедия

  • Туманян Ованес Тадевосович — [7(19).2.1869, с. Дсех, ныне Туманянского района Армянской ССР, ‒ 23.3.1923, Москва], армянский писатель, общественный деятель. Родился в семье священника. С 1887 работал в армянской духовной консистории в Тбилиси, затем в канцелярии армянского… …   Большая советская энциклопедия

  • Туманян Ованес — (1869 1923), арм. поэт. Интерес к рус. поэзии возник у Т. рано. В письме к Ю. А. Веселовскому (1902) он говорил о том, какое важное место занимала рус. лит ра в его сознании еще в юности, упоминал многие любимые им произв. Л., в т.ч. «Песню про …   Лермонтовская энциклопедия

  • ТУМАНЯН Ованес Тадевосович — (1869 1923) армянский писатель. Жизнь армянского народа в поэмах Лореци Сако (1890), Маро (1892), Ануш (1892; одноименная опера А. Тиграняна). Поэма Давид Сасунский (1903) лучшая обработка сказания в армянской литературе. Армянские и восточные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Туманян (пос. гор. типа в Армянской ССР) — Туманян (до 1951 ‒ Дзагидзор), посёлок городского типа в Туманянском районе Армянской ССР. Расположен на правом берегу р. Дебед (бассейн Куры), в 4 км от железнодорожной станции Кобер (на линии Тбилиси ‒ Ленинакан). Завод огнеупорных изделий.… …   Большая советская энциклопедия

  • ТУМАНЯН Алла — актриса. 1972 МУЖЧИНЫ (см. МУЖЧИНЫ (1972)) 1973 ТЕРПКИЙ ВИНОГРАД 1978 ЗВЕЗДА НАДЕЖДЫ 1983 МЕХАНИКА СЧАСТЬЯ 1986 ЧУЖИЕ ИГРЫ 1986 ЯБЛОНЕВЫЙ САД 1989 ДЫХАНИЕ 1989 И ПОВТОРИТСЯ ВСЕ (см. И ПОВТОРИТСЯ ВСЕ (1989)) …   Энциклопедия кино

  • ТУМАНЯН Ина Суреновна — (наст. имя Инесса) (р. 10.09.1929, Москва), режиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств РФ (2000). В 1952 окончила философский факультет МГУ,в 1962 режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г.Рошаля). Соавтор сценариев нескольких фильмов,… …   Энциклопедия кино

  • Туманян, Ованес Тадевосович — ТУМАНЯН Ованес Тадевосович (1869 1923), армянский писатель, общественный деятель. Жизнь, традиции, природа, трагические страницы истории Армении в поэмах “Лореци Сако” (1890), “Ануш” (1892), “Давид Сасунский” (1903, на сюжет героического эпоса),… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»