- Трафарет
- Трафарет
-
ТРАФАРЕТ — термин, означающий установившиеся, ставшие привычными шаблонами поэтические средства. Складываясь на основе типичных, повторяющихся явлений, Т., в силу схематизации, обеднения в нем многообразия жизни, приобретает характер поэтической условности, лишается художественной убедительности. Поэтому употребление Т. говорит о творческой слабости, об эпигонстве автора. В реалистической критике XIX—XX вв. термин этот подвергался критике в борьбе за правдивое отражение действительности и творческую индивидуализацию образа. Тот же смысл сохраняет этот термин и в нашей критике.
Нужно, однако, сказать, что указанное представление о Т. было бы неправомерно распространять на такие поэтические стили, к-рые по самым принципам своим требуют использования традиционных образов, мотивов, поэтических средств, как это имеет место напр. в фольклоре (преимущественно старинном), или придерживаются определенных канонов и правил, установленных нормативной поэтикой соответствующей школы, как это было напр. в классицизме. В таких случаях пользование готовыми, установившимися художественными формами само по себе отнюдь не является признаком творческой слабости. В особенности это нужно сказать о традиционной поэтике старинного фольклора, глубоко оправданной самим характером социальной действительности того времени, бытового уклада и мышления патриархального крестьянства. Будучи связаны с самым принципом типического образного обобщения, в основе — реалистическим, будучи проверены в своей художественной подлинности огромным коллективом носителей фольклора, традиционные фольклорные мотивы, формулы, построения обладают высокой эстетической ценностью и отнюдь не исключают своеобразной эпохиальной индивидуальности образов этой поэзии. Конечно, в значительной мере иначе приходится расценивать каноны классицизма, страдающие рационалистичностью и ограниченные требованиями «хорошего вкуса».
Стиль социалистического реализма принципиально исключает Т. и каноны, сочетая в художественных образах широкую типическую обобщенность с богатством и разнообразием их индивидуализации, так как расцвет человеческой индивидуальности в коммунистическом обществе исключает трафаретность и шаблонность в самой жизни.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Трафарет
-
ТРАФАРЕТ — термин буквально обозначающий приспособление, состоящее из масляной бумаги с вырезанным рисунком и употребляющееся в прикладной живописи (особенно при росписи стен, потолка) для механического перенесения рисунка на фон.В литературе название «трафарет» применяется к тем — выработанным традицией ли, личной ли практикой — приемам, которые употребляются механически, без участия творчества. Трафарет встречается во всех видах литературного искусства и может касаться всех сторон художественной изобразительности. Каждая литературная школа, создавая свою традицию (см. это слово), подвергается опасности, в большей или меньшей степени, создать и некий трафарет, власть которого тем более сильна, чем менее одарен представитель школы. Так, можно говорить, в этом смысле, о трафарете западно-европейского сентиментализма, о трафарете символизма школы Метерлинка и проч.Полное торжество трафаретного сюжета — в бульварных романах из «великосветской жизни», где пестрое фабульное разнообразие соединяется с однообразием основных положений и характеров действующих лиц.Трафаретные образы, трафаретный язык — в тексте цыганских романсов.Некоторые явления звукописи и ритмического строя поэзии Бальмонта давно стали трафаретны как для него самого, так и для его подражателей.Иногда трафарет проходит через все произведение, иногда лишь некоторые его части трафаретны целиком. Такими трафаретами представляются так наз. «общие места», „loci communes“ в русских былинах, сплошь почти трафаретны и весенние запевы старо-провансальских канцон.Еще большего значения достигает трафарет речи вне художественной литературы: здесь он почти узаконен. Явна трафаретность обычного академического языка, языка надгробных надписей, поминальных и приветственных речей и т. п.Вся история литературы — арена непрестанной и напряженной борьбы между трафаретом и оригинальностью. В победе оригинальности — залог эволюции.Однако, и оригинальность может в свою очередь выродиться в трафарет: так было, например, с новыми словообразованиями Игоря Северянина.Трафарет, сам неся с собой начало косности, может быть творчески использован художником, как материал.Наиболее распространенные виды творческого использования трафарета — пародия и стилизация.Мировая литература дает бесчисленное количество таких пародий. «Письма темных людей» — пародия на рассуждения схоластов, «Дон Кихот» — пародия на рыцарский роман (причем Сервантес углубляет свою задачу тем, что не непосредственно пародирует этот жанр, но заставляет Дон-Кихота пародировать любимых героев рыцарского романа в своих поступках, творя таким образом пародию в жизни).
Валентина Дынник. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
.