Стивенсон

Стивенсон
Стивенсон

       
СТИВЕНСОН Роберт Льюис (Robert Louis (собственно Lewis) Stevenson, 1850—1894) — английский писатель. Шотландец по национальности. Р. в семье инженера. Был склонен к занятиям техникой. Поступив в Эдинбургский ун-т, С. изучал право. Однако состояние здоровья, с одной стороны, и первые успехи на литературном поприще, с другой, убедили его предпочесть адвокатуре литературу. К этому времени относятся поездки С. по Франции, Германии и родной Шотландии, в результате к-рых появились его первые две книги путевых впечатлений — «Поездки внутри страны» (An Inland Voyage, 1878) и «Путешествия с ослом» (Travels with a Donkey in the Cevennes, 1879). «Эссе», написанные в этот период, были им собраны в книге «Virginibus Puerisque» (1881); год спустя С. издал сборник критических статей «Familiar Studies of Men and Books» (1882). Вскоре после этого вышли отдельным изданием рассказы, печатавшиеся в журнале «London Magazine», «Новые арабские сказки» (New Arabian Nights, 1882). К 1883 относится опубликование «Острова сокровищ» (The Treasure Island), романа, создавшего С. широкую литературную известность. Совместно с Хенли (Henley) С. написал ряд пьес («Beau Austin», «Admiral Guinea», «Robert Macaire»), к-рые успеха не имели. В 1885 вышел роман «Принц Отто», написанный, по общему признанию критики, в манере Мередита, а в 1886 — повесть «Странный случай доктора Джекилля и мистера Хайда» (The Strange case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde) — мрачное, мистически-таинственное произведение, напоминающее Эдгара По. Но в этом же году вышло произведение, написанное совсем в другой манере — «Похищенный» (Kidnapped) — приключенческий роман, развертывающийся на фоне исторических событий, к-рый напоминает читателю и о Вальтере Скотте, и о Фениморе Купере, и о А. Дюма-отце. Одновременно с этим С. выпустил сборники стихов («A Child’s Garden of Verses», 1885, «Underwoods», 1887).
       Последние годы своей жизни Стивенсон провел на островах Тихого океана. Стремясь к наиболее тесному общению с «туземцами», Стивенсон принимал глубокое участие в их судьбе и выступал в печати с разоблачением колониальной администрации («A Footnote to History: Eight Years of Trouble in Samoa», 1893). Протест Стивенсона был однако только лишь протестом романтика. После смерти Стивенсона вышел ряд незаконченных его произведений («Weir of Hamiston», «St. Ives» и др.).
       С. — один из крупнейших представителей романтической и эстетической реакции против реализма первой половины XIX в. (Диккенс, Теккерей и др.), наступившей во второй половине так называемого Викторианского периода. Отказ от действительности, неверие в возможность ее изменения характерны для С. Стивенсон отлично сознавал будничность окружавшей его буржуазной действительности; однако основы современного строя казались ему незыблемыми, подобными законам природы.
       Как моралист и как художник С. далеко не равноценен. В «Эссе» (Essays) он является выразителем эстетически приукрашенной, но тем не менее откровенной мещанской морали; в художественных произведениях — перед нами писатель, отказывающийся от всякой морали (это, между прочим, было тоже одной из форм реакции против реализма первой половины XIX в. с его морализированием) и — даже больше того — изредка решающийся выступать против некоторых правил благопристойности.
       Творчество С. пережило известную эволюцию, к-рая сказалась во внесении некоторых элементов натурализма в его романтическую основу («The Wrecker», 1892; «The Ebb Tide», 1894; The Island Night’s, 1893). Это было связано с известным приближением С. к действительности. Однако действительность, к к-рой обращался Стивенсон, была экзотикой островов Тихого океана, где он искал воплощения своих романтических идеалов. По существу, следовательно, С. оставался на своих старых позициях.
       Отталкиваясь от «великих реалистов» XIX в., С. отказался и от разработанной ими структурной техники романа. С. сознательно обращался к приемам романов В. Скотта, Смоллета и даже Д. Дефо, талантливо используя их приемы повествования, стремясь также спрятать себя за своими действующими лицами.
       С. возродил в Англии приключенческий и исторический роман. Но при всем мастерстве повествования он не сумел поднять его до тех высот, на к-рых стояли эти жанры у его предшественников. С. интересовало приключение ради приключения, ему чужды были более глубокие мотивы приключенческого романа (ср. с Дефо); а в историческом романе он отказывался от изображения больших общественных событий, ограничивая себя показом приключений героев, для к-рых история служит лишь случайным фоном (ср. с В. Скоттом).

Библиография:

I. Соч.: Edinburgh edition, ed. by S. Colvin, 27 vls, Edinburg, 1894—1898; Pentland ed., ed. by E. Gosse, 20 vls, L., 1906—1907; Tusitala ed., by Lloyd Osbourne, 35 vls., L., 1923; Собрание сочинений, т. I—IV, изд. П. Ф. Пантелеева, СПБ, 1901; Полное собрание романов, повестей и рассказов, 20 книг, изд. П. П. Сойкина, СПБ, 1913—1914 (бесплатное приложение к журн. «Природа и люди» за 1914); Остров сокровищ, пер. с анг., предисловие и примеч. М. Зенкевича, изд. «Молодая гвардия», М., 1935; Остров сокровищ, Детгиз, М., 1935; то же, 3 изд., Детгиз, М. — Л., 1937; Странная история д-ра Джекилля и м-ра Хайда Маркам, пер. с англ. М. Ликиардопуло, Гос. изд., М. — П., 1923; История одной лжи, Акц. о-во «Огонек», М., 1927; Человек из моря, изд. «Земля и фабрика», М., 1927; Тайна корабля, изд. «Молодая гвардия», 1928; Похищенный (роман), Катриона (продолжение романа «Похищенный»), изд. «Молодая гвардия», М. — Л., 1930.
       

II. Raleigh W., R. L. Stevenson, 2 nd ed., L., 1896; Balfour G., Life of R. L. Stevenson, 2 vls, L., 1901, 20 th ed., L., 1922 (однотомн. сокращ., но с добавлением нов. данных); Maier L., Die Abenteuerromane R. L. Stevenson, Marburger Diss., 1912; Swinnerton F. A., R. L. Stevenson, L., 1914; Rice R. A., R. L. Stevenson, how to know him, Indianopolis, 1916; Harper H. H., R. L. Stevenson, Boston, 1920; Masson R. O., The life of R. L. Stevenson, Edinburgh, 1923; Adcock A. St. J., R. L. Stevenson, L., 1924; Steuart J. A., R. L. Stevenson, man and writer, 2 vls, L., 1924; Hellman G. S., The true Stevenson, a Study in classification, Boston, 1925; Chesterton G. K., R. L. Stevenson, L., 1927; Carre J. M., La vie de R. L. Stevenson, P., 1929 (романтизирован. биография); Dark S., R. L. Stevenson, L., 1931; Венгерова З., Р.-Л. Стивенсон, «Cosmopolis», СПБ, 1897, № 11 и 12; «Р. Л. Стивенсон» в кн.: «Стивенсон Р. Л.», Собр. соч., т. I, СПБ, 1901; Каратыгина Н., Творчество Стивенсона, в кн.: «Стивенсон Р. Л.», Похищенный. Катриона, изд. «Молодая гвардия», М. — Л., 1930; Зенкевич М., «Остров сокровищ» и его автор, в кн.: «Стивенсон Р. Л.», Остров сокровищ, изд. «Молодая гвардия», М., 1935.
       

III. Slater J. H., R. L. Stevenson: a bibliography of his complete works, L., 1914; Prideaux W. F., A bibliography of the works of R. L. Stevenson, London, 1917; Anderson Galleries, Sales catalogue. The Stevenson library of H. A. Colgate, N. Y., 1928.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Сти́венсон
(Stevenson) Роберт Луис (1850, Эдинбург – 1894, о. Уполу, Самоа, Полинезия), английский писатель.

Р. Л. Стивенсон
Р. Л. Стивенсон

 
Неоромантизм Стивенсона проявился в пристрастии к необычным, драматическим сюжетам, в обострённом психологизме, использовании элементов фантастики и экзотики. Стивенсон выделял три вида романа: приключенческий, драматический и роман характеров, отдавая предпочтение приключенческим романам: «Остров сокровищ» (1883), «Похищенный» (1886), «Чёрная стрела» (1888), «Владетель Баллантре» (1889), «Катриона» (1893), – которые принесли ему мировую славу. Что есть добро и зло – главный вопрос повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886), решаемый с помощью фантастики и введения двойников.

Иллюстрация к роману Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ». Художник В. Лапин. 1990-е гг.
Иллюстрация к роману Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ». Художник В. Лапин. 1990-е гг.

 
Популярный роман «Остров сокровищ» написан по канонам авантюрной литературы, начало которой положил Д. Дефо, и рассказывает о пиратах и поисках их сокровищ. В рассказе «Маркхейм» (1885) Стивенсон исследует проблему преступления и наказания. Туберкулёз вынудил Стивенсона много путешествовать: он лечился на высокогорных курортах во Франции, в Америке (в Калифорнии), а последние годы жизни провёл на островах Полинезии, где помогал местным жителям, которых преследовали немецкие колониальные власти. О каждом путешествии Стивенсон писал книги путевых заметок. Тихоокеанские впечатления отразились в «Вечерних беседах на острове» (1893). Сюжет одной из «бесед» был заимствован из полинезийских сказок, и она стала первым печатным произведением, появившимся в переводе на самоанский язык. Туземцы любили и уважали писателя, который немало сделал, защищая их права и выручая в трудную минуту, они называли его Тузитала – Слагатель историй. Похоронен Стивенсон на одном из островов Самоа, на могильном камне высечены заключительные строки его стихотворения «Реквием» (1894). Стивенсон опубликовал сборники стихов: «Детский цветник стихов» (1885), «Подлесок» (1887) и др. В них он прославляет мужество, романтику дальних дорог, дружбу; противопоставляет их узкому буржуазному практицизму. Его детские стихи и баллады в духе народной поэзии отличает простой и ясный язык. Стихотворение «Вересковый мёд» хорошо известно в переводе С. Я. Маршака.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Стивенсон" в других словарях:

  • СТИВЕНСОН — (Stevenson) Роберт (1772 1850), шотландский инженер строитель, специализировавшийся на строительстве МАЯКОВ. Всего разработал конструкцию и построил 23 маяка, а также системы подачи световых сигналов. По его проектам строились каналы и порты. Сын …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • СТИВЕНСОН — Джордж, смотри Стефенсон Джордж …   Современная энциклопедия

  • СТИВЕНСОН — Теофило (родился в 1952), кубинский боксер. Чемпион мира (1974, 1978, 1986), Олимпийских игр (1972, 1976, 1980) в тяжелом весе …   Современная энциклопедия

  • СТИВЕНСОН Дж. — СТИВЕНСОН Дж. см. Стефенсон Дж …   Большой Энциклопедический словарь

  • Стивенсон — Стивенсон, Роберт Льюис …   Морской биографический словарь

  • Стивенсон — I Стивенсон (Stevenson)         Роберт Льюис (13.11.1850, Эдинбург, 3.12.1894, остров Уполу, Самоа), английский писатель. Шотландец по происхождению, сын инженера. Окончил юридический факультет Эдинбургского университета (1875). Много… …   Большая советская энциклопедия

  • Стивенсон — Стивенсон (англ. Stevenson) английская фамилия. Известные носители: Стивенсон, Нил  американский писатель фантаст. Стивенсон, Роберт Льюис (1850 1894)  шотландский писатель и поэт. Стивенсон, Теофило (1952 2012) кубинский …   Википедия

  • Стивенсон, Ян — Ян Стивенсон Ian Stevenson Дата рождения: 31 октября 1918(1918 10 31) Место рождения: Монреаль, Канада Дата смерти …   Википедия

  • СТИВЕНСОН Эдлай — (полн. Эдлай Юинг Стивенсон второй, Adlai Ewing Stevenson II) (5 февраля 1900, Лос Анджелес 14 июля 1965, Лондон), американский политический деятель, видный деятель Демократической партии (см. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ США) США. Эдлай Стивенсон… …   Энциклопедический словарь

  • Стивенсон Роберт Луис. Stevenson. Биография. — Стивенсон Роберт Луис. Stevenson. Биография. Стивенсон, Роберт Льюис Балфур (Stevenson, Robert L.) (1850 1894) Стивенсон Роберт Льюис. Stevenson. Биография Английский писатель неоромантик. Шотландец по происхождению. Родился Стивенсон 13 ноября… …   Сводная энциклопедия афоризмов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»