Публицистика

Публицистика
Публицистика

       
ПУБЛИЦИСТИКА (от слова публичный, общественный) — область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно-политические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенного класса в целях непосредственного воздействия на общество и поэтому содержащая в себе ярко выраженные оценку, призыв и т. д. В то время как художник свое идейное утверждение дает через систему образов, у публициста образ привлекается лишь как одно из средств выражения мысли, к-рое может и отсутствовать, не нарушая основного принципа построения публицистической работы. От научно-теоретических работ П. отличается тем, что она не имеет специфических черт научного исследования и пользуется теми или другими научными исследованиями, стремясь к разработке вопросов общественного порядка и освещению их уже на основе добытого научного знания. Самым ярким жанром П. является памфлет (см.). В памфлете всегда звучат ирония, сарказм, насмешка, издевательство над врагом и яркий горячий призыв к читателю. Публицистическими жанрами являются также фельетон, заметка, обращение, воззвание, прокламация, политическое письмо, лозунг, публицистическая статья. Особое место в П. занимают такие жанры, как воспоминания, письма, дневники. Дневники Герцена, Добролюбова, многочисленные воспоминания о Ленине, Сталине и т. д. могут быть приведены как образцы публицистических произведений.
       Охватывая большое содержание в столь разнообразных жанрах, П. включает в себя массовую агитационную и пропагандистскую литературу. Здесь с предельной отчетливостью выступает подлинная природа П., ее смысл и значение как особого вида литературного творчества. Но П. существует не только как самостоятельный вид литературы, она нередко врывается в смежные области, выступая там в качестве «публицистической тенденции». Так возникла уже в 60-х гг. публицистическая критика, так художественная литература 70-х гг. несла в себе яркую публицистическую окраску. Пролетарская П. органически перерастает в научную работу. Глубина научного анализа, объективность содержания, выступая в неотрывном единстве с партийной заостренностью научных выводов, сопряжены в силу этого с ярко выраженной публицистической тенденцией. Примерами такого типа научных работ с яркой публицистической окраской могут быть «Капитал» Маркса, «Анти-Дюринг» Энгельса, «Развитие капитализма в России» и «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина, «Вопросы ленинизма» Сталина и мн. др. Публицистичность не только не уменьшает их научного характера, но, наоборот, придает ему яркость, остроту. О публицистической тенденции так. обр. мы говорим тогда, когда писатель (беллетрист, ученый) не ограничивается выражением своего понимания действительности через показ ее в образах или понятиях, но и непосредственно заявляет о своем к ней отношении. В момент обострения классовой борьбы большое значение получает публицистическая критика, когда не столько само литературное произведение служит материалом для критика, сколько действительность, нашедшая в литературе свое отражение. Это обусловливается прежде всего остротой самих вопросов действительности, увлекающей критику, а также в условиях отсутствия свободы слова (революционно-демократическая критика 60-х гг.) стремлением использовать художественную литературу и критику как единственное средство выражения политических взглядов.
       Выясняя вопрос о взаимоотношении публицистики и литературы художественной, надо отличать те литературные произведения, в которых выступает тенденция, не вытекающая из положения и действия (по выражению Энгельса), от тех произведений, где публицистичность является органической частью идейно-образной системы. Публицистичность первого рода может проистекать и из неумения художника образно отразить мир, неумения, обусловленного в частности художественной беспомощностью автора.
       Развитие публицистики тесно связано с развитием общественной жизни. П. феодальной формации, П. капиталистической эпохи в зависимости от политических условий, места и времени либо существует самостоятельно либо пользуется художественной литературой и критикой как средствами, создавая особый тип художественной литературы и публицистическую критику. В эпоху диктатуры пролетариата П. развивается наряду с художественной литературой и критикой, становясь в руках пролетариата мощным орудием коммунистического перевоспитания масс и пропаганды идей коммунизма и пролетарской революции во всем мире. В то же время советская художественная литература и критика, сохраняя свою специфичность, приобретают четкую идейную направленность и заостренность, выражая этим свойственную пролетарскому мировоззрению действенность, партийность.
       В России яркие примеры П. мы находим уже в XVI в. М. Н. Покровский писал: «В XVI в. у нас появляется вдруг, что и не снилось Москве XIV в., политическая литература, публицистика». Не касаясь всей массы публицистических произведений, отметим литературную полемику Ивана IV с кн. Андреем Курбским, писания Ив. Пересветова, а еще раньше (XV в.) послание старца Псковского монастыря Филофея к великому князю Василию Ивановичу. Политическая задача Филофея заключалась в проведении идеи Москва — III Рим: «два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Писания Ивана Пересветова имели своей политической задачей защиту самодержавно-бюрократического государства Ивана IV и проповедь той же идеи Москва — III Рим. Публицистические произведения Ивана Грозного — письма к Курбскому и писания к игумену Кирилло-белозерского монастыря — вызваны были политическими задачами защиты дворянства и купечества против претензий старого боярства. Боярство выдвинуло своего идеолога — кн. Андрея Курбского, давшего «историю вел. кн. Московского» и письма к Грозному. Раньше феодал, при помощи насилия или хитрости отняв землю у своего соседа, иногда старался замолить свой грех, построив один или два монастыря. Дальше этого сознание совершенного им преступления не шло. Теперь отдельные классы оспаривают друг у друга земли и власть над трудящимися, стараясь доказать свою правоту примерами из истории, священного писания и т. д., стараясь убедить, что то, что нужно им, хорошо для всех. Поэтому иногда они даже заступаются за угнетенных и выступают под видом представителей народных масс и их интересов. В числе публицистических произведений XV—XVI вв. мы имеем произведения, направленные против церкви. «Беседа преподобного Сергия и Германа валаамских чудотворцев» — яркий памфлет, направленный против церкви и монастырей.
       В XVIII в. П. в России выступила уже довольно широко. К П. должны быть отнесены сатиры Кантемира, «Были и небылицы» Екатерины II и в особенности «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, журналистика Новикова, раннего Крылова и др. Новиков, Крылов и в особенности Радищев резко критиковали всю систему общественных отношений, крепостное право, царскую бюрократию, суд, воспитание, а Радищев и Новиков — и самовластие царя. В XVIII в. появляются произведения и низовых крестьянских, казацких и солдатских масс: «Плач-памфлет о крепостной доле (копия с просьбы в небесную канцелярию)», «Плач холопов» и др.
       На Западе начало развития П. также относится к эпохе феодализма. Острая классовая борьба конца средних веков и начала нового времени вызывает к жизни П. Борьба капитализма на Западе против феодализма приняла форму отрицания церкви и монастырей, попов и монахов как ярких выразителей реакции. «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, «Письма темных людей» обнажают характер этой борьбы средствами публицистики. Сама художественная литература принимает ярко выраженный публицистический характер.
       В период Реформации, когда крестьянское движение шло под знаменем религиозной борьбы, возникла нужда в обращении к широким народным массам. Этой потребности отвечала П., видное место среди произведений к-рой занимает полемика между Фомой Мюнцером — вождем крестьянского восстания 1525 — и вождем Реформации Лютером.
       Английская революция XVII века вызвала исключительный рост П. Борьба против Карла I требовала своей аргументации в защиту казнивших. Появился памфлет, отвечавший этой задаче, — «Kieling no morder» (Умерщвление — не убийство). Промышленный переворот в Англии и развитие буржуазных отношений создали мощное развитие П. как формы политической борьбы. Такие явления, как борьба за освобождение Ирландии, чартистское движение и т. д., вызывали к жизни периодические органы, как «Спектатор» и знаменитые памфлеты Свифта и Дефо.
       Период подготовки к Французской революции дал мощный толчок развитию П. в форме памфлета, фельетона, газетной сатиры и т. д. П. просветителей (Вольтер, Руссо, Дидро, мемуары Бомарше и др.) является замечательным образцом этого типа творчества. «Что такое третье сословие» Сийеса может считаться лучшим образцом тогдашней публицистики, яркой, убедительной, насыщенной политической тенденцией. Газетные статьи Марата доводят П. до высшего развития, а «Народный трибун» Бабёфа кончает период этого блестящего расцвета. Эпоха Реставрации и связанная с нею борьба придали П. сатирический характер (Поль Луи Курье, Беранже этого периода сугубо насыщены П.). П. в России продолжала развиваться и в XIX в. Центральной проблемой публицистики александровской эпохи оставался вопрос об освобождении крестьян и форме политической власти. Николаевская реакция не уничтожила П., но воздействовала на ее форму своим железным цензурным уставом. П. вошла неизбежным элементом и в художественную литературу и в критику. Блестящим публицистом-критиком николаевской эпохи был Белинский. Его знаменитое письмо к Гоголю является, по утверждению Ленина, одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати. Письмо Белинского к Гоголю — замечательный яркий памфлет, с четко выраженными политическими требованиями и с страстно-разрушительным выпадом против самодержавно-крепостнического строя России.
       Ярким образцом охранительной П. являются «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя, против к-рых и был направлен удар Белинского. Тенденции охранительной П. развивали: в Москве — Погодин, Шевырев и отчасти славянофилы в журнале «Москвитянин», а в Петербурге — рептильные писаки Греч и Булгарин в «Северной пчеле». Тенденции революционной П. нашли свое продолжение у Чернышевского и Добролюбова в «Современнике», радикальной — в «Русском слове» у Писарева. Борьба между журналами 60-х гг. велась по принципиальным политическим вопросам. Обострение классовой борьбы способствовало росту П. Вместе с тем рос и цензурный гнет, и П. неизбежно становилась частью художественной литературы и критики. Блестящими образцами революционно-демократической публицистической критики 60-х годов являются статьи Чернышевского, Добролюбова и Писарева. Замечательными публицистами-художниками являются Некрасов, Салтыков-Щедрин и Глеб Успенский. Реакционный лагерь выдвинул в 60-х гг. таких публицистов, как Достоевский и Катков. П. 40—60-х гг. ставила проблему крепостного права, социализма и революции, свободы человеческой личности, женской эмансипации, семьи и брака. Иной характер имела П. бесцензурная. «Предшественницей рабочей (пролетарски-демократической или социал-демократической) печати была тогда общедемократическая бесцензурная печать с Колоколом Герцена во главе ее», писал Ленин («Из прошлого рабочей печати в России», Сочинения, том XVII, стр. 341). «Колокол» Герцена-Огарева создал тип вольного бесцензурного публицистического произведения, принимающего то форму памфлета, то сатиры, то прямого обвинительного акта. По яркости, силе и страстности публицистика Герцена занимает одно из первых мест в истории русской публицистики.
       Появление на исторической сцене новой общественной силы — пролетариата — дало новый толчок развитию публицистики и придало ей новое содержание. В Германии публицистика выявилась особенно ярко в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса. Памфлеты К. Маркса показывают огромный литературный талант, остроумие, язвительный, уничтожающий противника сарказм; его П. являлась одновременно и агитацией и глубокой обобщающей научной работой, подкреплявшей и развивавшей определенную политически-партийную линию. Это — характерный признак пролетарской П. В России содержанием пролетарской П. на первых порах явилась борьба с народниками. Основными вопросами были вопросы о характере развития России, о крестьянстве, о революции, о социализме и т. д. Народнический лагерь выдвинул Н. К. Михайловского. С позиций марксизма (хотя и непоследовательного) боролся с народничеством Плеханов. Подлинным и наивысшим образцом последовательно-марксистской П. была гениальная публицистика Ленина, творчески развивавшая принципы Маркса в обстановке новейшего этапа капитализма. Преследования царской жандармерии обусловили появление подпольной агитационной П. Еще в 60-х гг. возникла форма подпольной прокламации. В 90-х и 900-х: гг. в России «подпольные листки» были обычным явлением. Многие марксисты-публицисты пользовались образами художественной литературы (Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Гл. Успенского и др.). Борьба с экономизмом и меньшевизмом, отзовизмом, богоискательством, богостроительством, ликвидаторством и т. д. вызвала к жизни яркие произведения большевистской публицистики (В. Воровский, М. Ольминский, М. Покровский, В. Фриче и др.). Особенность ее заключалась прежде всего в открытом проведении в ней принципа партийности. Ленин в 1905 писал: «Литература должна быть партийной. В противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, барскому анархизму и погоне за наживой, — социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме. В чем же состоит этот принцип партийной литературы? Не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, независимым от общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, колесиком и винтиком одного единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса. Литературное дело должно стать составной частью организованной планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы...
       Мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие (т. е. свободу печати — М. Д.), срываем фальшивые вывески, — не для того, чтобы получить неклассовую литературу и искусство (это будет возможно лишь в социалистическом внеклассовом обществе), а для того, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией, литературе противопоставить действительно свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу» (Ленин, Партийная организация и партийная литература, Сочин., т. VIII, стр. 387 и 389).
       Примерами партийно-заостренной пролетарской публицистики кроме названного могут служить статьи «Искры» до раскола или в революцию 1905 публицистика лит-ой группы при МК РСДРП в сборниках «Текущий момент», «Вопросы дня» и др. Не замолкала пролетарская П. и в годы реакции после революции 1905. Литераторы выступали тогда не только с публицистически-художественными произведениями, но и прямо с публицистическими статьями, как напр. М. Горький.
       В то же время буржуазия откровенно превращала своих публицистов в продажных, лживых, на все готовых наемных агентов, к-рые не стыдились быть орудием вопиющей несправедливости. Меньшевистская П., как и буржуазная, выполняла свою политическую задачу — одурманивания масс, превращая их в послушное орудие империалистических хищников. Пролетарская П. вынужденно ушла в подполье и свободно развернулась лишь после Октябрьской революции. Гражданская война, социалистическое строительство, индустриализация страны, коллективизация с. х., громадный культурный подъем в стране, рабселькоровское движение, возникновение множества газет и массовых изданий, все это вызвало расцвет пролетарской П. Работы гениального вождя социалистической революции т. Сталина, а также речи лучших соратников его, тт. Кирова, Кагановича, Молотова, публицистика «Правды» являются образцами советской пролетарской П. В условиях диктатуры пролетариата П. является мощным орудием пропаганды и агитации в коммунистическом духе. Научность и партийность — характерные черты пролетарской публицистики.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

публици́стика
(от лат. publicus – общественный), род литературы и журналистики, рассматривающий современные проблемы, актуальные политические, экономические, социальные вопросы. Цель публицистики – воздействовать на общество, привлечь внимание людей к какому-либо факту, добиться от них реакции. В публицистике всегда существует чётко выраженная авторская позиция и отсутствует художественный вымысел. Предмет публицистики – некое событие, явление, происходящее в настоящий момент или недавно произошедшее, а также мнение автора об этом событии или явлении. Публицистика формирует общественное мнение, авторы вступают в дискуссии друг с другом, защищая свою точку зрения. Публицистический стиль отличается эмоциональностью, полемичностью.
Крупными рус. публицистами были А. Н. Радищев, П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. К. Михайловский, В. В. Розанов и др. К публицистике обращались и такие известные писатели, как Н. В. Гоголь («Выбранные места из переписки с друзьями»), Ф. М. Достоевский («Дневник писателя»), Л. Н. Толстой и др.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.

Публицистика
ПУБЛИЦИСТИКА (от слова публичный, общественный) — та область литературы, которая занимается политическими, общественными вопросами с целью проводить определенные взгляды в широких кругах читателей, создавать, формировать общественное мнение, возбуждать определенные политические кампании. Зарождение публицистики относится, конечно, к той эпохе, когда впервые появился массовый читатель, равно как и средства воспроизводить литературные произведения в большом количестве, т.-е. к началу капиталистического периода Европы, с наплывом новых идей, соответствовавших новым общественным отношениям, с развитием городской жизни и торговли, с появлением ряда открытий и изобретений и в первую голову — книгопечатания. Публицистика — дитя молодой, зарождающейся буржуазии и развивается в Европе вместе с развитием буржуазных отношений. Поэтому родиной публицистики является Италия, где вместе с первыми банками появились и первые газеты и где в эпоху «Возрождения» возникла первая литературная форма публицистики — памфлет, т.-е. небольшая брошюра ярко агитационного содержания, занимающаяся каким-либо злободневным, наболевшим вопросом или нападающая на особо ненавистных в политическом отношении лиц и группы.
Конец средних веков и начало нового времени, эпоха крушения феодализма, с его натуральным хозяйством, экономическим и духовным застоем, есть эпоха глубоко революционная. И как все последующие революционные эпохи, она создает обширную публицистическую литературу и в первую очередь памфлеты. Кроме ряда итальянских гуманистов, выступивших против католической церкви, особенно прославились в конце XV и начале XVI века германские гуманисты Эразм Роттердамский с его «Похвалой глупости» и Рейхлин — своими «Письмами темных людей», высмеивавшими невежественных монахов, наиболее ненавистную и реакционную общественную группу того времени. Великое общественное движение, известное под названием реформации, всколыхнувшее огромные массы низших слоев населения, впервые создало публицистику для народа, популярную, грубую по форме, но нередко едкую и остроумную. Ядовитыми памфлетами полемического характера обменивались вождь умеренной реформации — Лютер с апостолом еретического коммунизма и вождем крестьянского восстания 1525 г. — Фомой Мюнцером, который в своих брошюрах и воззваниях предавал проклятию и духовенство, и властей.
Особенно развился памфлет в эпоху первой английской революции XVII в. Великий английский поэт Мильтон впервые в истории написал памфлет в защиту свободы печати. Тогда же появился знаменитый памфлет „Killing — no murder“ («умерщвление — не убийство»), оправдывавший казнь короля. Ряд памфлетов был написан демократом Лильборном и коммунистами — «истинными левеллерами». С тех пор памфлет сделался любимым духовным оружием английских оппозиционных партий и дал образцы высокого агитационного мастерства, особенно во время больших политических кампаний, как борьба за избирательную реформу и за отмену хлебных законов в первой половине XIX в., борьба за освобождение Ирландии или чартизм. Замечательного развития достиг также памфлет (наряду с политическими газетами) в эпоху Великой французской революции, которая открылась брошюрой аббата Сийеса «Что такое третье сословие», достигла апогея в газетах Марата и окончилась «Народным трибуном» Бабефа. В эпоху реставрации сатирическими памфлетами против вернувшихся дворян и королевской администрации прославился французский Щедрин — Поль Луи Курье. Замечательны также памфлеты социалистов 30-х и 40-х г.г. После того памфлета все более вытесняется во Франции газетной публицистикой.
В Германии до революции 1848 г. в качестве публицистов прославились поэт Гейне и критик Берне. Но затем первое место бесспорно занял Карл Маркс, который в своих памфлетах и газетных статьях умел соединять блестящий литературный талант, остроумие и язвительный, убивающий сарказм с глубоким и ясным теоретическим анализом. Вот почему его памфлеты — одновременно и агитационные, и глубоко научные работы. Первой такой работой явился «Манифест коммунистической партии» Маркса и Энгельса. Затем статьи Маркса в «Новой Рейнской газете», «18-е Брюмера Луи Бонапарта», где с уничтожающей сатирой и насмешкой по адресу героя переворота 1851 г. дается и классовое объяснение самой возможности этого переворота, — наконец, «Гражданская война во Франции», манифест I Интернационала, выпущенный тотчас после усмирения Парижской Коммуны.
Большим мастером агитационно-научного памфлета был в Германии и Лассаль, который писал свои речи и распространял их в форме брошюр.
В России вследствие цензурных условий публицистики в настоящем смысле слова не было вовсе, вплоть до 1905 г., кроме кратких периодов ослабления цензурного гнета, как начало 60-х или самый конец 70-х годов. Поэтому в России публицистика скрывалась под видом литературной критики, в которой авторам иногда удавалось при помощи «эзоповского» языка, т.-е. иносказаний и умолчаний, обмануть бдительность цензора. С этой точки зрения первым подлинным русским публицистом надо считать Белинского. А его «Письмо к Гоголю», ходившее по России в рукописных списках, было первым нелегальным политическим памфлетом.
Первым создателем бесцензурной политической газеты «Колокол» был Герцен, со своим огромным литературным дарованием.
Выдающимся публицистом и в то же время великим мастером обманывать цензуру — был Чернышевский, выработавший уменье прямо издеваться над цензором и с полуслова быть понятым своим читателем.
Высокоодаренным публицистом-сатириком был Салтыков-Щедрин, соединявший с талантом публициста глубокий дар художника. Ярким публицистом был также социолог и литературный критик, идейный вождь и теоретик народничества — Н. К. Михайловский. С 60-х годов несколько талантливых газетных и журнальных публицистов выдвигает и реакционный лагерь русской общественной жизни. На первом месте здесь нужно поставить Каткова, затем Достоевского, как автора «Дневника писателя», а в более поздние времена — Суворина и Меньшикова, редактора и фельетониста газеты «Новое Время».
С появлением в русской литературе марксизма выступает целый ряд талантливых публицистов и памфлетистов, проникнутых марксовским духом в литературе, т.-е. не ограничивающихся литературной агитацией или критикой политических и общественных порядков, но придающих им научное содержание в духе исторического материализма. Учителем всех марксистких публицистов и в этом отношении является Плеханов, несравненный полемист и стилист, одновременно остроумный и глубоко содержательный. А когда в начале 1900-х годов к Плеханову присоединяются молодые марксистские публицисты Ленин и Мартов, и они заграницей начинают издавать вместе политический журнал «Искра», получается яркое литературное созвездие, которое ведет публицистическую войну на четыре фронта: против царизма, против либералов, народников, наконец, против оппортунистов внутри самой социал-демократии. «Искра» — это одна из самых блестящих страниц в истории не только русской публицистики, но и публицистики вообще, как по глубине содержания, так и по силе наносимых ударов. С 1902 года в «Искре» начинает сотрудничать Троцкий, который ко времени революции 1905 года вырабатывается в первоклассного публициста, оригинального и яркого, как в области ударных газетных статей, так и в области брошюр памфлетного характера. Его маленькие статьи в копеечной «Русской Газете» в «дни свободы» 1905 г., его написанный в тюрьме весной 1906 г. памфлет «Господин Петр Струве в политике» — это шедевры публицистического искусства.
По мере ускорения темпа общественной жизни в Европе, т.-е. по мере развития капитализма и городской жизни, тяжеловесное орудие памфлета и журнальной статьи все более заменяется легкой, текучей, подвижной газетной публицистикой, имеющей форму передовой статьи или фельетона и дающей возможность вести политические кампании изо дня в день.
Особенное значение, конечно, приобретает газетная публицистика в эпохи революционные и предреволюционные, а также во время войн, т.-е. тогда, когда живущие обыкновенно инертною, пассивною жизнью массы втягиваются в политические вопросы, в борьбу политических партий. Вместе с тем публицистика приобретает все более партийный характер, являясь органом сложившихся политических партий, выражающих определенные классовые или групповые интересы. Уже во время первой французской революции появилось множество газет и выдвинулись талантливые газетные публицисты, как Камилл Демулен или проницательный и верный «друг народа» Марат. Огромную роль играли газеты и в европейских революциях 1848 г., а также в России в 1905 и 1917 г., когда особенную популярность приобрел Ленин. Но затем крупный капитал начинает постепенно подчинять себе газетную публицистику, делая ее не только орудием своих политических интересов, но и средством экономического обогащения. Последней вспышкой буржуазной «свободной мысли» были 60-е годы, эпоха Наполеона III, когда радикальная республиканская публицистика, отражавшая интересы средней и мелкой буржуазии, выдвинула таких талантливых публицистов, как Рошфор и Клемансо, которые потом оба стали оплотами буржуазной реакции. Начиная с последней трети XIX в. и особенно с конца его, с эпохи новейшего империализма, большие газетные предприятия, требующие огромных средств, постепенно попадают в экономическую зависимость от капиталистических клик или отдельных магнатов капитала. «Свободная» пресса перестает быть выразительницей «общественного мнения». Наоборот, став простыми наемными агентами капитала, редактора и публицисты больших газет обрабатывают общественное мнение в интересах своих хозяев, не останавливаясь ни перед самой бесстыдной ложью, ни перед замалчиванием самых вопиющих фактов. В лучшем случае газеты вынуждены заискивать перед капиталом из страха лишиться объявлений, которые составляют главную финансовую опору газетного дела. В большинстве же случаев газеты просто скупаются капиталистами и делаются орудием рекламы для них, орудием борьбы с конкурентами и политических интриг. Образуются целые тресты, владеющие большинством «уличной», «бульварной», «желтой», т. е. обывательской и потому наиболее распространенной прессы. Таковы газеты недавно умершего Нортклифа, в Англии, газеты Херста в Америке. Орудия информации, телеграфные агентства делаются монопольной собственностью акул мирового империализма и в соответственном духе обрабатывают или, наоборот, замалчивают факты. Особенного разврата, продажности и покорности капиталу достигла пресса Соединенных Штатов, о чем красноречиво поведал честный и талантливый американский писатель Уптон Синклер (особенно в своей книге «Медная марка»), которого бойкотируют в Америке не только все редакции и издательства, но даже все типографии, так что он должен сам набирать, печатать и распространять свои произведения. Само собой понятно, что бедные и независимые от капитала социалистические газеты в капиталистических странах не могут бороться с могущественными газетными трестами. И поэтому капиталистической, импералисткой прессе удается дурачить и обманывать и широкие массы пролетариата и крестьянства, подчиняя их идейному влиянию буржуазии.
Наряду со школой и казармой буржуазная публицистика стала важнейшим орудием духовного закрепощения и одурманения масс. С особенной силой сказалась эта роль буржуазной публицистики во время мировой войны, когда, в интересах затеявших войну капиталистических клик, вся почти без исключения печать воюющих и даже нейтральных стран, в том числе даже отчасти печать социал-демократическая изо дня в день проповедывала необходимость и справедливость войны, оглушала и притупляла сознание народных масс патриотическим барабанным боем и тем помогала превращать эти массы в покорное пушечное мясо.
Октябрьская революция в России пробила первую серьезную брешь в мировой буржуазной монополии в области публицистики. Впервые в истории в руках коммунистической партии оказалось такое могущественное средство пропаганды, как государственная власть, все типографии, все запасы бумаги, почта, телеграф, радиостанции. И если в России публицистика сделалась монополией коммунистической партии и средством воспитания масс в революционном, антикапиталистическом духе, то и на Западе становилось все более невозможным замалчивать эту революционную пропаганду. Ибо самые декреты Советской власти, направленные против помещиков и капиталистов внутри России, а также дипломатические ноты, посылавшиеся по радио воевавшим с Россией или блокировавшим ее правительствам, становясь на Западе достоянием гласности, превращались в руках европейских и американских коммунистов, а также революционеров Азии — в публицистику, в орудие пропаганды и революционизирования пролетариата. Самый факт существования Советской России сделался средством революционной публицистики для одних, контр-революционной — для других.
К публицистике в широком смысле слова может быть отнесена и специально агитационная литература, т.-е. литература, обращенная к массам, призывающая к определенным действиям. Вот как характеризовал когда-то Плеханов роль агитации и ее отличие от пропаганды, т.-е. деятельности общественно-просветительной: «Пропаганда, собственно, так называемая, утратила бы всякое историческое значение, если бы она не сопровождалась агитацией. Пропаганда сообщает правильные взгляды десяткам, сотням, тысячам людей... Но влияние на общественную жизнь современных цивилизованных стран немыслимо без влияния на массу, т.-е. без агитации... Пропагандист дает много идей одному лицу или нескольким лицам, а агитатор дает только одну или только несколько идей, зато он дает их целой массе лиц, иногда чуть не целому населению данной местности. Но история делается массой. Следовательно, агитация есть цель пропаганды: я веду пропаганду затем, чтобы иметь возможность перейти к агитации».
Поэтому, если литература пропагандистская носит форму брошюр, журнальных, а иногда и газетных статей, то агитационная литература чаще всего имеет характер кратких воззваний, разбрасываемых прокламаций, стенных афиш и даже плакатов. Обыкновенно к таким формам влияния на массы прибегают революционные партии, не имеющие своего широко разветвленного газетного аппарата или преследуемые цензурой, а также и органы власти в моменты острых политических кризисов, как войны или революции. Одним из наиболее распространенных видов агитационной литературы в так называемых парламентских странах являются избирательные афиши, где разные партии перед выборами излагают свои программы, дают обещания, критикуют противников и зовут массы голосовать за своих кандидатов. Но даже при видимой свободе предвыборной агитации богатые буржуазные партии имеют все преимущества в этой бумажной войне и заклеивают своими афишами все стены европейских или американских городов.
Тайные революционные прокламации, «подпольные листки», были очень распространенной формой агитации в царской России с конца 90-х и особенно с начала 900-х годов и давали первый толчок пробужденной политической мысли и классового самосознания русских рабочих. Но захватывали они лишь небольшую часть пролетариата и не могли проникать в самую толщу народных масс. Только в советской России и этот вид литературы, стенные воззвания, иллюстрированные плакаты и даже агитационные листки, разбрасываемые с аэропланов (что во время мировой войны ловко умело использовать германское правительство) — впервые в мировой истории стал орудием воздействия на массы в руках стоящей у власти коммунистической партии.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Публицистика" в других словарях:

  • Публицистика —     ПУБЛИЦИСТИКА (от слова публичный, общественный) та область литературы, которая занимается политическими, общественными вопросами с целью проводить определенные взгляды в широких кругах читателей, создавать, формировать общественное мнение,… …   Словарь литературных терминов

  • ПУБЛИЦИСТИКА — 1) наука государственного права; 2) совокупность газетных и журнальных статей, брошюр и т. п., обсуждающих общегосударственные или общественные интересы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПУБЛИЦИСТИКА …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПУБЛИЦИСТИКА — (от лат. publicus общественный) род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в т. ч. формирующегося… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПУБЛИЦИСТИКА — ПУБЛИЦИСТИКА, публицистики, мн. нет, жен. (от лат. publicus общественный) (книжн.). 1. Литература по общественно политическим вопросам. Русская публицистика 60 х гг. 2. Жанр, стиль, характерные особенности такой литературы. Роман, насыщенный… …   Толковый словарь Ушакова

  • Публицистика — специфический род литературы, который рассматривает актуальные проблемы жизни и деятельности общества, его культуру, политику, философию, экономику и др. См. также: Литературные произведения Публикации Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • ПУБЛИЦИСТИКА — (от латинского publicus общественный), род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Существует в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура и др.), фото и… …   Современная энциклопедия

  • ПУБЛИЦИСТИКА — ПУБЛИЦИСТИКА, и, жен. Литература по актуальным общественно политическим вопросам современности, текущей жизни общества. Художественная п. | прил. публицистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • публицистика — сущ., кол во синонимов: 6 • кинопублицистика (1) • литература (24) • радиопубл …   Словарь синонимов

  • Публицистика — обсуждение в печати насущных вопросовобщественно политической жизни. Вопросы эти могут быть также предметомнаучного исследования, но общность предмета не должна вести к смешениюобласти науки и П. Разница определяется прежде всего мотивами… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ПУБЛИЦИСТИКА — См. ПУБЛИЦИСТ В. В. Виноградов. История слов, 2010 …   История слов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»