Прерафаэлиты

Прерафаэлиты
Прерафаэлиты

       
ПРЕРАФАЭЛИТЫ — представители эстетско-мистического направления в английской поэзии и живописи во второй половине XIX в. Первым этапом его развития было возникновение так наз. «прерафаэлитского братства», состоявшего первоначально из 7 «братьев»: живописцев Дж. Э. Миллеса (1823—1896), Хольмана Хента (1827—1910), Данте Габриэля Россетти (1828—1882), живописца и поэта, его младшего брата Майкля Россетти, Ульнера, скульптора и поэта, и живописцев Стивенса и Коллинсона. Если в живописи художественные принципы прерафаэлитизма вырабатывались Миллесом, Хентом и Россетти совместно, то в поэзии основоположником школы является Россетти (см.), определивший прерафаэлитскую тематику и стилевые приемы, введший в английскую поэзию итальянские ренессансные мотивы и привнесший в модернизованную средневековую народную балладу элементы декадентского эстетизма. Россетти явился проводником бодлеровского эстетизированного католицизма.
       Другой поэт П. — Суинберн — берет свою сюжетику из античной мифологии («Atalanta in Calydon», 1865), римской истории периода упадка империи (знаменитая «Faustine»), кельтского эпоса («Tristram of Lyoness», 1882), старой провансальской литературы («The Leper») и поэзии французского «Парнаса» (Готье, Леконт де Лиля). Для Россетти и Суинберна характерны мотивы сатанизма, вызвавшие обвинение их в «богохульственной» подаче религиозных мотивов.
       Третий из поэтов этой группы, Моррис (см.), мечтатель-эстет («dreamer of dreams), также ретроспективен в своем поэтическом творчестве Он берет свои темы из романов Круглого стола («The Defence of Guenevere», 1858), греч. эпоса («The Life and Death of Jason», 1867), скандинавских преданий («The Earthly Paradise», 1868—1870, «Grettis saga», 1869) и отлично передает дух средневековой готики. Мелкобуржуазный утопист, мечтавший о ремесленных формах труда и патриархальных отношениях, он в своей утопии «Вести ниоткуда» рисует идеальное, с его точки зрения, общество, где господствует ручной труд, ставший искусством, а в архаичном романе «Видение о Джоне Болл» идеализирует раннюю мелкобуржуазную культуру.
       После разгрома чартизма господствующий класс, боясь нового революционного движения, начинает культивировать религиозные идеи, подновленные эстетизмом. Носителями мистического неохристианства и являются эстеты-прерафаэлиты Рёскин, Россетти, Берн-Джонс, а позднее Патер и пр. В литературе, как и в живописи, они сочетают внешний реализм с глубоко мистической насыщенностью. Это направление могло бы быть охарактеризовано как своеобразная натуралистическая неоромантика. В поэзии своим основоположником П. считают поэта начала XIX в. Китса, эстетическую формулу к-рого о том, что «красота есть единственная истина», они принимают целиком.
       Трансцендентный идеализм, явившийся отражением Оксфордского движения, представляет философское содержание прерафаэлитизма. П. — крайние индивидуалисты. Этим индивидуализмом и объясняется их восхищение ранним итальянским искусством (Фра-Анджелико, Липпи, Боттичелли). Они ставили себе целью поднять общий уровень английской эстетической культуры, но в виду своего утонченного аристократизма, ретроспектизма и созерцательности их творчество мало воздействовало на широкие массы, несмотря на попытки популяризации его сначала Рёскиным, затем его учеником и последователем Моррисом. П. оказали влияние на французских символистов — Верлена, Малларме и др., заимствовав в свое время многое у парнасцев, а также определили творчество последующих английских эстетов: Патера, выросшего из Рёскина, Уайльда, Вернон-Ли, Симмондса, Даусона и мн. др. Через посредство Патера и Уайльда они воздействовали и на русских символистов.
       В эстетизме П. насквозь реакционная идеология английского рантьерства и земельной аристократии нашла свое наиболее законченное выражение.

Библиография:
Ruskin J., Preraphaelitism, Three letters to the Times, L., 1851; Его же, Three colors of Preraphaelitism, «XIX Century», 1851; Buchanan R., The Fleshly School of poetry, «The Contemporary Review», 1871, OA.; Hamilton W., Aesthetic movement in England, L., 1882; La Sizeranne R., de, La Peinture anglaise contemporaine, P., 1895; Его же, Ruskin et la religion de la beaute, P., 1897; Bate P. H., English Pre-Raphaelite painters, their associates a. successors, L., 1899; Bayliss W., Five Great painters of the Victorian Era, 2-nd ed., L., 1904; Armstrong W., Art in Great Britain a. Ireland, L., 1909; Drinkwater J., Victorian Poetry, L., 1923; Fehr B., Die englische Literatur d. XIX und XX Jahr., Wildpark — Potsdam, 1924; Chesterton G. K., The Victorian age in literature, L., l 925; Мутер Р., История живописи в XIX в., 3 тт., СПБ, 1899—1902; Рескин Д., Лекции об искусстве, М., 1900; Его же, Искусство и действительность, М., 1900; Его же, Современные художники, М., 1901; Сизеран Р., Современная английская живопись, М., 1908; Уайльд О., Ренессанс английского искусства, Полное собр. сочин. О. Уайльда, т. IV, СПБ, 1912.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

прерафаэли́ты
группа английских поэтов и художников, организовавших в 1848 г. «Прерафаэлитское братство». Название связано с декларируемой ориентацией на художников и писателей дорафаэлевской эпохи (Джотто, С. Боккаччо, Данте). Глава прерафаэлитов – художник и поэт Д. Г. Россетти. Для творчества прерафаэлитов характерны культ красоты, мистические мотивы. В 1850 г. выпустили 4 номера журнала «Росток» («The Germ»). Прерафаэлиты оказали влияние на творчество последующих писателей и художников, в том числе О. Уайльда и О. Бёрдсли.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.

Прерафаэлиты
ПРЕРАФАЭЛИТЫ — группа английских поэтов, отличавшихся своим мистическим направлением и преклонением перед художниками до Рафаэля. Во главе группы стоял Россетти, к которому примыкали Потмор, Вульнер, Свинбери, В. Морис и др. Прерафаэлиты вдохновлялись Дантом и английским поэтом-мистиком Влеком. Их произведения разрабатывают средневековые темы, восточные и северные сказания. Это поэзия символов, в которые прерафаэлиты облекают свои смутные настроения. Характерная их особенность — сближение поэзии с живописью и музыкой.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Прерафаэлиты" в других словарях:

  • Прерафаэлиты —         (от лат. ргае перед и Рафаэль), английские художники и писатели второй половины XIX в. Стремились к возрождению наивной религиозности средневекового и раннеренессансного искусства. Братство прерафаэлитов было основано в 1848 поэтом и… …   Художественная энциклопедия

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — английские художники, основавшие в половине XIX ст. особую школу; они проповедуют искренность и простодушие в живописи. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ПРЕРАФАЭЛИТЫ основанная в 1850 г.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Прерафаэлиты —     ПРЕРАФАЭЛИТЫ группа английских поэтов, отличавшихся своим мистическим направлением и преклонением перед художниками до Рафаэля. Во главе группы стоял Россетти, к которому примыкали Потмор, Вульнер, Свинбери, В. Морис и др. Прерафаэлиты… …   Словарь литературных терминов

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — (от латинского prae перед и Рафаэль), группа английских художников и писателей 19 в., избравшая идеалом наивное искусство средних веков и Возрождения (до Рафаэля). Члены Братства прерафаэлитов (1848 53; Д.Г. Россетти, Х. Хант и др.) сочетали… …   Современная энциклопедия

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — (от лат. prae перед и Рафаэль) группа английских художников и писателей 19 в., избравшая своим идеалом наивное искусство средних веков и Раннего Возрождения (до Рафаэля). Члены Братства прерафаэлитов (1848 53, Д. Г. Россетти, Х. Хант, Дж. Э.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Прерафаэлиты — (от латинского prae перед и Рафаэль), группа английских художников и писателей 19 в., избравшая идеалом “наивное” искусство средних веков и Возрождения (до Рафаэля). Члены “Братства прерафаэлитов ” (1848 53; Д.Г. Россетти, Х. Хант и др.) сочетали …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — [рэ], прерафаэлитов, ед. прерафаэлит, прерафаэлита, муж. (от лат. приставки prae до, перед и имени итал. художника Рафаэля) (иск.). Группа художников в Англии в середине 19 века, проповедовавшая возврат к примитивным формам ранней итальянской… …   Толковый словарь Ушакова

  • Прерафаэлиты — группа английских художников и поэтов, образовавшаясяв начале 50 х годов XIX ст. с целью борьбы против условности ванглийском искусстве первой половины века, против академических традицийи слепого подражания классическим образцам. Название… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Прерафаэлиты — «Офелия», Д. Э. Милле, одна из самых известных картин прерафаэлитов. 1852 г., галерея Тейт, Лондон Прерафаэлиты (англ.  …   Википедия

  • прерафаэлиты — ов; мн. (ед. прерафаэлит, а; м.). [от лат. prae перед и имени итальянского художника Рафаэля] Группа английских художников и писателей второй половины 19 в., изображавшая своим идеалом искусство средних веков и раннего Возрождения (до Рафаэля).… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»