Ариосто

Ариосто
Ариосто

       
АРИОСТО Лодовико (Lodovico Ariosto, 1474–1533) — итальянский поэт. Жизнь его целиком связана с Феррарой. Отец предназначал ему карьеру правоведа, но юноша, отказавшись почерпнуть какое-либо вдохновение в Дигестах, погрузился в изучение классиков; он настолько усвоил формы и размеры римской поэтики, что без труда писал какие угодно латинские стихотворения. Больше всего он любил свои книги и те настроения, к-рые в книгах черпались. Невзгоды Италии оставляли его спокойным и не мешали его латинским версификаторским опытам. Единственной его заботой был заработок. Он служит у кардинала Ипполито д’Эсте, затем у феррарского герцога Альфонсо. А. должен был заботиться об организации всякого рода празднеств при его дворе. В 1522 А. стал губернатором Гарфаньяны. Вернувшись оттуда, он построил небольшой домик, окруженный садиком и огородом, где и жил до конца жизни со своей подругою флорентинкой Алессандрой Бенуччи; у нее он учился чистой тосканской речи (в яз. А. было немало эмилианских провинциализмов). Последние годы он делил время между своими овощами и поэмой «Неистовый Роланд» (Orlando furioso), которой он занимался 25 лет (1507–1532). Сюжет «Неистового Роланда» — сюжет каролингского эпоса, который в Италии уже давно стал обрабатываться в романтическом стиле поэм Круглого стола. В XII и XIII веках отдельные эпизоды этого цикла пелись сказителями северной Италии; в XIV в. они исполнялись жонглерами в тосканских городах; при Лоренцо Медичи Пульчи написал на этот сюжет своего «Морганте», а в 1486 Боярдо в Ферраре написал «Влюбленного Роланда». Поэма А. — вторая рыцарская поэма Феррары. Между ее окончательной редакцией и поэмой Боярдо прошло почти 50 лет. Еще через 50 лет Феррара получила свою третью рыцарскую поэму — «Освобожденный Иерусалим» (1581) Тассо (см.). И не случайно, что Феррара была родиною этих поэм, из которых две последние принадлежат к величайшим произведениям мировой литературы. Рыцарство, к-рое давно умерло за Альпами, о к-ром забыли во всех остальных государствах Италии, в Ферраре было живым бытом. Разумеется рыцарский быт Феррары XVI в. в очень многом отличался от рыцарского быта феодальной эпохи и чем дальше, тем больше пропитывался институтами и чертами торгово-капиталистической эпохи (казенные торговые монополии и пр.), но внешне держался очень стойко. Литература, стремившаяся удовлетворить вкусам наиболее влиятельной общественной группы, придворно-аристократической, естественно шла навстречу этим вкусам. Так делал Боярдо, так сделал А., к-рый продолжал поэму своего предшественника и перенес к себе его главных героев. В поэме нет ни одного внесенного самим Ариосто эпизода: все заимствовано в романтическом цикле, у классиков (Вергилий, Овидий), в новеллистике. Это конечно не значит, что «Неистовый Роланд» лишен оригинальности, наоборот в мировой поэзии мало столь своеобразных произведений. «Неистовый Роланд» содержит три больших эпизода: нашествие мавров на Францию, безумие Роланда и роман Руджиеро и Брадаманты с сопровождающим его прославлением дома д’Эсте. Несмотря на то, что три главные эпизода сопровождаются бесконечным количеством второстепенных, отдельные части поэмы, большие и малые, спаяны в единую картину, носящую яркую печать гения А. Для своего читателя, для феррарского аристократа, А. говорит о том, чем должен быть рыцарь, и вместе с тем создает поэму, полную всеми очарованиями большого искусства. Уже Пульчи и особенно Боярдо внесли в повествовательную канву средневековых эпопей разработанный тосканскими поэтами психологический элемент. А. развил его с величайшим мастерством, и напр. рассказ о безумии Роланда дает такую потрясающую картину, подобную которой трудно найти в мировом эпосе. На поэму наложила печать эпоха. Когда А. придавал окончательную отделку «Роланду», Италия переживала время феодальной и католической реакции, и это становится заметным тотчас же, как только мы начнем сравнивать поэму А. с «Влюбленным Роландом» и особенно с «Морганте». Пульчи, дитя буржуазной и демократической Флоренции, Боярдо, умерший до наступления реакции в Италии, обращались со своим материалом по-другому, чем А. У А. император Карл уже не комическая фигура, как у его предшественников. У А. между христианскими и сарацинскими рыцарями есть разница, которой не было во «Влюбленном Роланде»: сарацины у него не столь совершенные рыцари, как христиане. У А. была бы невозможна такая фигура, как созданный фантазией Пульчи чорт Остаротте, проповедующий свободную и терпимую философию религии. «Неистовый Роланд» не есть поэма феодальной и католической реакции в полном смысле этого слова, какою будет «Освобожденный Иерусалим»: у А. слишком много широты и иронии.
               Из-за поэмы А. иногда склонны забывать о других его произведениях. А. написал, кроме небольшого количества лирических стихотворений, семь сатир, терцинами, в духе Горация, пять комедий в манере Плавта и Теренция, подчас с прямыми заимствованиями: «La Cassaria», «I Suppositi», «La Lena», «Negromante», «La Scolastica», из которых две первые первоначально были написаны прозой и лишь позднее переложены на стихи.

Библиография:
Bolza G., Manuale ariostesco, Venezia, 1866; Rajna Pio, Le fonti dell Orlando furioso, Firenze, 1876; Ferrazzi G., Bibliographia ariostesca, Bassano, 1881; Coppelli A., Lettere di L. A. (с большим введением), Milano, 1887; Campori G., Notizie per la vita di L. A., Firenze, 1896; Carducci G., L’Orlando furioso (Vita ital. nel Cinquecento, 1906); Azzolina L., Il mondo cavalleresco in Bojardo, A., Berni, Palermo, 1912.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Арио́сто
(ariosto) Лудовико (1474, Реджо-Эмилия – 1533, Феррара), итальянский поэт, комедиограф. Родился в знатной семье, в юности изучал латынь и античную литературу. В середине 1490-х гг. начал писать на латыни оды, элегии и эпитафии, подражая римским классикам. В зрелом возрасте (с 1517 по 1525) написал 7 стихотворных сатир, в которых использовал отдельные темы и приёмы Горация. Его перу также принадлежат 5 комедий: «Шкатулка» (1508) и «Подменённые» (1509), в которых ощущается влияние римских комедиографов Плавта и Теренция, незавершённая пьеса «Студенты» (1518), «Чернокнижник» (1520) и, наконец, самая успешная – «Сводня» (1528), сюжетный материал для которой автор отыскал в «Декамероне» Дж. Боккаччо.
Любимым литературным детищем поэта стала героическая поэма «Неистовый Роланд», задуманная ещё ок. 1505 г. (1-я редакция – 1516, 2-я – 1521, окончательная, 3-я – 1532). Сам писатель считал своё объёмное сочинение (46 песен-глав) «дополнением» к поэме своего соотечественника Маттео Боярдо «Влюблённый Орландо» (кон. 15 в.), но оно вполне автономно и не требует знания поэмы-предшественницы, славу которой легко затмило. Условный исторический фон сюжета – борьба короля Карла Великого против мавров, во главе которых стоят два царя, испанский Марсилий и североафриканский Аграмант. Этот фон составляет историческую линию поэмы. Другая линия, волшебная, связана с приключениями двух влюблённых – молодого сарацинского воина Руджеро и девы-воительницы Брадаманты. Наконец, важнейшей сюжетной линией является психологическая. Она определена образом главного героя поэмы – Роланда, лучшего рыцаря в войске Карла (прообразом его являлся герой средневековой «Песни о Роланде»), доведённого ревностью до ужасных страданий, а страданиями – до безумия. Автор поэмы ловко ветвит эти основные линии и сплетает их ответвления, а также тонко изображает чувства и уж совсем мастерски меняет тональность повествования, переходя от явного лирического пафоса к лёгкой иронии.
Поэма принесла Ариосто прижизненную славу лучшего поэта Италии, а в дальнейшем оказала влияние на технику многих европейских поэтов, в том числе на стиль Дж. Г. Байрона и А. С. Пушкина.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Ариосто" в других словарях:

  • Ариосто — Ариосто, Лудовико Тициан. Портрет мужчины в синем (Лудовико Ариосто). 1512. Лондон, Национальная Галерея Лудовико Ариосто (итал. Ludovico Ariosto, 8 сентября 1474, Реджо …   Википедия

  • АРИОСТО — (Ariosto) Лудовико (1474 1533), итальянский поэт. Идеалы Высокого Ренессанса в лирике на латинском и итальянском языках. Комедии нравов ( Шкатулка , 1508 25; Чернокнижник , 1520). В эпопее Возрождения Неистовый Роланд (1516), в героико комической …   Современная энциклопедия

  • Ариосто — (Ariosto)         Лудовико (8.9.1474, Реджо нель Эмилия, 6.7.1533, Феррара), итальянский поэт. Сочинял пьесы, писал стихи на случай. К «мелким произведениям» (opere minori) А. относятся латинские стихи гекзаметры, оды, элегии, эпиграммы;… …   Большая советская энциклопедия

  • Ариосто Лудовико — Ариосто (Ariosto) Лудовико (8.9.1474, Реджо нель Эмилия, ‒ 6.7.1533, Феррара), итальянский поэт. Сочинял пьесы, писал стихи на случай. К «мелким произведениям» (opere minori) А. относятся латинские стихи ‒ гекзаметры, оды, элегии, эпиграммы;… …   Большая советская энциклопедия

  • АРИОСТО (Ariosto) Лудовико — (1474 1533) итальянский поэт. Героическая рыцарская поэма Неистовый Роланд (1516), продолжившая Влюбленного Роланда М. Боярдо, проникнута тонкой иронией, воплощает гуманистические идеи эпохи Возрождения. Лирика на латинском (1494 1504) и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АРИОСТО Лудовико — (Ariosto, Lodovico) (1474 1533), итальянский поэт. Родился 8 сентября 1474 в Реджо нель Эмилия, ребенком переехал с родителями в Феррару. Провел всю жизнь на службе у герцогов д Эсте, считается, что поэма Неистовый Роланд (Orlando Furioso) была… …   Энциклопедия Кольера

  • Ариосто, Лудовико — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его …   Википедия

  • Ариосто Лудовико — (Ariosto) (1474 1533), итальянский поэт. Идеалы так называемого Высокого Возрождения в лирике на латинском и итальянском языке. Комедии нравов («Шкатулка», 1508 1552; «Чернокнижник», 1520). Рыцарский куртуазный мир в «эпопее Возрождения»… …   Энциклопедический словарь

  • Ариосто — Людовик знаменитый итальянский поэт XVI стол.; родился 8 сентября 1474 в Реджио, в бывшем герцогстве Феррарском, где его отец, потомок стародворянского рода Николо дель Ариости, был комендантом крепости. А. воспитывался в феррарской школе и потом …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ариосто Л. — …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»