Октава

Октава
Октава

       
ОКТАВА — вид строфы (см.). Состоит из 8 строк с обязательным чередованием рифм в следующем порядке:
       1. ж, м, ж, м, ж, м, ж, ж или
       2. м, ж, м, ж, м, ж, м, м; при этом первые три нечетные строки рифмуются между собой точно так же, как и первые три четные, а последние две дают парную рифму по схеме: а, б, a, б, а, б, в, в.
       Размер О. в силлабо-тоническом стихосложении — обычно 5- или 6-стопный ямб, в первоначальном силлабическом — 11-сложник (endecasillabo). Пример:
       
1 жа — «Гармонии стиха божественные тайны
       2 мб — Не думай разгадать по книгам мудрецов:
       3 жа — У брега сонных вод, один бродя, случайно,
       4 мб — Прислушайся душой к шептанью тростников,
       5 жа — Дубравы говору; их звук необычайный
       6 мб — Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов
       7 жв — Невольно с уст твоих размерные октавы
       8 жв — Польются звучные, как музыка дубравы»
       (А. Майков).
       
Родина О. — Италия, где она развита была Бокаччо, Tacco, Марино и др. Видами О. являются: сицилиана (схема а, в, а, в, а, в, а, в — т. е. бесконечной рифмы; рифм в сицилиане только две: по одной для нечетных и для четных строк); спенсерова строфа, примененная Байроном в «Чайльд Гарольде» (добавляющая к О. девятую строку, видоизменяя ритм, и несколько меняющая порядок рифм: а, в, а, в, в, с, в, с, с), и nonarima (схема а, в, а, в, а, в, с, с, в, сохраняющая рифмовку О. и не отличающая по ритму 9-ю добавленную строку).
       В России О. появляется в начале XIX в. в дворянской поэзии (Кюхельбекер и др.), отвечая ее требованиям четкости и законченности формы, интонационной ровности и т. д.
       В послеоктябрьской русской лит-pe О. встречается как исключение (напр. у Панова — Д. Туманного — «Домик в Свердловске») в силу того, что интонационная напряженность и выразительность стиха создают строфические формы, резко отличные от выдержанной монотонии О.

Библиография:
см. Метрика, Строфа.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

окта́ва
(от лат. octava – восьмая), твёрдая форма, строфа из 8 стихов с рифмовкой abababcc. Её строки в итальянской силлабической поэзии имеют вид одиннадцатисложника, а в силлабо-тонической (русской, английской или немецкой) – пятистопного ямба, бесцезурного («Домик в Коломне» А. С. Пушкина) или с цезурой после второй стопы («На кончину её величества королевы Виртембергской» В. А. Жуковского), реже – шестистопного ямба с цезурой после третьей стопы («Осень» А. С. Пушкина).
К этой форме обращались знаменитые поэты итальянского Возрождения (Дж. Боккаччо во «Фьезоланских нимфах», Л. Ариосто в «Неистовом Роланде», Т. Тассо в «Освобождённом Иерусалиме»), а позднее поэты-романтики (И. В. Гёте во многих стихотворениях и в открывающем текст «Фауста» «Посвящении», а также Дж. Г. Байрон в лиро-эпических поэмах «Дон Жуан» и «Беппо»). В рус. поэзии традицию «Домика в Коломне» (связь формы октавы с жанром сатирической поэмы), восходящую к ироническому стилю октав Байрона, продолжают поэмы «Талисман» и «Сон» А. А. Фета, «Сон Попова» и «Портрет» А. К. Толстого.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.

Октава
ОКТАВА может быть рассматриваема как твердая форма и как твердая строфа. Считая а мужскою рифмою, в женскою, а' второю мужскою и в' второй женской, имеем схемы:
1) b a b a b a b′ b‘
2) a b a b a b a' a'
3) b b′ b b′ b b′ b′ b′
4) a a′ a a′ a a′ a′ a′
Отсюда видим, что октава имеет 8 стихов и 3 рифмы, причем в первых шести стихах 2 рифмы идут чередуясь, как бы составляя 1½ четверостишия с перекрестными рифмами, после чего появляется 3-ая рифма, поставленная два раза: в 7-м и 8-м стихах. Будучи взята из староитальянской строфики, октава по свойству итальянского языка имеет лишь женские и мужские рифмы, причем наиболее типична для певучего итальянского языка схема 3. По свойству русской каталектики эта форма, развиваясь, может обогатиться дактилическими и гипердактилическими рифмами, весьма свойственными языку. Тогда вполне допустимыми явятся еще, считая с за дактилическое окончание, д за пэоинческое, еще следующие схемы:
5) b c b c b c b b,
6) а с а с а с а а,
7) b d b d b d b b,
8) a d a d a d a a,
9) c b c b c b c c,
10) c c′ c c′ c c′ c′′ c′′ и т. д. много новых комбинаций.
Незыблемое свойство октавы — это расположение 3-х рифм в 8-ми стихах в известном строго определенном порядке. В самой октаве не заложено требования какого либо определенного метра. До сих пор русские октавы с Пушкина писались пятистопным и шести стопным ямбом во-первых потому, что 9/10 русских книжных стихов — ямб; во-вторых, потому, что этот метр до некоторой степени похож на тот, которым писались итальянские октавы, хотя ни итальянский живой язык, ни французский чистого ямба не знают.
Имея в пределах каталектики, метрики и числа стихов достаточно простора, октава могла бы стать распространенной твердой формой. Пока она весьма распространенная твердая строфа. Как таковая, она имеет непреложное свойство получить в последнем стихе ту-же каталектику, что и в первом, хотя непременно другую рифму:
а-а; b-b; с-с; d-d.
Отсюда ясно, что во избежание стыка (см.) одноименных, но разных рифм при сцеплении октав, как строф, нельзя брать одну схему на протяжении всей вещи. Если 1-ая октава построена по схеме 1, то вторая должна быть построена по схеме 2, третья опять как первая (по схеме 1) и т. д. Если 1-ая по схеме 5, то 2-ая по схеме 9, третья опять по схеме 5 и т. д. Это дает приятное слуху строфическое разнообразие и, имея строфу из 8-ми стихов, мы получаем законченную каталектическую волну лишь через 16 стихов, что делает октаву строфой весьма пригодной для больших поэм. Поэтому в таких произведениях можно рекомендовать четное число октав.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Октава" в других словарях:

  • ОКТАВА — (от лат. octava восьмая) ..1) в акустике единица частотного интервала, равна интервалу между двумя частотами (f1 и f2), логарифм отношения которых log2(f2/f1)=1, что соответствует f2/f1=2. 1 октава=1200 центов=301 савар2)] один из музыкальных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОКТАВА — (лат. octava, от octo восемь). 1) в музыке: восьмая ступень диатонической гаммы от основного тона. 2) самый низкий человеческий голос. 3) род стихов, с восьмистрочными строфами. 4) в католической церкви всякое восьмидневное празднество. 5)… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Октава —     ОКТАВА может быть рассматриваема как твердая форма и как твердая строфа. Считая а мужскою рифмою, в женскою, а второю мужскою и в второй женской, имеем схемы:     1) b a b a b a b′ b‘     2) a b a b a b a a     3) b b′ b b′ b b′ b′ b′     4)… …   Словарь литературных терминов

  • ОКТАВА — ОКТАВА, октавы, жен. (от лат. octavus Восьмой). 1. Восьмой тон гаммы, звучащий сходно с первым, но в более высоком регистре и имеющий одинаковое с первым название (муз.). || Соответствующий интервал между первым и восьмым тоном гаммы (муз.).… …   Толковый словарь Ушакова

  • ОКТАВА — единица частотного интервала, равна интервалу между двумя частотами (f2 и f1), логарифм отношения которых (при основании 2) log2(f2/f1)=1, что соответствует f2/f1=2; 1 О. = 1200 центов 301 савар. Применяется в акустике. Физический… …   Физическая энциклопедия

  • октава — ступень, восьмистишие, интервал, консонанс, бас, строфа Словарь русских синонимов. октава сущ., кол во синонимов: 9 • бас (16) • …   Словарь синонимов

  • октава — ы, ж. octave 1. Октава <в пикете> состоит из всех карт одной масти. 1791. Игрок 1 13. Тоже самое должно наблюдать <в пикете> в рассуждении Октав, Септимов, Секстов, Квинтов, Квартов и Терцев; а поэтому, при отбирании и покупке карт,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ОКТАВА — (музыкальное), смотри в статье Интервал …   Современная энциклопедия

  • ОКТАВА — ОКТАВА, строфа из 8 стихов с рифмовкой abababcc (смотри Рифма); в поэзии Ренессанса употреблялась в итальянских, испанских, португальских эпосах (Т. Тассо, Л. Камоэнс), в 19 в. в лирической и иронической поэзии ( Дон Жуан Дж. Байрона; Осень А.С.… …   Современная энциклопедия

  • ОКТАВА — строфа из 8 стихов с рифмовкой abababcc (см. Рифма); в поэзии Ренессанса употреблялась в итальянском, испанском, португальском эпосах (Т. Тассо, Л. Камоэнс), в 19 в. в лирической и иронической поэзии ( Дон Жуан Дж. Байрона, Осень А. С. Пушкина) …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»