Киреевские

Киреевские
Киреевские

       
КИРЕЕВСКИЕ, братья.
       

1. Иван Васильевич (1806—1856) — публицист, один из основателей русского славянофильства. В молодости примыкал вместе с В. Одоевским, Веневитиновым к кружку «любомудров», либерально настроенному и увлекавшемуся немецкой идеалистической философией. Первые критические статьи К. «Нечто о характере поэзии Пушкина» (в «Московском вестнике» Погодина за 1828) и «Обозрение русской словесности за 1829» (в альманахе Максимовича «Денница») — во многих отношениях замечательные ранние образцы русской философской критики, пролагающие дорогу Белинскому, к тому же блестящие и меткие. Для либеральных устремлений молодого К. характерно, что, впервые в русской историографии отмечая заслуги Новикова, К. разражается настоящим гимном во славу общественного мнения.
       В 1832 К. предпринял издание журнала «Европеец» и опубликовал в нем ряд критических статей («Обозрение русской словесности за 1831 год» и др.). Цензура усмотрела в этих статьях замаскированный призыв к конституции, журнал на втором номере был закрыт, а К. надолго попал в опалу и вплоть до 1845 почти не появлялся в печати. За это время в К. завершился перелом: он перешел бесповоротно на позиции реакционного мистицизма. Ратуя за философию веры и чувства против буржуазной философии разума, К. находил этот свой идеал в православии, обеспечивающем России по мнению К. великое будущее и мировую гегемонию. Таким образом, несмотря на свое опальное положение, К. был искренним апологетом устоев феодально-царистской России. В 1845 К. был соредактором погодинского «Москвитянина». Появившиеся там статьи К. о лит-ре уже окрашены в мистические и славянофильские тона.
       К. пробовал свои силы в драматургии, беллетристике и поэзии, но ничего значительного здесь не создал.
       

2. Петр Васильевич (1808—1856) — собиратель русских народных песен. Р. в родовом имении в Тульской губ. в патриархально-дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, дополнив его слушанием частных лекций у университетских профессоров в Москве, а затем лекций Шеллинга.
       К. написал чрезвычайно мало. Его миросозерцание воссоздается из многочисленных свидетельств современников, из переписки с родными и друзьями, из двух-трех печатных работ (в «Москвитянине» за 1845, кн. 3, «О древней русской истории» и предисловия к «Песням» в «Чтениях» за 1848). В этих его произведениях нашла себе яркое отображение психоидеология помещиков, встревоженных наступлением промышленного капитализма и потому крепче ухватившихся за старину и воспитавший их усадебный патриархальный уклад в безграничной идеализации, возвышаемый до категории исконных национальных устоев и идеалов. Но сдвиги в самом хозяйстве этого слоя помещиков и бесспорно высокий культурный уровень неминуемо заставляют их делать уступки, правда, робкие, половинчатые, в сторону отрицания крепостного строя. Еще в 1830 22-летним юношей К. приступил к собиранию песенного народного творчества, видя в нем наиболее яркое проявление «национального духа». Повидимому одним из толчков было воздействие на К. немецких ученых (в частности Герреса и Шеллинга), лекции к-рых он слушал в Мюнхене. Вскоре для К. собирание песен стало главным делом его жизни. Его колоссальное собрание по сведениям современников превышало 10 тыс. номеров. Частью К. собирал сам (преимущественно в Орловской губ., где с 1839 до смерти жил в своей деревне — Киреевской слободке, а затем в Тульской, Тверской, Новгородской и Симбирской губ.), но основная масса текстов ему в течение 25 лет доставлялась лит-ыми и учеными друзьями (между прочим Пушкиным, Гоголем, Языковым, Кольцовым, Далем, Вельтманом, Якушкиным, Погодиным, Шевыревым, Снегиревым, Востоковым, Соболевским и др.).
       Сборником живо интересовались как в России, так и за границей (напр. огромное значение придавал собранию русских песен Киреевского знаменитый славист Шафарик). Друзья торопили К. с изданием, но медлительный К. успел при жизни из своего многотысячного собрания опубликовать всего 31 текст; в 1848 в «Чтениях Общества истории и древностей российских», кн. IX, было напечатано 15 духовных стихов, как ч. 1 «Русских народных песен, собранных Петром К.», 4 песни — в «Московском сборнике», 1852, и 12 номеров — в «Русской беседе» за 1856, кн. I. Причиной этого была не только присущая лично К. медлительность; огромную роль играли также внешние обстоятельства (строгости цензуры): так напр. хлопоты по изданию духовных стихов тянулись 4 года: с 1846 по 1848. Систематическое издание основного собрания песен К. осуществилось лишь после его смерти и опять-таки чрезвычайно медленно: началось в 1860 и окончилось... в 1930. Песни, собранные К., имеют огромное значение как для характеристики состояния крестьянского фольклора в середине XIX в., так и для характеристики идеологических настроений в русском дворянстве той эпохи (типичен и подбор песен и расценка самим К. собиравшегося им материала, идеализация крестьянского традиционного творчества и пренебрежительное отношение к фольклору других социальных слоев, напр. фольклору фабрично-заводскому, городскому, мещанскому и т. д.).

Библиография:

I. Полн. собр. сочин. Ив. Киреевского, Под редакцией М. О. Гершензона, 2 тт., М., 1910.
       

II. Виноградов П. Г., И. В. Киреевский и начало московского славянофильства, «Вопросы философии и психологии», 1891, XI; Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. II, СПБ., 1891; Писарев Д. И., Русский Дон-Кихот, Собр. сочин., т. II, СПБ., 1894; Лясковский В., Братья Киреевские. Жизнь и труды их, СПБ., 1899; Письма П. В. Киреевского, «Русский архив», 1873, № 8, 1894, № 10, 1905, № 5; Гершензон М. О., П. В. Киреевский, Биография, «Песни, собранные П. В. Киреевским», Новая серия, вып. I, М., 1911 (или «Образы прошлого», М., 1912); Сперанский М. Н., П. В. Киреевский и его собрание песен, там же; Соколов Ю., Из тридцатых годов (Письма Киреевских к Шевыреву), «Голос минувшего», 1914, № 7; Соколов Б. М., Собиратели народных песен, М., 1923.
       

III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Бродский Н. Л., Гусев Н. А., Сидоров Н. П., Русская устная словесность, Л., 1924.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Киреевские" в других словарях:

  • Киреевские — Описание герба: см. текст Том и лист Общего гербовника: III, 64 …   Википедия

  • Киреевские — русский дворянский род. Немир Федорович Киреевский был воеводой (1614 25) в Валуйках, Беледяни и Одоеве, а в 1616 г. состоял при посольстве в Англию. Его брат Григорий Федорович был осадным головой в Гремячем (1616), а в 1627 51 гг. составил… …   Биографический словарь

  • Киреевские, братья — 1. Иван Васильевич [1806 1856] публицист, один из основателей русского славянофильства. В молодости примыкал вместе с В.Одоевским, Веневитиновым к кружку "любомудров", либерально настроенному и увлекавшемуся немецкой идеалистической… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Киреевские — русский дворянский род. Немир Федорович К. был воеводой (1614 25) в Валуйках, Лебедяни и Одоеве, а в 1616 г. состоял при посольстве в Англию. Его брат Григорий Федорович был осадным головой в Гремячем (1616), а в 1627 51 гг. составил межевые… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Киреевские — русский дворянский род. Немир Федорович К. был воеводой (1614 25) в Валуйках, Лебедяни и Одоеве, а в 1616 г. состоял при посольстве в Англию. Его брат Григорий Федорович был осадным головой в Гремячем (1616), а в 1627 51 гг. составил межевые… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Киреевские — братья, видные представители славянофильства такого направления русской общественной мысли, которое считало православие главным условием развития самых разнообразных сторон государственной, общественной и духовной жизни русского народа. Иван… …   Православный энциклопедический словарь

  • КИРЕЕВЫ - КИРЕЕВСКИЕ — От Мисюра Киреева литовского татарина, купленного князем Василием I в начале XV века. Его внук татарин Кирей Кривой бежал в 1440 е годы к польско литовскому королю Казимиру и в 1471 году был его послом к Ахмату (ПСРЛ, 25, с. 395). Из этого рода… …   Русские фамилии

  • Киреевка (Черниговская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Киреевка. Село Киреевка укр. Киріївка Страна …   Википедия

  • КИРЕЕВСКИЙ —         Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва, 11 (23). 6. 1856, Петербург], рус. философ идеалист, лит. критик и публицист; наряду с Хомяковым основоположник славянофильства. Входил в кружок «любомудров», испытал влияние нем. идеалистич.… …   Философская энциклопедия

  • литературно-музыкальные салоны — очаги культурной жизни Москвы, оказавшие большое влияние на формирование и развитие культуры России на протяжении XVIII  начала XX вв. Посетителей литературно музыкальных салонов объединяли общность интересов и стремление к просветительско… …   Москва (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»