Жилькэн это:

Жилькэн
Жилькэн

       
ЖИЛЬКЭН Иван (Iwan Gilken, 1858—1928) — бельгийский поэт. Р. в Брюсселе, получил классическое образование в институте Св. Людовика, а затем юридическое — в Лувенском университете. Служил в брюссельском Верховном суде, затем занялся лит-ой деятельностью. Жилькэн был одним из первых сотрудников журнала Макса Валлэра «Молодая Бельгия» (Jeune Belgique), а после смерти Валлэра редактировал этот журнал совместно с А. Жиро. Начиная с 1879 и до появления сборника стихов под заголовком «Ночь» (La Nuit, 1897), Ж. пережил глубокую душевную депрессию, которая сближает его с Бодлером. Ж. был убежден в полном и неизбежном развале европейской цивилизации. Под влиянием этой мысли и написана его «Ночь», к-рую первоначально он думал назвать «Конец мира» (La fin du Monde), где царит чудовищное зло, «завораживающее души, оплетая их своими щупальцами, присасываясь к душам, как пресмыкающееся, испепеляя и опаляя их подобно огненному змию». После появления этого сборника мироощущение Ж. испытывает резкий перелом. По замыслу автора «Ночь» являлась первой частью трилогии в дантовском плане. Но вместо остальных ее частей появляются новые сборники: «Вишня в цвету» (Le cerisier fleuri, 1899) и «Прометей» (Promethee, 1899). Лирико-философская депрессия Ж. принимает форму политического пессимизма, и поэт пишет повесть «Иона» (Jonas, 1900) под углом зрения конфликта между белой расой и желтой, возникающего на почве права на труд. Он предрекает европейской цивилизации гибель от Дальнего Востока, где создается Новая империя, призванная господствовать над миром. В последние годы Ж. отдается театру и сочиняет историческую трагедию «Савонарола» (Savonarole, 1900), к-рую строит на борьбе между религиозным сознанием и политическим и в к-рой ярко раскрывает психологию фанатизма (особенно удачен монолог Савонаролы с самим собой, со своей «совестью»). Это — написанная с глубоким знанием исторической обстановки драма человеческих идей, обреченных на гибель; носителем их является Савонарола, сталкивающийся с реальной силой власти в лице Медичи, с действительностью, к-рую не в силах подчинить себе мистическое сознание. В другой драме «Русские студенты» (Les etudiants russes, 1910) Ж. изображает мистически истолкованную борьбу русской революционной молодежи с царизмом. Интерес автора сосредоточивается на разладе, якобы происходящем в душе русского человека. Последний, по мнению автора, колеблется между восточным фанатизмом, утверждающим самовластье деспота, и тягой к европейской культуре. Драма эта абстрактна, не жизненна и нарочита. Творчество Ж. в целом отражает переживания мелкобуржуазной бельгийской интеллигенции, не успевшей приспособиться к быстрому росту капиталистической индустриальной культуры.

Библиография:

I. Кроме произведений, уже указанных, Ж. принадлежат сборники стихов: «Проклятие художника» (La damnation de l’artiste, 1890) и «Сумерки» (Les tenebres, 1892), критические статьи о писателях своей эпохи («La litterature en Belgique» в «Messager de Bruxelles», 1902, № 106—223) и очерк о композиторе Р. Вагнере («Revue moderne», 1883).
       

II. Dumont-Wilden L., Les lettres belges et la culture francaise, «Grande revue», sept., 1901; Его же, L’ame belge, «L’Occident», oct., 1905; Walch G., Anthologie des poetes francais contemporains, ed. 1912; Delagrave Liebrecht, Histoire de la litterature belge, Bruxelles, «Mercure de France», 1928.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»