Единства

Единства
Единства

       
ЕДИНСТВА — термин классической драматургии. Требование единств действия и времени, как обязательных для трагедии, впервые было сформулировано Аристотелем. «Фабула, служащая подражанием действию, — писал он в VIII главе своей Поэтики , — должна быть изображением одного и притом цельного действия, и части событий должны быть так составлены, чтобы при перемене или отнятии какой-нибудь части изменялось и приходило в движение целое, ибо то, присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть органическая часть целого». Об единстве времени у него же читаем: «Трагедия особенно старается вместить свое действие в круг одного дня или лишь немного выйти из этих границ, а эпос не ограничен временем, чем и отличается от трагедии» (гл. V).
       Французские и итальянские теоретики эпохи Возрождения дополнили учение Аристотеля об Е. уже ранее формулировавшимся требованием единства места. В Италии поэт Триссино, ссылаясь на Аристотеля, настаивает в своей «Поэтике» (1529) на соблюдении единства времени; Ветторн, комментируя Аристотеля (1560), выдвигает закон единства места и действия; Кастильветро в своем выступлении (1570) объединяет уже все три требования. Во Франции знакомство с Аристотелем обнаруживают: трагедия Мэрэ «Софонизба» (1629), трагедии Тайля (Taille) с его «Поэтикой», наряду с «Поэтикой» ряда других французов, вплоть до трагедии Корнеля «Сид» (1636) и его «Discours sur l’utilite du poeme dramatique et de ses diverses parties», с одной стороны, и «Поэтического искусства» Буало — с другой. Буало дал классическую формулировку принципа Е.: «В едином месте, в день один должно свершиться одно событие, и пьесой будут наслаждаться все, переполняя зал». В Германии на точке зрения необходимости Е. стоял Готтшед, в России — Сумароков.
       Популярность аристотелевой теории Е. в XVI—XVIII вв. находит себе объяснение в социальной психологии той классовой группы, к-рая в ту пору являлась общественным гегемоном. Создавая себе (в значительной мере руками буржуазии) трагедию, аристократия стремилась сделать этот драматический жанр строгим и насыщенным. Средневековый театр с его обилием эпизодов, расчлененностью сценической площадки, обилием всяческих условностей мизансцены, не удовлетворял нового зрителя. Отталкиваясь от площадных и демократических зрелищ средневековья, аристократический потребитель добивается монументального трагедийного спектакля, в построении к-рого Е. играют основную роль. В противоположность иррационализму, мистике и фантастике средневековья, хаотичности мистерии они утверждали строгую логическую последовательность и правдоподобие, к-рого добивался рассудок («прекрасно только то, что истинно», говорит Буало). Е. способствовали четкому, незатемняемому никакими отклонениями и усложнениями выявлению той предельной обобщенности, к-рая так характерна для образов классической драмы, выражающих обычно отвлеченную от всякой иррациональной конкретности идею, качество, свойство и т. п., их строгое логическое развитие. «Торжество трех единств отвечало возраставшей требовательности высшего класса, для к-рого становились невыносимы наивные сценические несообразности предшествовавшей эпохи. Единства имели за себя такую идею, к-рая должна была увлечь благовоспитанных людей, идею точного подражания действительности, способного вызвать надлежащую иллюзию» (Лансон). Таким образом победила здесь собственно утонченность аристократического вкуса, возраставшая вместе с упрочением «благородной и благосклонной монархии» (Плеханов), с ее стремлением все регламентировать, подчинить рассудочным правилам.
       По мере того как деградировала придворная аристократия и на смену ей восходила буржуазия, по мере того как оттачивалось классовое самосознание последней, ей становились чужды традиция высокой классической трагедии и теория Е. как существенное звено в этой традиции. Процесс отталкивания от мертвеющих канонов аристократической драматургии наблюдается уже в конце XVIII в. в так называемой «буржуазной драме» (см. «Драма»). Сокрушительный удар нанес этим канонам ее создатель и теоретик в Германии — Лессинг, — доказавший обусловленность Е. места и времени устройством античной сцены и постоянным присутствием хора. Всемерно признавая основные положения «Поэтики» Аристотеля — единство действия, катарзис (см.) и т. д., он обнаружил всю произвольность и поверхностность истолкования Е. теоретиками французского классицизма. Но с особой остротой отрицание его принципов сказывается в позднейших выступлениях буржуазных романтиков (Гюго с его манифестом-предисловием к «Кромвелю» и драмой «Эрнани», драмы А. Дюма и мн. др.). В 30-х гг. XIX в. Е. уступают свое место тому просторному драматургическому каркасу, к-рый характеризует всю буржуазную драматургию прошлого столетия.
       Анализ Е. в системе классической драматургии см. также в статьях «Драма», «Классицизм» и «Трагедия».

Библиография:
Аристотель, Поэтика, перев. Н. И. Новосадского, ГАХН, М., 1927; Лессинг, Гамбургская драматургия, изд. Вольф, СПБ., 1914; Буало, Поэтическое искусство, перев. Под редакцией П. С. Когана, СПБ., 1914; Клейнер Исидор, У истоков драматургии, «Academia», Л., 1924; Его же, Театр Мольера, ГАХН, М., 1927 (стр. 49 и след.); Freitag G., Die Technik des Dramas, Kap. XIII; Breitinger H., Les unites d’Aristote avant le «Cid» de Corneille, 1879; Teichmom E., Die drei Einheiten im franz. Trauerspiel nach Racine, Lpz., 1909; Borinski K., Die Antike in Poetik und Kunsttheorie, Lpz., 1924.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Единства" в других словарях:

  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП — основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 1934 1940 гг. С. Л. Рубинштейном в след. форме: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание не 2 в разные… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ЗАКОН — см. ДИАЛЕКТИКА. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ЕДИНСТВА ПАРТИЯ — (венг. Egységes Part) бурж. партия в Венгрии, находившаяся у власти в 1922 39. Осн. с целью консолидации контрреволюц. сил 2 февр. 1922 под назв.: Партия христиан, мелких хозяев, земледельцев и буржуазии. Объединила наиболее консервативную часть… …   Советская историческая энциклопедия

  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП — – основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 1934–1940 гг. С. Л. Рубинштейном: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • единства фразеологические —    Идиоматическая, косвенно номинативная единица языка, обладающая слитным фразеологическим значением, функционирующая как целостное именование явлений действительности. Семантические признаки фразеологических единств включают следующие свойства …   Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

  • единства фразеологические — Идиоматическая, косвенно номинативная единица языка, обладающая слитным фразеологическим значением, функционирующая как целостное именование явлений действительности. Семантические признаки фразеологических единств включают следующие свойства: а) …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ЗАКОН — См. ДИАЛЕКТИКА …   Толковый словарь по социологии

  • Единства Пятидесятничество —  ♦ (ENG Oneness Pentecostalism)    форма пятидесятничества, возникшая в 1914. Оно отвергло учение о Троице и настаивало на перекрещивании исключительно во имя Господа Иисуса Христа. Объединенное пятидесятническое церковное международное (или… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • День народного единства — День народного единства  российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года. П …   Википедия

  • ГОСТ Р 8.674-2009: Государственная система обеспечения единства измерений. Общие требования к средствам измерений и техническим системам и устройствам с измерительными функциями — Терминология ГОСТ Р 8.674 2009: Государственная система обеспечения единства измерений. Общие требования к средствам измерений и техническим системам и устройствам с измерительными функциями оригинал документа: вид средства измерений:… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»