Дидактическая литература

Дидактическая литература
Дидактическая литература

       
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (от греч. didaskein — поучать) — условное обозначение весьма многообразных лит-ых жанров, вводящих нелитературный (философский, богословский, научный, практически-моральный и т. д.) материал в обычные формы художественно-словесного творчества. Традиционное определение Д. л. как «формы художественного творчества, имеющей целью поучать, показать полезность какого-либо предмета или популяризировать отрасль какой-либо науки», несколько суживает границы понятия, выводя за пределы его, с одной стороны, формы так наз. описательной (см.), или дескриптивной поэзии, с другой — формы тенденциозной и агитационной лит-ры (см.), в действительности тесно связанные и часто сливающиеся с формами собственно Д. л. Включение Д. л. в область художественно-словесного творчества предполагает наличие в ней эстетического оформления, воспринимаемого, как таковое, и производителем и потребителем Д. л. Поэтому ни дидактический материал, поданный без эстетического оформления (напр. современные формы научного произведения), ни лит-ые формы, преследующие другие (напр. мнемотехнические) цели (рифмованные правила грамматики, катехизисы и т. п.) не входят в понятие Д. л.
       Формы Д. л. особенно продуктивно представлены, с одной стороны, в специфических культурах Востока, античного мира и европейского средневековья; именно на почве этих культур создаются канонические формы Д. л. — дидактический эпос, фабульный и бесфабульный, малые фабульные жанры (притча, басня, аполог), дидактическая лирика — различные формы изречения. Возможность эстетического оформления такого своеобразного материала, как агрономия («Труды и дни» Гезиода, «Георгики» Вергилия), космогония («De rerum natura» Лукреция), философия (Парменид и др.), астрономия (Арат), поэтика («Ars poetica» Горация) свидетельствуют о недостаточной дифференцированности различных форм идеологии, следовательно отображают сравнительно малую дифференциацию производственных отношений и процессов: синкретизм науки и искусства — характерный признак этих культур.
       С другой стороны, преобладание дидактических форм наблюдается в словесно-художественной продукции некоторых группировок, к-рые можно признать на первый взгляд чисто идеологическими, — религиозных сект, лит-ых школ. Исключительно дидактический характер носит литература раннего буддизма и христианства, лирика суфиев и вообще мистиков Востока и Запада, пуритан и пиетистов; явно преобладает Д. л. в эпоху реформации и контрреформации. Анализ исторической обстановки, слиянной с периодом расцвета Д. л., ее характера (преобладание практической морали), особого значения в ней форм сатиры и риторики (см.), сближающих ее с агитационной и тенденциозной лит-рой (ср. сатирическую Narrenliteratur реформации), риторический характер лит-ой продукции раннего христианства, мрачный пафос пуританской дидактики (Бэньян, Мильтон), чувственность и сентиментальность пиетистов — все это раскрывает связь роста дидактической продукции с борьбой за определенные идеологии и лежащие в их основе реальные интересы. Именно в эпохи обострения борьбы за эти интересы и выступает Д. л. как прямое орудие пропаганды, защиты и нападения.
       Поэтому-то вполне реальные причины — борьба за классовую аристократическую культуру, кодификация и охрана ее, с одной стороны, нападение на старые устои, в частности на церковное мировоззрение, с другой, — лежат в основе и, казалось бы, чисто подражательного явления — расцвета Д. л. в эпохи классицизма и просвещения XVII—XVIII вв. (Буало, Делиль, Поп, Дидро, Руссо, Сен-Ламбер, Ломоносов, Херасков, Сумароков и др.).
       Поэтому и расцвет в известные эпохи Д. л., типологически совершенно тождественной с описанными выше формами, невозможно связать с выступлениями лит-ых или религиозных группировок, тогда как совершенно четко выступают лежащие в его основе явления классовой борьбы: таков, напр., подъем дидактической продукции в XIV—XV вв., отражающей энергичное наступление городского сословия на старую феодальную культуру. Разумеется, явления второго типа можно наблюдать и в мало дифференцированных культурах; и такие явления, как расцвет Д. л. в греческой лит-ре VII—VI вв., в римской лит-ре I в., современными исследователями ставятся в связь с крупными экономическими и социально-политическими сдвигами в соответствующие эпохи.
       Специфическая установка Д. л. — «miscere utile dulci» — ставит ее перед разрешением ряда своеобразных стилистических задач, определяющих ее оформление. Это, прежде всего, колебание между большими формами, допускающими всестороннее обсуждение предмета, и малыми формами, допускающими мнемотехническое заострение темы. Это, далее, искания фабульной формы: отсюда — тяготение Д. л. к аллегорическому выражению, позволяющему подавать динамически (путем введения фабульной интриги, драматического конфликта и т. п.) в сущности статический материал.
       В области внешнего оформления — Vortrag — можно отметить в Д. л. преобладание торжественной периодической речи, обильной философскими и научными терминами и соответствующей важности трактуемого предмета. Однако формы фабульных дидактических жанров (басня, моралитэ и т. п.) допускают и введение сниженных житейски-речевых форм выражения.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

дидакти́ческая литерату́ра
литература поучительного содержания, в которой художественная форма используется для выражения научных, этических, философских и т. п. идей. В античной литературе такие произведения создавали Гесиод (дидактический эпос «Труды и дни»), Лукреций (дидактическая поэма «О природе вещей»), Гораций («Послания», «Сатиры»). В средневековой европейской и древнерусской литературе писались или переводились многочисленные произведения дидактического характера («Римские деяния», «Великое зерцало», «Пчела»). Дидактическими являются и «Поэтическое искусство» Н. Буало, и «Максимы» Ф. Ларошфуко, и «Опыт о человеке» А. Поупа. В рус. литературе произведения дидактической литературы принадлежат М. В. Ломоносову, А. П. Сумарокову, М. М. Хераскову.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Дидактическая литература" в других словарях:

  • Дидактическая литература — (от др. греч. διδακτός  могущий быть преподанным, познаваемый, доступный усвоению)  условное обозначение разнообразных литературных жанров, вводящих нелитературный (философский, богословский, научный, практически моральный… …   Википедия

  • ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — произведения разных жанров (притчи, поэмы, повести), предназначенные поучать, наставлять. Ее корни в фольклоре. Пример народные рассказы Л. Н. Толстого …   Большой Энциклопедический словарь

  • дидактическая литература — произведения разных жанров (притчи, поэмы, повести), предназначенные поучать, наставлять. Её корни  в фольклоре. Пример  «народные рассказы» Л. Н. Толстого. * * * ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, произведения разных жанров… …   Энциклопедический словарь

  • ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — (от греч. didaktikós — поучающий), поучительная литература, излагающая философские, религиозные, моральные и научные знания, идеи в форме художественного произведения. В эпохи синкретизма являла собой живые и наивно целостные формы и была… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Дидактическая литература —         художественно оформленная поучительная литература. Д. л. излагает в форме словесно художественных жанров философские, религиозные, моральные и научные знания и идеи. В эпохи идеологической нерасчленённости науки и искусства (см.… …   Большая советская энциклопедия

  • дидактическая литература — в риторике: вид словесности, предназначенный для обучения искусствам и наукам, правилам поведения и нравственности, обобщающий опыт и являющийся источником информации об основных ценностях и знаниях общества, отличающийся ясностью и простотой… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Дидактическая литература —    в риторике: вид словесности, предназначенный для обучения искусствам и наукам, правилам поведения и нравственности, обобщающий опыт и являющийся источником информации об основных ценностях и знаниях общества, отличающийся ясностью и простотой… …   Риторика: Словарь-справочник

  • Дидактическая эвристика — теория эвристического обучения, педагогическая разновидность эвристики науки об открытии нового. Истоки дидактической эвристики лежат в методе Сократа и майевтике. Содержание 1 Ключевые понятия и концепции …   Википедия

  • Литература Испании — Испанская литература возникла с становлением испанского языка в XII в. Во времена римлян и вестготов в Испании писали на латыни. История испанской литературы разделяется на четыре крупные периода: период зарождения, когда талантливые… …   Википедия

  • Литература Швеции — Шведская литература  это, главным образом, литература Швеции, но также той части финского населения, которая говорит и пишет на шведском языке. Рунный камень из Рёка Истоки шведской литературы восходят к руническим надписям, рассказывавшим чаще… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»