Джэймс

Джэймс
Джэймс

       
ДЖЭЙМС Генри (Henry James, 1843—1916) — американский писатель. Отец — рантье-интеллигент; брат — известный психолог Вильям Джэймс. Культурная обстановка семьи рано побудила Д. к писательству. Молодость его прошла в странствованиях по Европе. Не находя в Америке своего времени условий, необходимых, по его мнению, для развития писателя, Д. в 1875 году навсегда вернулся в Европу, культура которой была его кумиром. В Париже Д. сблизился с Тургеневым и кружком Флобера. В 1876 году обосновался в Лондоне и лишь дважды наведывался в Соединенные штаты. До середины 80-х гг. Джэймс еще гордится своей космополитической культурностью и к соотечественникам относится свысока. Его сентиментальная «Daisy Miller» (1878) пользуется успехом, но остальные ранние вещи Джэймса, написанные простым языком в обычных, легко воспринимаемых формах социально-психологического романа, отталкивают американского читателя своей основной темой: «Американский бык в посудной лавке Европы» (American, 1877 и др.). Конец XIX века проходит для Д. под знаком углубляющегося и остро переживаемого им неуспеха у публики. Фабульная занимательность чужда Джэймсу, а к его утонченному анализу и художественной технике равнодушны читатели его времени. Д. безуспешно пробует драматический жанр, пишет неубедительную критику, много путешествует, временно бросает роман и переходит к новеллам. Он критически приглядывается к буржуазно-мещанскому укладу позднего «викторианства» («А London Life», 1889). В книгах Д. появляются необычные для него темы: то это свара из-за наследства («Aspern Papers», 1888 и др.), то восприятие впечатлительным ребенком мерзостей буржуазного брака («What Maisie knew», 1897), то какие-то невнятные и сдобренные мистикой пороки («Turn of the Screw», 1898). Англия переживала в ту пору так называемое «эстетическое движение 90-х гг.»; идя своим путем, Д. пришел, как и эстеты, к примату искусства над отвергавшей писателя жизнью. «Искусство творит жизнь», объявляет он и рассматривает взаимоотношения их в «Tragic Muse» (1890), «Death of the Lion» (1894) и др. Начало XX века было для Д. временем полного самозамуровывания в чистом искусстве. Отказавшись от возможности быть понятым, Д. переходит к романтическому построению своего мира. Свою «башню из слоновой кости» он населяет собственными отражениями, над утонченной психикой которых производит абстрактные лабораторные эксперименты, облеченные в крайне трудную языковую форму и лишь с натяжкой именуемые романами. Сюжетная схема в них упрощена за счет углубленного анализа переживаний («Golden Bowl», 1904 и др.). Все отчетливей проступает у Д. мотив старческого примирения и угасания («The Altar of Dead», 1895). Если в одном из лучших ранних романов («Portrait of a Lady», 1881) излюбленный Д. тип праведницы вступает в культурную жизнь, то в «Wings of the Dove» (1902) показано, как «культурно» переносит героиня свое медленное умирание. В предпоследнем и, по мнению Д., лучшем своем романе («Ambassadors», 1903), к-рый свободен от вымученных изысков последней поры, Д. возвращается к теме Америки. После 1904 Д. не дал ничего значительного.
       Произведения Джэймса написаны в конце XIX в., когда активный буржуа, делец и накопитель, занял в Соединенных штатах господствующее положение, трестируя капитал, выдвигая идеологию самодовлеющей и благоденствующей Америки и оттесняя тяготевших к Европе консервативных буржуа-рантье Крейна (см.) и др. Порожденный распадом старозаветного буржуазного уклада Новой Англии, сам деклассированный рантье, Д. изображает декадентское безделье обеспеченных верхов и нестрашные бури в их «хрустальном стакане». Его герои не знают нужды, борьбы, труда; это гл. обр. американские рантье, проживающие в Европе накопленный отцами капитал, а позднее — и артистическая богема. Покинув неуютную Америку как Джэймс, так и его герои не находят чаемой среды и в Европе и остро переживают трагедию беспочвенности, несоизмеримости и несвоевременности.
       Замкнувшись в самоанализе и чистом искусстве, они теряют чувство живой жизни, проявляя обывательское безразличие ко всему, что прямо их не затрагивает. В этом отношении Д. реалистически точно изображает свою переходную классовую прослойку.
       Д. — писатель для немногих и, прежде всего, для писателей. Тончайший анализ человеческой психики, изобретательные приемы, к-рыми Д. показывает самораскрытие личности, четкая осязательность описаний, чеканная (иногда до чрезмерности) работа над техникой — вот чему учились у Джэймса уже несколько поколений писателей. В последних его вещах фабула заменена аналитическим раскрытием сложной психологической ситуации. Рассудочная отделка приводит к чисто научной четкости и законченности, но и затрудняет художественное восприятие их. Д. стремится к преодолению максимальных трудностей, к всестороннему охвату крайне суженной темы. Отказываясь от непосредственного, «огрубляющего действительность» восприятия даже глазами своих рафинированных героев, Джэймс часто стремится отображать действительность не прямо, а косвенно, и притом устами многих свидетелей.
       Несмотря на полный отрыв от Америки, в Д. подсознательно жив пуританин Новой Англии, ученик Хозсорна; отсюда его этические темы и явно ощущаемое морализирование. Но «дистиллированный» пуританин Д. чужд мономании греховности: он терпим к своим морально больным героям.
       Непопулярный в широкой публике, Д. был признан равным лучшим писателям своей поры. Критика возводит его художественную генеалогию через Стендаля и др. к «раннему мастеру многостороннего и углубленного анализа чувств» Ричардсону и считает Д. мэтром психоаналитического жанра, предшественником Конрада, Пруста, Джойса и др. По методам изображения Д. — психолог-импрессионист аналитического типа, по охвату материала — в ранних своих вещах «условный» реалист, говорящий, хотя и правду, но не всю правду, о современности, а позднее — своеобразный, рассудочный романтик, влюбленный в культуру прошлого и создающий свой воображаемый мир человеческой психики «из центра к периферии», т. е. гл. обр. на материале «внутреннего опыта».

Библиография:

I. Лучшее и наиболее полное издание — 35-томное собрание романов и новелл Д. Macmillan (с крайне ценным предисловием автора). В него не вошли: критика Д. (French Poets and Novelists, 1878); монография Hawthorne, 1879; Notes on Novelists, 1914 и др.; путевые впечатления, автобиографические книги: Small Boy, 1913; Notes of a Son and Brother, 1914; Middle Years, 1917; и письма: Letters, 1921, 2 vv. На русский яз. переведено: Американки, Роман, «Еженед. Нов. вр.», 1880, т. V; Связка писем, Рассказ, «Вестн. Европы», 1882, VIII; Осада Лондона, Повесть, там же, 1884, I, II; Лондонская жизнь, Повесть, там же, 1889, VIII, IX; Лгун, Повесть, там же, 1889, XI.
       

II. Из огромной лит-ры о Д.: Hueffer, Henry James, 1913; West R., Henry James, L., 1916; Beach J. W., Method of Henry James, 1918; Bosanquet T., Henry James at Work, 1924; Edgar P., Henry James, man and author, 1927; Brooks Van W., Pilgrimage of Henry James, 1928.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Джэймс" в других словарях:

  • Джэймс — Генри Джеймс Henry James Дата рождения: 15 апреля 1843 Место рождения: Нью Йорк, США Дата смерти: 28 февраля 1916 Место смерти: Лондон, Великобритани …   Википедия

  • Джэймс Джеффордс — Джим Джеффордс Джеймс Джеффордс (Джим Джеффордс) (англ. James Merrill Jim Jeffords; родился 11 мая 1934) американский политик, сенатор США от штата Вермонт (1989 2007). До 2001 был членом Республиканской партии, но из за несогласия с политикой… …   Википедия

  • Джэймс Кэннон — Джеймс Патрик Кэннон James Patrick Cannon Имя при рождении = Псевдонимы: Martel; Martin Дата рождения: 11 февраля 1890 Место рождения: Роусдейл, штат Канзас, США Дата смерти: 21 …   Википедия

  • Джэймс Кронин — Джеймс Уотсон Кронин James Watson Cronin Американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1980) Дата рождения: 29 сентября …   Википедия

  • Джэймс Рэйнуотер — Лео Джеймс Рейнуотер (англ. Leo James Rainwater 9 декабря 1917, Каунсил 31 мая 1986, Нью Йорк) американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике за 1975 г «За открытие взаимосвязи между коллективным движением и движением отдельной частицы… …   Википедия

  • Джэймс Норрис Мемориал Трофи — Джеймс Норрис Трофи, выставленный в Зале Славы НХЛ Джеймс Норрис Трофи (англ. James Norris Memorial Trophy) приз, ежегодно вручаемый защитнику, который проявил наибольшее мастерство при игре на своей позиции на протяжении всего сезона… …   Википедия

  • Джэймс Норрис Трофи — Джеймс Норрис Трофи, выставленный в Зале Славы НХЛ Джеймс Норрис Трофи (англ. James Norris Memorial Trophy) приз, ежегодно вручаемый защитнику, который проявил наибольшее мастерство при игре на своей позиции на протяжении всего сезона… …   Википедия

  • Джэймс Франк — Джеймс Франк James Franck Выдающийся немецкий физик, лауреат Нобелевской премии (1925) Дата рождения: 26 августа 188 …   Википедия

  • Джэймс Чедвик — Сэр Джеймс Чедвик (Sir James Chadwick; 20 октября 1891, Боллингтон, Чешир 24 июля 1974, Кембридж) английский физик, известный за открытие нейтрона, член Лондонского королевского общества (1927), лауреат Нобелевской премии по физике за 1935 год.… …   Википедия

  • Леггет, Энтони Джэймс — Энтони Джэймс Леггет Sir Anthony James Leggett Британо американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике (2003) Дата рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»