Гофмансталь это:

Гофмансталь
Гофмансталь

       
ГОФМАНСТАЛЬ Гуго, фон (Hugo v. Hofmannsthal, 1874—1929) немецкий писатель. Расцвет его творчества относится к началу XX в. Ученик Ст. Георге (см.), он выражает аристократическую струю западного символизма. Поэт угасающей аристократии, Г. четко и художественно выразил созерцательное, эстетическое мироощущение этого класса в период его увядания, его неспособность к активному участию в жизни. Г. раскрывается целиком в одной из ранних лирических драм «Der Tor und der Tod» (Безумец и смерть, 1899); дальнейшее творчество развертывает центральный образ этой драмы — Клавдио, «человека усталой крови». Основной психологический мотив его — усталость и пресыщенность созерцательным эстетизмом и в то же время сознание обреченности своего стремления к полноте действенных переживаний. Клавдио, молодой эстет, только в минуту смерти понимает необходимость подлинного, интенсивного переживания и в смерти приветствует впервые полноту жизни. Так Г. осознал неутолимость своей жажды преодолеть душевный холод, свою усталость. Отсюда три пути его творчества: показ самого противоречия в его неразрешимости, попытки некоторого утверждения эстетизма, построений (всегда неудачных) своей ультрадейственной реальности.
       Ошибочно обычное представление о Г. как о типичном художнике импрессионизма, поэте мимолетного переживания. Уже первая лирическая драма Г. — «Gestern» (Вчера, 1891) — дает в образе Андреа крушение философии мгновения: «Вчера» — обреченность стремления жить мгновением; мотив прошлого, «вчера», — сознание его власти тяготеет над всем творчеством Г. Другая вариация того же основного противоречия — в лирической драме «Die Frau im Fenster» (Женщина в окне, 1899). Ожидание интенсивнейшего часа жизни — любви — прерывается смертью. Тот же мотив развертывает одна из лучших драм Г. — «Der Abenteurer und die Sangerin» (Авантюрист и певица, 1905), где авантюрист, т. е. человек, как бы предназначенный для действенной жизни, раскрывает свою душевную опустошенность. Аналогичный образ, воплощающий внутреннюю неспособность к действию, замыкает в эстетизированную рамку Венеции XVIII в. драма «Das gerettete Venedig» (Спасенная Венеция, 1905).
       Лирическая драма «Der Tod des Tizian» (Смерть Тициана, 1899) пытается дать в образе Тициана самоутверждение эстетизма, но мотив смерти, тяготеющий над этой драмой, и здесь подчеркивает его обреченность. Попытки же создания драмы действия — «Elektra» (Электра, 1903) и др. — терпят неудачу, поскольку действие неизбежно низводится к драматической позе.
       Свои образы Г. эстетизирует или путем использования сюжетов литературных произведений, или путем развертывания образа неудовлетворенного эстета на фоне эпох, излюбленных эстетизмом — Ренессанс, античность, Венеция XVIII в. и т. д. Основной психологический мотив Г. — неспособность к действию — обусловливает статичность композиции его драм. Патетика жеста дана как застывшее на картине действие, большинство драм Г. являются драматизированной лирикой. Отсюда специфический жанр Г. — маленькие «лирические драмы» в стихах. Статичность композиции в лирике выражается в использовании строгих форм — сонета, терцин («Gesammelte Gedichte» — «Собр. стихов», 1907), чему соответствует законченность стиха драм. Мотив опустошенности, увядания находит выражение в характере символики природы — картинах осени, заката, вечера. Эстетизированию сюжета, пейзажа соответствует построение стилистических образов, эпитетов и лексики, с одной стороны, на принципе орнаментального нанизывания декоративно-эстетических представлений, с другой — на их группировке вокруг психологических мотивов зрелости, усталости, увядания, сна и т. д. Этот характер их подчеркнут медлительной музыкальностью стиха.
       В последние годы Г. дает вещи в совершенно новом для него плане — результат изменившейся психологии аристократии. Они проникнуты покаянием и морализирующим отрицанием капиталистической цивилизации. Прозвучавшие намеком в стилизованной притче о богаче — «Jedermann» (1912) — эти тенденции развертываются в пьесе «Das Salzburger Grosse Welttheater» (Зальцбургский Большой театр жизни, 1923) и в трагедии «Der Turm» (Башня, 1925), построенных на принципах драматургической техники экспрессионизма. Первая делает героем «пьесы, идущей на сцене жизни», нищего, вторая — в образе принца, заключенного в башню властью, разрешает трагический конфликт силы (капитализм) и духа (аристократии) утверждением внутреннего царства духа. Это единственно возможное для отмирающего класса разрешение типично для разоряющейся аристократии послереволюционного периода, ставшей в положение «униженной» и потому оппозиционной социальной группы.
       Эти пьесы не означают нового расцвета творчества Г., и оно остается в истории литературы ярким выражением закатно-аристократического эстетического мироощущения.

Библиография:

I. Не упомянуты выше следующие произведения: трагедии — «Oedipus und Sphinx» (Эдип и сфинкс, 1905), «Alkestis» (Алкеста, 1906); оперетты — «Rosencavalier» (1911), (Ariadne auf Naxos» (Ариадна на Наксосе, 1912); новеллы и комедии в собр. сочин. (6 тт., 1924). Русск. перев.: Драмы, Смерть Тициана, Безумец и смерть, Женщина в окне, Свадьба Зобеиды, Авантюрист и певица, перев. С. Орловского, М., 1906; Электра, Трагедия, перев. О. Чюминой, СПБ., 1907 (неоднократно ставилась на сцене); Дары жизни, Пьеса, перев. О. Чюминой, СПБ., 1908; Сказка 672 ночи, перев. О. Норвежского, СПБ., 1908; Приключение маршала, СПБ., 1909; Царь Эдип, приспособл. для современной сцены, перев. Т. Щепкиной-Куперник, изд. С. Рассохина, 1911. Несколько переводов изданы в «Универс. библиотеке», изд. «Польза» и в «Западных сборниках», т. I, М., 1908 (здесь перев. «Сказка»). В 1923 изд-вом «Мысль» изд. «Сложный характер», Ком. в 3 д., перев. И. Мандельштама. Gesammelte Werke, 6 Bde, 1924; Briefwechsel mit Richard Strauss, 1926.
       

II. Фриче В. М., Основные мотивы западно-европейского модернизма, сб. «Лит-ый распад», кн. 2, СПБ., 1909; Аксельрод Ида, Литературно-критические очерки, Минск; Sulger-Gebing E., H. von Hofmannsthal, 1905; Borchardt R., Hofmannsthal u. Rilke, 1905; Kollmann A., H. von Hofmannsthal, 1907; Hladny E., Hofmannsthals Griechenstucke, 1910; Borchardt R., Rede uber Hoffmannsthal, 1918; Berendsohn W. A., Der Impressionismus Hofmannsthals als Zeiterscheinung, 1920; Thomese I. A., Romantik und Neuromantik mit besonderer Berucksichtigung H. v. Hofmannsthals, 1923.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Го́фмансталь
(hofmannsthal) Гуго фон (1874, Вена – 1929, Родаун, под Веной), австрийский писатель. Ещё будучи учеником гимназии, прославился как автор поэтических пьес (опубл. под псевдонимом Лорис, Лорис Меликов). Ранние драмы «Вчера» (1891), «Смерть Тициана» (1892), «Глупец и смерть» (1894), «Авантюрист и певица» (1899), «Женитьба Зобеиды» (1899) дают характерный для литературы «конца века» набор тем – кризис искусства, недостаточность культуры, конечные проблемы жизни и смерти. Пролог Гофмансталя к пьесе А. Шницлера «Анатоль» (1893) выражает самую суть «венского импрессионизма»:
И мы играем на театре

Комедию своей души,

Играем собственные пьесы,

Где горечь ранняя и нежность

Вчера и завтра наших чувств…

Агония, куски, фрагменты…

(Перевод Ю. Сульновар)

Многие драмы Гофмансталя были написаны как оперные либретто для Р. Штрауса, положившего их на музыку, в частности пьесы «Электра», «Кавалер роз» (обе – 1911), «Ариадна на Наксосе» (1911, переработана в 1916), «Женщина без тени» (1916), «Елена Египетская» (1928) и др. Вместе с режиссёром М. Рейнхардтом Гофмансталь был одним из организаторов Зальцбургского фестиваля, крупнейшего в мире музыкально-театрального фестиваля. С 1920 г. пьеса Гофмансталя «Имярек» (1911), переработка старинного английского моралите, ежегодно ставится перед фасадом Зальцбургского собора. «Имярек» и позднейшая мистерия Гофмансталя «Большой Зальцбургский театр жизни» (1922) традиционно отрывают Зальцбургский фестиваль.
Комедии «Возвращение Кристины» (1910), «Трудный характер» (1921) и «Неподкупный» (премьера 1923, опубл. в 1956) на примере светского общества дают картину сознания человека современной культуры. Публицистика и эссеистика составляют немалую часть наследия автора, его переписка, включающая около 10 000 писем к 850 адресатам, представляет собой важный источник по истории культуры 20 в.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Смотреть что такое "Гофмансталь" в других словарях:

  • Гофмансталь — Гофмансталь, Гуго фон Гуго фон Гофмансталь Hugo von Hofmannsthal Гуго фон Гофмансталь, 1893 Дата рождения …   Википедия

  • ГОФМАНСТАЛЬ — (Хофмансталь) (Hofmannsthal) Гуго (Хуго) фон (1874 1929), австрийский писатель. В неоромантическо символистских драмах ( Смерть Тициана , 1892; Авантюрист и певица , 1899; Император и ведьма , 1900; Башня , 1925) проблемы жизни и смерти, культ… …   Современная энциклопедия

  • Гофмансталь — (Хофмансталь) (Hofmannsthal) Гуго (Хуго) фон (1874 1929), австрийский писатель. В неоромантическо символистских драмах (“Смерть Тициана”, 1892; “Авантюрист и певица”, 1899; “Император и ведьма”, 1900; “Башня”, 1925) проблемы жизни и смерти, культ …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гофмансталь —         Хофмансталь (Hofmannsthal) Гуго фон (1. 2. 1874, Вена, 15. 7. 1929, Родаун), австрийский писатель, эссеист. Происходил из аристократической семьи. Изучал право и филологию в Вене. Выступил в 90 х гг. Отдал дань импрессионизму, символизму …   Большая советская энциклопедия

  • Гофмансталь — (Hugo von Hofmannsthal, род. в 1874 г.) поэт и драматург; принадлежит к группе молодых немецких символистов, преследующих главным образом эстетические цели. Г. выступил очень рано, сначала под псевдонимом Теофиля Моррена, с драматическим эскизом… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГОФМАНСТАЛЬ (Hofmannsthal) Хуго — (Гуго) фон (1874 1929) австрийский писатель. Произведения в духе неоромантизма и символизма: одноактные драмы ( Смерть Тициана , 1892), лирика ( Избранные стихи , 1903). Эстетические взгляды в книге Поэт и наше время (опубликована 1907) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гофмансталь Гуго фон — Гофмансталь, Хофмансталь (Hofmannsthal) Гуго фон (1. 2. 1874, Вена, 15. 7. 1929, Родаун), австрийский писатель, эссеист. Происходил из аристократической семьи. Изучал право и филологию в Вене. Выступил в 90 х гг. Отдал дань импрессионизму,… …   Большая советская энциклопедия

  • ГОФМАНСТАЛЬ Хуго — ГОФМАНСТАЛЬ (Hofmannsthal) Хуго (Гуго) фон (1874 1929), австрийский писатель. Произведения в духе неоромантизма (см. НЕОРОМАНТИЗМ) и символизма (см. СИМВОЛИЗМ) : одноактные драмы («Смерть Тициана», 1892), лирика («Избранные стихи», 1903).… …   Энциклопедический словарь

  • Гофмансталь, Гуго фон — Гуго фон Гофмансталь Hugo von Hofmannsthal …   Википедия

  • Гофмансталь Гуго фон — Гуго фон Гофмансталь, 1893 Гуго фон Гофмансталь (нем. Hugo von Hofmannsthal, 1 февраля 1874, Вена – 15 июля 1929, Родаун, под Веной) – австрийский писатель, поэт, драматург. Содержание 1 Биография …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Гофмансталь» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»